ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ – СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ОТ ЛИССАБОНА ДО ВЛАДИВОСТОКА
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
О САНКЦИЯХ И «ДРУЗЬЯХ» РОССИИ
  Сергей ГЛАЗЬЕВ, экономист, советник Президента РФ по вопросам евразийской интеграции
ОТРИНУВ ДОГМЫ, ИЛИ ЕЩЁ РАЗ О ПОЛИТИКЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ
  БИЗНЕС-МОСТ В УДМУРТИИ
  Александр СОЛОВЬЕВ, исполняющий обязанности Главы Удмуртской Республики
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИМЕЕТ БОГАТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. МЫ ДОЛЖНЫ ЕГО УМЕЛО ИСПОЛЬЗОВАТЬ И НАРАЩИВАТЬ
  Фанил ЗИЯТДИНОВ, генеральный директор ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол»
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – ЭТО КАДРЫ, ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ
  УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ТОЧКИ РОСТА
  Альберт АХМЕТШИН, генеральный директор ОАО «Удмуртавтотранс»
«УДМУРТАВТОТРАНС». ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ
НАШЕ КРЕДО – ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПАССАЖИРАМ МАКСИМАЛЬНО КОМФОРТНЫХ, КАЧЕСТВЕННЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛУГ
  Михаил ЗАЙЦЕВ, и.о. министра экономики Удмуртской Республики
ПРИОРИТЕТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
  Виктор ВАХРОМЕЕВ, и.о. министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС: В ИНТЕРЕСАХ НАСЕЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВА
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ СТИМУЛОМ ДЛЯ НОВЫХ КОНСТРУКТОРСКИХ РЕШЕНИЙ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
  Геннадий КУДРЯВЦЕВ, генеральный директор ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»
«АКСИОН» – ЗНАК КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ
  МАЛЫЙ БИЗНЕС
  БРУТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ХАРДКОРЕ
  ТЕХНОЛОГИИ
  НАНОИНДУСТРИЯ: ДЕЛОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
  IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ЭРА-ГЛОНАСС
  МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН ОБРАЗОВАНИЯ 2014
  ОБЩЕСТВО
  КУСКОВО: ДЛЯ ТЕХ, КТО ЦЕНИТ КРАСОТУ

























Развитие инжиниринга – это не дань моде, а актуальная задача

Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России

Какова роль инжиниринга в развитии инновационной системы и в целом экономики России? Как необходимо усовершенствовать нормативно-правовое поле для продвижения и стимулирования инжинирингового бизнеса? Что предлагает СоюзМаш России по техническому перевооружению промышленных предприятий и импортозамещению? Ответы на эти и другие вопросы – в предлагаемой статье.

Сегодня особенно важно превратить идеи в высокие технологии. Для этого инжиниринговые предприятия должны занять место между наукой и реальным сектором экономики для внедрения результатов научных исследований. Особое значение инжиниринг приобретает с точки зрения актуальной задачи импортозамещения, поставленной Президентом России.

Потенциал роста

В настоящее время значительная часть инженерных разработок, передовых технологий и оборудования приходит к нам из-за рубежа. Доля импорта в машиностроении превышает 50%, в химической промышленности – составляет около 60%. Мы имеем не более трети разработок мирового уровня по основным направлениям научно-технического развития. В контексте сказанного актуальность развития инжиниринга совершенно очевидна. Также очевиден и потенциал роста инжиниринга в России, как с точки зрения внут-реннего рынка, так и с точки зрения экспорта. Анализ показывает, что темп роста инжиниринговых услуг в России за период до 2020 г. может составить до 15% в год.

СоюзМаш России – навстречу инжинирингу

Проблемам развития полноценной системы инжиниринга на государственном уровне уделяется достаточно много внимания. Вплотную занимается этой важной и перспективной задачей и промышленное сообщество. Союз машиностроителей России в начале прошлого года сформировал комиссию по развитию инжиниринга в машиностроении, которая на сегодняшний день является одной из самых активных. Говоря о конкретной работе Союза на этом направлении, прежде всего, следует отметить наше участие в обсуждении проекта подпрограммы «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» и внесение в нее своих предложений. Они были учтены Минпроторгом России в ее окончательном варианте. Наши взгляды нашли свое отражение и в правительственной «Дорожной карте», в которую был внесен Союзом ряд корректировок. Особо отмечу то, что по заказу Минпромторга мы ведем важную для развития отечественного инжиниринга научно-исследовательскую работу «Разработка и внедрение инструментов стимулирования локализации EPC(M)-опыта зарубежных лидеров». Активное участие в этом исследовании принимают лидер тяжелого машиностроения, одна из крупнейших российских компаний «Объединенные машиностроительные заводы», ведущие технические вузы – МГТУ им. Баумана, МГТУ «Станкин».

Совершенствование законодательства

Вместе с тем, следует отметить, что в российском нормативно-правовом поле отсутствует однозначное определение инжиниринга и инжиниринговых услуг. Это можно объяснить сложностью стандартизации деятельности, неоднородность которой обусловлена различиями в практике ведения инжинирингового бизнеса в каждом из секторов экономики. Необходимо также создать правовую базу для идентификации российских инжиниринговых организаций и четко определить место инжиниринга в национальной инновационной системе.

Очевидна необходимость внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство в части стимулирования развития инжиниринга. Особое место должна занять оценка существующих нормативно-правовых актов на предмет развития конкуренции в сфере ЕРС(М)-контрактинга и подготовка предложений по устранению в федеральном и региональном законодательстве препятствий для развития ЕРС(М)-услуг. Необходима и правовая основа для создания системы защиты интересов российских инжиниринговых компаний на внешних рынках. Актуальной является проблема унификации и гармонизации нормативно-правовых документов в области инжиниринга в рамках

ЕврАзЭС в соответствии с лучшими международными стандартами.

В свете этих задач очевидна разработка законопроекта об инжиниринговой деятельности и доработка проекта федерального закона «О промышленной политике в РФ». В стратегическом плане это соразмерно формированию меж-отраслевой политики России, что будет способствовать реализации программ импортозамещения, рациональному ресурсоразмещению, росту налогооблагаемой базы и территориальному планированию. СоюзМаш России ведет работу над данным законопроектом. По понятным причинам, работа непростая, и мы рассчитываем на самое широкое участие в ней представителей экспертного сообщества.

Соблюдение баланса

На мой взгляд, увеличение числа инжиниринговых организаций, особенно реализующих крупные проекты в рамках ЕРС(М)-формата, наиболее целесообразно на начальном этапе проводить прежде всего с участием госкорпораций или компаний, получающих государственную поддержку. Вместе с тем, для соблюдения баланса мы не должны упускать из виду необходимость привлечения к инжиниринговой деятельности частного бизнеса. В том числе малого, учитывая его гибкость и потенциальную инновационность.

Наиболее перспективны с этой точки зрения те отрасли, где имеются высокий потенциал роста, сформированная клиентская база. Это в первую очередь производство вооружений и военной техники, авиастроение и космонавтика, топливно-энергетический комплекс. Такой подход позволит нам, особенно на начальном этапе, дать импульс отечественному инжинирингу и превратить его в эффективный инструмент обеспечения развития российской экономики, формирования конкурентоспособных инжиниринговых компаний.

Корректировка сотрудничества

Очевидно, что в настоящее время санкционное давление со стороны стран Запада вынуждает нас корректировать подходы к международному сотрудничеству. Дело здесь не только и не сколько в том, чтобы дать адекватный ответ на немотивированные шаги, направленные на нанесение ущерба российской экономике.

Главное состоит в том, чтобы не пострадал процесс масштабного технического перевооружения российских промышленных предприятий. Поэтому Россия должна усилить акцент на технологическое сотрудничество с более надежными партнерами. Такими как Китай, Индия, другими странами БРИКС. Следовательно, возникает необходимость в корректировке планов финансируемых государством закупок иностранного оборудования в рамках технического перевооружения отечественной промышленности. При этом мы не должны допустить нанесения ущерба ранее осуществленным собственным инвестициям.

Информационно-аналитическое издание jjjj№129 2014



ЭКОНОМИКА

  Граф Жак фон ПОЛЬЕ, управляющий директор Петродворцового часового завода
ЧАСЫ «РАКЕТА» – ГОРДОСТЬ РОССИИ
  Жером КЛОЗЕН, исполнительный директор Московского бюро Агентства инвестиций в экономику Франции
НОВАЯ ВОЛНА РОССИЙСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ ВО ФРАНЦИИ
  АТОМНЫЙ кВт/ч – НОВЫЙ ПРОДУКТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России
РАЗВИТИЕ ИНЖИНИРИНГА – ЭТО НЕ ДАНЬ МОДЕ, А АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА
  НОВЫЙ ПРОДУКТ: ОТ ГЕНЕРАЦИИ ИДЕИ ДО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta