ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ЗАГЛЯНУТЬ ЗА ГОРИЗОНТ. И ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
БАЛАНС МЕЖДУ ПОДДЕРЖКОЙ И КОНКУРЕНЦИЕЙ
  Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ
ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ: ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ
  ИННОПРОМ-2014
  Антон АТРАШКИН, вице-президент ГК «Формика»
ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ УСКОРЯЕТ ПРОГРЕСС
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
РОССИЯ ДОЛЖНА ВЕРНУТЬ СЕБЕ СТАТУС МИРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕРЖАВЫ
  ЗАКОН И ПРАКТИКА В ИНТЕРЕСАХ ИНВЕСТОРА
  РЕГИОН
  РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ПАРТНЕРСТВО
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Сергей ГОНЧАРОВ, директор ФГБУ «ВЦМК «Защита» Минздрава России, главный внештатный специалист по медицине катастроф Минздрава России
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ «ЗАЩИТА»: АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ НА РИСКИ И УГРОЗЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ
  ISSE 2014: ГРАЖДАНИНУ, ОБЩЕСТВУ, СТРАНЕ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Сергей ПЕРШУТКИН, доктор социологических наук, Новосибирск
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ПОДЪЕМ: НОВЫЕ ПУТИ
  ИСТОРИЯ И ПРАВО
  Сергей СУШИНСКИЙ, член Экспертного совета при ФАС России
ПАТРИОТИЗМ ВОПРЕКИ ОШИБКАМ ПРОШЛОГО
  СТРОИМ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
  ТЕХНОЛОГИИ
  «ПТА-УРАЛ 2014»
  ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ. ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
  МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН ОБРАЗОВАНИЯ 2014
  ОБЩЕСТВО
  ПО СЛЕДАМ КАЗАКОВ
  ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ОБИТЕЛЬ















Семья – наш главный заказчик и потребитель

Виктор ФЕРТМАН, начальник Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, заслуженный учитель РФ

– В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент подчеркнул, что в области образования наряду с повышением зарплат необходима реализация комплекса мер: переход на эффективный контракт и проведение аттестации специалистов, внедрение подушевого финансирования, развитие реальной конкуренции. Какая работа в этом направлении проводится в ЦАО?

– Реализация обозначенного Президентом комплекса мер для Центрального округа, как и для всего города, не является чем-то сверхновым. Так, именно в ЦАО родился эффективный учебный план, который позволяет школьникам перейти на 5-дневную рабочую неделю и дает им возможность в полной мере использовать культурный потенциал такого мегаполиса как Москва. Одним из приоритетов 2015 г. станет для нас системный переход на эффективный контракт, причем, не только с учителями, но и с директорами школ. Все субъекты образовательного процесса должны находиться в равных условиях. Если мы требуем эффективной работы по определенным критериям от учителя, таким же требованиям должен отвечать и директор.
Само понятие «эффективный контракт» подразумевает развитие реальной здоровой конкуренции. Ее главный критерий – рейтинг популярности школы. Одни школы пользуются ажиотажным спросом, другие – нет. И хотя ситуация постепенно выравнивается, остались школы, за которые родители «голосуют» более активно. Здесь ряд причин. У одних выбор школы связан с конкретным учителем, у других – с громким именем, у третьих – с командой, что, на мой взгляд, более перспективно.

– Реализуется ли в полном объеме конституционное право родителей выбора школы для своего ребенка?

– Такое право выбора у родителей, конечно, остается. Правда, с некоторой оговоркой, принимая в расчет реалии жизни. Говоря о реализации права в полном объеме, мы должны прекрасно понимать, что этот объем элементарно ограничен числом школьных кабинетов. С данным фактором, в частности, связан процесс укрупнения московских школ, который позволяет маневрировать, в том числе и площадями. То, что невозможно сделать в рамках одной школы, позволяет формат большого образовательного комплекса.
Моя давняя и, так скажем, выстраданная позиция: необходимо структурировать образовательное пространство по принципу возрастного зонирования. У каждой возрастной группы своя отдельная большая ниша: дошкольное отделение, начальная школа, средняя школа и старшая школа. Создается одноуровневая среда, где учитываются возрастные физиологические и психологические особенности. Такая структура характерна для европейских образовательных учреждений. Но дело не в каких-то аналогиях, а в простой человеческой логике. Потому что очень сложно организовывать образовательную среду одновременно для 6–7-летнего ребенка и для 17–18-летнего подростка. У них разные жизненные циклы, ритмы. Поначалу возрастное зонирование вызывает некое изумление у родителей, но в итоге они по достоинству оценивают преимущества этой системы. Родители, т.е. заказчики, остаются довольны.

– «Заказчик», «услуга»... В последнее время такая терминология стала популярной в сфере образования.

– Услуга – это то, за что платят. Если у нас существует нормативное подушевое бюджетное финансирование (фактически, «образовательный ваучер»), значит, нам платят за оказание услуги. Принцип этой схемы – «деньги следуют за учащимся». Пришел ребенок в школу – из бюджета поступили деньги за обучение. Ушел он из школы – ушли и деньги. Все просто и прозрачно.
«Услуга» применительно к образованию – не более чем термин, просто слово. Это вовсе не превращает школу в сферу бытовых услуг и не уравнивает ее с… химчисткой или прачечной. Школа – это школа. Но раз мы выполняем поставленную перед нами государством и обществом задачу, выполняем социальный заказ, то, наверное, оказываем некую услугу. Мы или работаем на потребителя, или заявляем, как в старой байке: аптека – для фармацевта, завод – для инженера, самолет – для летчика, школа – для учителя.

– Кто же является конечным потребителем, на которого вы работаете? Государство? Общество?

– На сегодняшний день мы напрямую соприкасаемся с таким потребителем, как семья. И надо заметить, что московская семья – потребитель достаточно привередливый и избалованный, который с каждым годом требует от нас все больше и поднимает планку все выше. Признаюсь, нам приходится прилагать немало усилий, чтобы соответствовать высоким пот-ребностям и запросам налогоплательщика. Что касается государства, то оно транслирует свою позицию через федеральные законы, определяет в данной отрасли социальной сферы политику, которая не позволяет сохраняться единому образовательному пространству. По сути, у нас как бы два заказчика: государство и общество, базовым институтом которого является семья.

– Каковы главные показатели и критерии труда учителя?

– На сегодня, кроме мониторинга Московского центра качества образования (не всегда корректного), кроме результатов ГИА и ЕГЭ, практически нет объективных показателей труда педагога. Да, есть масса претензий к содержанию ЕГЭ, к процедурам проведения, но никто уже не сомневается, что это – формат объективной оценки. ЕГЭ свою задачу уже выполнил. И то, что в этом году у нас есть некоторое снижение среднего балла ЕГЭ, говорит о том, что мы создали оптимальные условия, при которых ученики могли продемонстрировать свои реальные (без подсказок из интернета) знания, без самообмана. Никто не говорит, что ЕГЭ – идеал. Но ведь и про демократию говорят, что это лучшая из всех худших форм правления.
Нам крайне необходима система независимой оценки. И сегодня мы думаем о создании Центров независимой оценки уровня знаний школьников, их умений и навыков. Это большая перспективная работа, которую мы начнем со старших классов. Некоторые могут усомниться в целесообразности таких центров, ведь ребенок и без того находится в постоянной оценочной ситуации: по итогам урока, четверти, года. Однако нередко оценка учителя оказывается завышенной или заниженной по отношению к результатам независимого тестирования. Поэтому трудно переоценить значение таких центров, в которых должны быть заинтересованы и школа, и родители, и сами ученики. И для меня, как для руководителя, также важно, чтобы мне дали объективную оценку каждому учителю, каждому структурному подразделению, каждому детскому саду. И чтобы оценку выставлял не сам учитель или директор, а независимые эксперты. Конечно, в этом много романтики и мечтаний. Но если мы в наш приземленный век не будем возвышаться до мечты, то не сможем реализовать ни один проект.

– Повышает ли, с вашей точки зрения, внедрение ИКТ качество образования?

– Компьютеризация школ – это лишь организационный момент образовательного процесса. От того, что в каждом классе будет висеть интерактивная доска и стоять пара компьютеров, ничего в нашей жизни, глобально не изменится. Это просто тренд сегодняшнего дня. Не более чем инструмент образовательного процесса, позволяющий ребенку по-другому смотреть на мир.

Информационно-аналитическое издание jjjj№127 2014



ОБРАЗОВАНИЕ

  Виктор ФЕРТМАН, начальник Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, заслуженный учитель РФ
СЕМЬЯ – НАШ ГЛАВНЫЙ ЗАКАЗЧИК И ПОТРЕБИТЕЛЬ
  Наталья ТВЕРСКАЯ, директор ГБОУ Центр образования 345 ЦОУ ДО г. Москвы, заслуженный учитель РФ, к.п.н., чл.-корр. МАНПО
ЗАДАЧА ШКОЛЫ – НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ЖИТЬ В ДИНАМИЧНОМ МИРЕ
  ПОМОГИТЕ КАТЕ!

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta