ИННОПРОМ-2014
  Антон АТРАШКИН, вице-президент ГК «Формика»
ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ УСКОРЯЕТ ПРОГРЕСС
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
РОССИЯ ДОЛЖНА ВЕРНУТЬ СЕБЕ СТАТУС МИРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕРЖАВЫ
  ЗАКОН И ПРАКТИКА В ИНТЕРЕСАХ ИНВЕСТОРА
  РЕГИОН
  РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ПАРТНЕРСТВО
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Сергей ГОНЧАРОВ, директор ФГБУ «ВЦМК «Защита» Минздрава России, главный внештатный специалист по медицине катастроф Минздрава России
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ «ЗАЩИТА»: АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ НА РИСКИ И УГРОЗЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ
  ISSE 2014: ГРАЖДАНИНУ, ОБЩЕСТВУ, СТРАНЕ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Сергей ПЕРШУТКИН, доктор социологических наук, Новосибирск
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ПОДЪЕМ: НОВЫЕ ПУТИ
  ИСТОРИЯ И ПРАВО
  Сергей СУШИНСКИЙ, член Экспертного совета при ФАС России
ПАТРИОТИЗМ ВОПРЕКИ ОШИБКАМ ПРОШЛОГО
  СТРОИМ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
  ОБРАЗОВАНИЕ
  Виктор ФЕРТМАН, начальник Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, заслуженный учитель РФ
СЕМЬЯ – НАШ ГЛАВНЫЙ ЗАКАЗЧИК И ПОТРЕБИТЕЛЬ
  Наталья ТВЕРСКАЯ, директор ГБОУ Центр образования 345 ЦОУ ДО г. Москвы, заслуженный учитель РФ, к.п.н., чл.-корр. МАНПО
ЗАДАЧА ШКОЛЫ – НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ЖИТЬ В ДИНАМИЧНОМ МИРЕ
  ПОМОГИТЕ КАТЕ!
  ТЕХНОЛОГИИ
  «ПТА-УРАЛ 2014»
  ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ. ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
  МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН ОБРАЗОВАНИЯ 2014
  ОБЩЕСТВО
  ПО СЛЕДАМ КАЗАКОВ
  ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ОБИТЕЛЬ















Заглянуть за горизонт. И чем дальше, тем лучше

Владимир ПУТИН, Президент России

Результат есть

За последние годы мы предприняли ряд шагов, направленных на укрепление отечественной инженерной школы. Созданы национальные исследовательские университеты, ориентированные на подготовку современных технических кадров. Начиная с 2006 г., в развитие материальной базы инженерных факультетов целевым образом было вложено более 54 млрд руб. Удалось повысить уровень подготовки специалистов, в том числе по таким критически важным направлениям, как авиационная, атомная, автомобильная промышленность, металлургия, энергетическое машиностроение.

Общественный престиж профессии растет, карьера инженера становится привлекательной с точки зрения статуса и материального достатка. В стране запускаются крупные индустриальные проекты, в рамках которых инженерам по-настоящему интересно и амбициозно работать.

Закономерно, что все больше школьников увлекаются математикой, физикой, химией. Наблюдается позитивная тенденция к росту престижности этих профессий, к увеличению числа абитуриентов увеличивается. Чтобы ребята состоялись в жизни, в профессии, добились успеха, смогли реализовать себя в интересах страны, нам важно сделать новые качественные шаги в развитии отечественного технического образования. Есть и объективный запрос на перемены в системе подготовки инженерных кадров.

Требования остаются

Меняется не только технологический, но и весь уклад жизни, меняются и представления об инженерной деятельности, растут требования к этой профессии. Сегодня это профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, не только конструирует современную технику и машины, но, по сути, и формирует окружающую действительность – не случайно появление таких направлений, как биогенная, социальная инженерия.

Нужно подумать о том, как добиться, чтобы эта система подготовки кадров в полной мере отвечала вызовам времени, запросам экономики и общества. Способствовала решению задач, которые сегодня стоят перед нашей экономикой в целом: это повышение конкурентоспособности, технологическое перевооружение промышленности, кардинальный рост производительности труда.

Убежден, что отечественная система технического образования должна быть нацелена на подготовку инженеров, чьи навыки, квалификация отвечают требованиям, потребностям предприятий. Это не только главные конструкторы и исследователи, идущие к новым технологическим решениям, это и так называемые линейные инженеры, на них и держится вся профессия. Именно таких специалистов сегодня остро не хватает в отечественной экономике… И нельзя допустить, чтобы существующий кадровый дефицит стал сдерживающим фактором развития экономики.

С учетом перспективы

Прежде всего, следует определить, какие специалисты потребуются отраслям промышленности, нашим регионам через пять-десять лет. Хотелось бы, конечно, заглянуть и за более далекий горизонт, лет на 20. Хотя мы все прекрасно понимаем, что жизнь так быстро идет вперед, технологии так быстро меняются, что, наверное, на 20 лет прогнозировать сложно, но чем дальше мы за этот горизонт сможем заглянуть, тем лучше. Надо обратить особое внимание на направления, которые определят или уже определяют новый технологический уклад. Это робототехника, производство новых материалов, биотехнологии, превентивная и персональная медицина, инжиниринг и дизайн. Безусловно, необходимо четко понимать, какие отрасли могут стать локомотивами развития целых территорий, таких как Сибирь, Дальний Восток, Арктика.

Следует рассчитать потребности в инженерных и технических кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, сделать это в разрезе отраслей, регионов и крупнейших работодателей.

Вуз – территория – производство

Надо максимально приблизить профессиональное образование к реальному производству. При подготовке инженерных кадров это играет решающую роль. На деле крупнейшие индустриальные центры сегодня у нас размещены на Урале, в Сибири. Большие планы связаны с развитием промышленности на Дальнем Востоке.

Между тем большинство ведущих вузов страны расположены в Европейской части, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Получается, что специалисты в области металлургии, по некоторым другим направлениям, которые востребованы на других территориях, территориях перспективного развития находятся в одном месте – за тысячи километров, а кадры находятся совсем на других территориях. Понятно, что о нормальной производственной практике, о подготовке специалистов под потребности конкретного завода, конкретного предприятия, конкретной компании в такой ситуации трудно вести речь.

Бюджет тратит огромные средства, вузы работают. А студенты зачастую уже заранее знают, что инженерами они работать не будут, в другой город, в другой регион страны не поедут, и хотят остаться там, где они учатся. Получается, что технические вузы готовят будущих офисных работников, сотрудников банков, других контор, что, собственно говоря, неплохо, но для этого есть другие направления подготовки специалистов. Проблема действительно сложная, болезненная и для студентов, и для самих учебных заведений, но, безусловно, ее нужно решать. Надо искать гибкие, но эффективные подходы и решения. Например, базовую инженерную подготовку можно осуществлять в технических вузах столичных городов, а на старших курсах увеличивать количество образовательных программ, совмещенных с практикой на предприятиях в соответствующих регионах.

Образовательные кадры и методы

Важнейший вопрос: кто будет учить будущих инженеров? Преподаватели должны обладать современными знаниями, сами понимать весь технологический процесс – и не на основе опыта десятилетней, двадцатилетней давности, а именно так, как организована работа на передовых предприятиях, которые являются технологическими лидерами в своих отраслях.

Первое. Надо изменить саму структуру образовательного процесса в технических вузах, больший акцент необходимо делать на практические занятия – конечно, не в ущерб теории, не в ущерб лекционной работе.

Второе. Нужно активнее приглашать ведущих ученых, специалистов-практиков из-за рубежа для преподавания на наших технических факультетах. Так, например, с помощью программы мегагрантов у наших студентов, молодых преподавателей, аспирантов появилась возможность напрямую учиться у звезд мировой науки. В том числе и у наших соотечественников, которые работали или продолжают работать в зарубежных вузах и научных центрах.

Одновременно следует создавать возможности для внутренней академической мобильности, чтобы преподаватели из крупных городов страны обучали студентов в региональных вузах и, в свою очередь, сами получали практический опыт, знакомились с работой крупнейших предприятий, вели исследовательскую работу по востребованным промышленностью темам.

Третье. Будущих инженеров должны учить не только ученые, но и практики. Следует устранить барьеры, которые не позволяют вузам привлекать специалистов, работающих на конкретных предприятиях.

Нужны не только инженеры, но и лидеры больших коллективов, способные реализовать масштабные проекты. В этой связи считаю необходимым создать условия для развития проектно-ориентированного образования инженерных кадров, адаптировать к этим задачам образовательные стандарты, использовав лучшие наработки и советской инженерной школы, передовой зарубежной, и наш отечественный опыт. Одновременно следует стимулировать студентов к осуществлению первых проектов. Для поддержки студенческих коллективов будем развивать систему конкурсов, соревнований. Важно, чтобы конкурсные задания были не абстрактными, а предполагали создание продукта для конкретных предприятий

Владимир ФОРТОВ, президент РАН:

– Если раньше удвоение объема новых знаний, которые получало человечество, происходило где-то за столетие, то сегодня, к примеру, по физике – в течение жизни одного поколения. Это диктует совсем другие условия к тому, чему учить, как учить и какая должна быть стратегия. Ясно, что фактический материал устареет. Не устаревают общие законы природы – фундаментальная наука. Она тоже не стоит на месте, но при этом дает возможность человеку быстро переходить с одной технологии на другую, потому что в основе всех технологий, конечно, лежат фундаментальная наука и понимание природы.

Андрей РУДСКОЙ, ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета:

– Сегодня нужно выделять подготовку инженеров трех основных типов: это линейные инженеры, инженеры-конструкторы-технологи; это инженеры-исследователи и разработчики (так называемый инженерно-технологический спецназ); это инженеры-организаторы, инженеры-предприниматели. Представляется, что подготовку востребованных промышленностью инженеров могут уже сегодня обеспечить ведущие университеты России, меняя формы организации и содержания подготовки.

Евгений КАБЛОВ, генеральный директор ФГУП «Всероссийский институт авиационных материалов»:

– Необходимо возродить моду на интеллект и получение новых знаний как основы будущего профессионального и карьерного роста в интересах развития экономики России. «Кто знает, тот может. Только бы узнать – и крылья будут!» Эти слова великого инженера Леонардо да Винчи должны стать девизом для современной молодежи, чтобы она была способна покорять новые высоты в науке и технике.

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова:

– Мы выдвинули идею создания при классическом университете мощной научно-технологической долины-кластера, которая позволит превратить наши фундаментальные исследования в высокие технологии по тем направлениям, где можем лидировать в мире. Мы уже начали создавать при МГУ такую долину и строить здесь школу для одаренных ребят со всей России.

Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ

– У нас введен новый тип образовательной программы, так называемый прикладной бакалавриат – это инженерная программа с более высокой долей практической подготовки. В прошлом году в пилотном режиме по программе мы приняли 4 тыс студентов, в этом году примем уже 25 тыс. Больше трети подготовки будет выполняться в интересах предприятий ОПК, и мы впервые здесь включим механизм целевой контрактной подготовки, который предполагается новым законом об образовании.

Пресс-служба Президента России

Информационно-аналитическое издание jjjj№127 2014



ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

  Владимир ПУТИН, Президент России
ЗАГЛЯНУТЬ ЗА ГОРИЗОНТ. И ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
БАЛАНС МЕЖДУ ПОДДЕРЖКОЙ И КОНКУРЕНЦИЕЙ
  Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ
ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ: ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta