ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ЗАГЛЯНУТЬ ЗА ГОРИЗОНТ. И ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
БАЛАНС МЕЖДУ ПОДДЕРЖКОЙ И КОНКУРЕНЦИЕЙ
  Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ
ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ: ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ
  ИННОПРОМ-2014
  Антон АТРАШКИН, вице-президент ГК «Формика»
ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ УСКОРЯЕТ ПРОГРЕСС
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
РОССИЯ ДОЛЖНА ВЕРНУТЬ СЕБЕ СТАТУС МИРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕРЖАВЫ
  ЗАКОН И ПРАКТИКА В ИНТЕРЕСАХ ИНВЕСТОРА
  РЕГИОН
  РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ПАРТНЕРСТВО
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Сергей ГОНЧАРОВ, директор ФГБУ «ВЦМК «Защита» Минздрава России, главный внештатный специалист по медицине катастроф Минздрава России
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ «ЗАЩИТА»: АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ НА РИСКИ И УГРОЗЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ
  ISSE 2014: ГРАЖДАНИНУ, ОБЩЕСТВУ, СТРАНЕ
  ИСТОРИЯ И ПРАВО
  Сергей СУШИНСКИЙ, член Экспертного совета при ФАС России
ПАТРИОТИЗМ ВОПРЕКИ ОШИБКАМ ПРОШЛОГО
  СТРОИМ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
  ОБРАЗОВАНИЕ
  Виктор ФЕРТМАН, начальник Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, заслуженный учитель РФ
СЕМЬЯ – НАШ ГЛАВНЫЙ ЗАКАЗЧИК И ПОТРЕБИТЕЛЬ
  Наталья ТВЕРСКАЯ, директор ГБОУ Центр образования 345 ЦОУ ДО г. Москвы, заслуженный учитель РФ, к.п.н., чл.-корр. МАНПО
ЗАДАЧА ШКОЛЫ – НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ЖИТЬ В ДИНАМИЧНОМ МИРЕ
  ПОМОГИТЕ КАТЕ!
  ТЕХНОЛОГИИ
  «ПТА-УРАЛ 2014»
  ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ. ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
  МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН ОБРАЗОВАНИЯ 2014
  ОБЩЕСТВО
  ПО СЛЕДАМ КАЗАКОВ
  ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ОБИТЕЛЬ











Дальневосточный подъем: новые пути

Сергей ПЕРШУТКИН, доктор социологических наук, Новосибирск

Поиск нестандартных подходов при разработке и реализации новой дальневосточной стратегии – отличительная особенность последних лет. Эта масштабная, длительная и, одновременно, креативная задача содержательно и емко формулируется в Президентском послании 2013 г., где речь идет о Дальнем Востоке как приоритете России в XXI веке. Однако есть ли возможность действовать нестандартно, когда требуются стандартные социально-управленческие инструменты и механизмы? Это может быть реальным, если опираться на международную и советскую практику, а также на возможности социально-правовых наук в разработке стандартных (организационно-управленческих) и нестандартных подходов и решений. Об этом и многом другом шла речь 15 мая 2014 г. в Центральном доме ученых, когда на секции права обсуждался вопрос «Государственная стратегия развития Дальнего Востока: роль социально-правовых наук».

Обладая многолетним исследовательским и экспертным опытом, выскажусь на этот счет, обозначив конкретные пути использования возможностей социологии, политологии, правоведения в развитии дальневосточного региона и в формировании необходимой государственной стратегии.

Научная компонента в государственной стратегии

Во-первых, видится разворот в сторону Тихого океана всей отечественной науки, чтобы понять и оценить масштаб проблем, которые необходимо решать российскому обществу и государству в XXI веке.

Во-вторых, требуется наращивание научно-экспертного потенциала Дальневосточного федерального округа с помощью укрепления действующей научной сети и с помощью создания новых федеральных бюджетных государственных учреждений науки политологического, социологического и юридического профилей.

Дело в том, что еще с советского периода подобные НИИ отсутствуют в данном регионе. Здесь традиционно создавались и, надо сказать, успешно работали лишь академические учреждения естественно-научного и инженерно-технического профилей, а также историко-археологического, этнографического и филологического направлений. В современных же условиях приходится решать более широкий круг задач. При этом, ликвидируя провалы в территориальной сети академических институтов социально-политического и юридического профилей, число которых по стране лишь в пределах десятка.

Таким образом, в политической повестке дня с учетом стратегических приоритетов необходимо создание в Дальневосточном федеральном округе (быть может, во Владивостоке, в Хабаровске и в Якутске) трех академических институтов: правоведения, социологии, политологии.

Почему именно в этих городах? Во Владивостоке и в Якутске – для фундаментальной поддержки недавно созданных двух федеральных университетов (Дальневосточного и Северо-Восточного) и выстраивания реальных механизмов интеграции науки и высшей школы. Численность докторов наук по социологическим, политологическим, юридическим специальностям в этих университетах измеряется единицами, а о признанных лидерах научных школ совсем трудно говорить, хотя яркие социологи, политологи, правоведы есть в дальневосточных вузах, и публикации их неизменно вызывают интерес.

Что касается Хабаровска, то размещение здесь нового НИИ социально-правового профиля может быть полезно в интересах деятельности аппарата Полпреда Президента России в ДФО. Надо принимать во внимание, что прогнозируется возможная передача ряда политико-управленческих функций из Москвы в Хабаровск в связи с увеличением в столице ДФО представительств бизнес-структур, госкорпораций, зарубежных компаний, что способно привести к росту числа управленческих решений, принимаемых здесь же, к усложнению задач, к увеличению объема работы.

Организационно-научные задачи – сложнейшие и ответственные. Только за счет административных мер или за счет финансовых вливаний и стимулов их решить невозможно.

Опыт истории

Здесь может быть полезным исторический опыт «научных десантов» и «научных интервенций» как в нашей стране, так и за рубежом.

Вспоминаю двух ярких и оригинальных политиков послесталинского периода: Джона Кеннеди и Никиту Хрущева. Кто-то с именами двух этих персон свяжет Карибский кризис (едва не ставший началом ракетно-ядерной войны). Но лично я – «социологическую интервенцию» тысяч американских социологов в десятки стран Азии, Африки, Латинской Америки в конце 50-х гг. XX столетия. И достойный ответ Хрущева, организовавшего мощный научный десант в Сибирь, а точнее переезд группы академиков и член-корров под Новосибирск, где строился Академгородок как база организуемого Сибирского отделения академии наук СССР.

Администрация США 50 с лишним лет назад пыталась по итогам длительных научных экспедиций выстроить внешнюю политику в отношении группы стран, ставших независимыми после длительного колониального гнета. В СССР с помощью десанта ученых решалась крупнейшая внутриполитическая задача по ускоренному выходу к западно-сибирским нефти и газу, в широком смысле – задача подъема экономики, образования и культуры Сибири.

Как американский, так и советский опыт представляются важными с точки зрения отношения к науке и наращивания ее вклада в современное развитие Дальнего Востока. В свое время Хрущевым были предприняты действительно нестандартные меры, чтобы вслед за десятком академиков переехали в Сибирь сотни молодых и перспективных докторов наук, а за ними тысячи кандидатов наук и аспирантов, посчитавших за подарок судьбы переезд из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Горького в Новосибирский академгородок. За москвичами, согласившимися переехать на постоянное место жительство в Новосибирск, сохранялась столичная прописка и жилплощадь, что по тем временам было просто фантастично.

Для сотрудников Сибирского Отделения академии наук, для преподавателей и студентов НГУ в Академгородке была решена проблема доступа ко всем советским публикациям и самым значимым зарубежным, отражающимся в тысячах наименований монографий на английском, французском, немецком языках и в сотнях наименований периодических изданий. В Новосибирске была построена огромнейшая библиотека с подземными книгохранилищами и с особым академическим статусом (ГПНТБ СО АН СССР), куда как и в Ленинскую библиотеку поступал из Всесоюзной Книжной Палаты обязательный экземпляр каждого наименования литературы, выходящей в тот момент в СССР.

Помимо того, каждый из двух десятков только что созданных в Новосибирском Академгородке научно-исследовательских институтов получал на регулярной основе значительные валютные средства для ежегодной подписки на десятки наименований периодических изданий на разных иностранных языках.

Но, пожалуй, самое главное в том, что Н.С. Хрущев, обладавший огромной властью в СССР, передал Президиуму СО АН уникальное по тем временам право утверждать учебные программы Новосибирского государственного университета – с целью поддержания высокого научного уровня учебно-образовательного процесса и реальной интеграции науки и образования. Бетонщикам, каменщикам и представителям других строительных профессий, участвовавшим в строительстве Новосибирского государственного университета, была предоставлена возможность без вступительных экзаменов стать студентами НГУ.

Возникает вопрос, возможно ли повторение подобного научного десанта в современных условиях, когда в повестке ускоренное развитие Дальнего Востока?

Вполне вероятно, но сегодня требуются не просто смелые и нестандартные решения, а прежде всего проработанные, что обеспечивает социологическая и правовая поддержка.

Отсюда роль социологии, правоведения и политологии, не обладавших в советский период достаточной легитимностью, но без которых трудно понять современные российские реалии, невозможно решать новые задачи.

Приоритетные направления

Среди возможных направлений фундаментальных и прикладных исследований новых дальневосточных НИИ просмат-риваются следующие:
- комплексное изучение специ-фики и возможностей дальневосточного социума;
- выявление факторов, способных остановить миграцию в центральные районы страны и стимулировать возврат дальневосточников на прежние места жительства;
- разработка новых юридических, политологических и социологических инструментов для научного сопровождения федеральных и региональных целевых программ;
- разработка и реализация программы экспертно-научной поддержки государственного и муниципального управления в ДФО.

Управленческие решения

Таким образом, роль науки в дальнейшем развитии Дальнего Востока и Забайкалья может быть значительной и даже нестандартной. С этой точки зрения представляются оправданными и перспективными предложения вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Рогозина по воссозданию Госкомитета РФ по делам науки и техники, что позволило бы учесть потребности научного обеспечения формирующейся дальневосточной стратегии. Что касается обширной подготовительной работы по созданию названного федерального органа исполнительной власти, то серия социально-управленческих и политико-правовых исследований могла бы ускорить оформление необходимых теоретических и организационных предпосылок для принятия ответственных политических решений.

Конкретным шагом на этом пути могло бы стать оформление специального раздела в федеральном Плане научно-экспертной поддержки государственных программ, который разрабатывается и обновляется с учетом поручения Президента от 15 января 2014 г. В этом разделе, пожалуй, можно было бы конкретно раскрыть роль социологии, политологии, правоведения.

Информационно-аналитическое издание jjjj№127 2014



НАУКА И ПРАКТИКА

  Сергей ПЕРШУТКИН, доктор социологических наук, Новосибирск
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ПОДЪЕМ: НОВЫЕ ПУТИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta