ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ОТКРЫТЫЙ, РАВНОПРАВНЫЙ ДИАЛОГ – ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
СТРАНА ПЕРЕЖИВАЕТ ВАЖНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
НАРАЩИВАТЬ ПРИСУТСТВИЕ РОССИИ НА РЫНКАХ АТР
  РФ–КНР: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  ЭКОНОМИКА
  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗВИТИЕ
  Юлия ШАТИЛОВА, экономист-аналитик, Москва
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  ВИКТОР ЧУЙКО: «НАША ГЛАВНАЯ ОПОРА – ЭТО НАУКА»
  МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ СТРАНЫ НА HANNOVER MESSE 2014
  ТЕХНОЛОГИИ
  ТРЕНДЫ РОССИЙСКОГО НАВИГАЦИОННОГО РЫНКА
  ЗА ЧЕСТНЫЕ ЗАКУПКИ
  ТЭК РОССИИ В XXI ВЕКЕ: СТРАТЕГИЯ, ОРИЕНТИРЫ, ПРОГНОЗ
  ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
  СТРАНА
  Михаил ДЕЛЯГИН, экономист, директор Института проблем глобализации
БУДЕТ ЛИ ПЕРЕХОД ОТ ЛИБЕРАЛИЗМА К ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
  ОБЩЕСТВО
  Сергей СУШИНСКИЙ, член Координационного совета при Минздраве России и Экспертного совета при ФАС России
КАК РАЗВИВАТЬ ЭКОНОМИКУ РЕГИОНОВ РОССИИ, ВЫПОЛНЯЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
  ТАМ, ГДЕ СОГРЕВАЮТСЯ СЕРДЦА


































Воздушная стража российских лесов от пожаров

Андрей КАЛИНИН, начальник ФБУ «Авиалесоохрана»

– Авиалесоохрана – одна из легендарных служб нашей страны с более чем 80-летней историей. Какие проблемы существуют у авиационной охраны лесов в настоящее время? – этот вопрос послужил началом беседы корреспондента нашего издания с начальником ФБУ «Авиалесоохрана».

– Авиалесоохрана и сегодня остается единственной российской службой, осуществляющей мониторинг, в т.ч. космическими средствами, и ликвидацию лесных пожаров в труднодоступных районах. Площадь лесного фонда нашей страны составляет более 1 млрд 100 млн га. Это огромное пространство разделено на зоны наземного, авиационного и космического мониторинга. На зону наземного мониторинга приходится всего 88 млн га. На зону авиационного – более 480 млн га, космического – более 560 млн га. Таким образом, большая часть активно охраняемой площади лесного фонда находится в зоне ответственности авиалесоохраны в лице летчиков-наблюдателей, парашютистов-пожарных и десантников-пожарных.
В целях реализации основного принципа эффективной охраны лесов от пожаров – уменьшение последствий и затрат на тушение обеспечивается обнаружением и ликвидацией пожаров на самых ранних стадиях – разработаны нормативы количества патрульных полетов по установленным маршрутам в зависимости от классов пожарной опасности по условиям погоды, численности команд парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, площадных нагрузок на воздушные суда.
Выполнение этих нормативов обеспечивает эффективное снижение доли крупных лесных пожаров, имеющих чрезвычайные экологические последствия и являющихся крайне дорогостоящими в ликвидации.
В соответствии с действующим Лесным кодексом полномочия по охране лесов от пожаров переданы регионам, и ситуация в области авиационной охраны лесов носит неоднородный характер. В 2013 г. выполнялась установленная кратность патрулирования во Владимирской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Алтайском крае. Самая низкая кратность отмечалась в Забайкальском крае, Новосибирской, Кемеровской областях и Ямало-Ненецком АО. Значительно была увеличена численность парашютистов-пожарных и десантников-пожарных в Красноярском крае, Иркутской области. А наиболее сильное сокращение – на 65% – произошло в Амурской области, на 43% – в Мурманской области, на 30% – в Еврейской АО. В республиках Коми, Саха (Якутия) третья часть работников принимается только на пожароопасный сезон. Острый кадровый дефицит летчиков-наблюдателей отмечается в Иркутской, Новосибирской, Томской областях, Красноярском, Хабаровском краях, республиках Коми, Бурятия. Одной из существенных причин кадрового дефицита работников авиалесоохраны во многих регионах является низкий уровень оплаты труда.
В авиакомпаниях регионов наблюдается несоответствие фактического наличия воздушных судов нормативным требованиям авиалесоохраны. Особенно остро эта проблема стоит в Забайкальском и Хабаровском краях, республиках Саха (Якутия) и Бурятия.
В период с 2011 г. наметилась тенденция по росту показателей работы авиалесоохраны, что связано с увеличением финансирования как из региональных, так и федерального бюджетов.
Хочу отметить, что кроме традиционно учитываемого экономического дохода лес выполняет важные социальные роли – в лесном секторе занято более 1,1 млн человек, лес является любимым местом отдыха населения. Лесные ресурсы приносят бесценный экологический доход, производя кислород, утилизируя углекислый газ, регулируя водостоки и климат. Поэтому эффективно работающая авиалесоохрана – один из важных факторов устойчивого развития государства и общества в целом, как залог экологической и экономической безопасности.

– Какие задачи в условиях передачи полномочий по охране лесов от пожаров субъектам Российской Федерации выполняет ФБУ «Авиалесоохрана»?

– Являясь подведомственным учреждением Федерального агентства лесного хозяйства, ФБУ «Авиалесоохрана» обеспечивает работу Федеральной диспетчерской службы (ФДС) лесного хозяйства. Служба создана в 2012 г. и обеспечивает сбор, обработку и анализ оперативной информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах. Вертикаль прохождения информации начинается с диспетчерских служб лесничеств, откуда данные поступают в диспетчерские службы лесного хозяйства регионов, передающие весь поток информации о лесных пожарах – их количестве, площадях, динамике развития, принятых мерах к ликвидации в ФДС. В рамках межведомственного взаимодействия на муниципальном, региональном, федеральном уровнях организован информационный обмен между диспетчерскими службами лесного хозяйства, МЧС, органами исполнительной власти, КЧС и другими заинтересованными структурами.
Диспетчеризация лесного хозяйства обеспечивает прозрачность информации о лесопожарной ситуации, что является ключевым фактором для принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях в целях ее стабилизации, в т.ч. включая принятие своевременных решений о введении режимов ЧС, проведении внутрирегионального и межрегионального маневрирования силами и средствами. Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства также осуществляет контроль за достоверностью представляемой регионами информации о лесных пожарах. Эту возможность предоставляют инструменты информационной системы дистанционного мониторинга – ИСДМ-Рослесхоз. Одна из уникальных особенностей системы – интеграция в одном ГИС-интерфейсе комплексной информации: картографии, данных космического зондирования земли, метеоинформации, данных о молниевых разрядах, о расположении специализированных учреждений по охране лесов, а также оперативной и статистической отчетности субъектов Российской Федерации и архивной тематической информации.
ФДС обеспечивает информацией оперативный штаб по охране лесов от пожаров Федерального агентства лесного хозяйства, работающий ежедневно в течение пожароопасного периода, включая выходные и праздничные дни. Во время работы штаба совместно с руководителями и представителями системы лесного хозяйства регионов проводится анализ принимаемых на местах мер для профилактики возникновения и борьбы с пожарами, детальный разбор обстановки, совместно вырабатывается тактика и стратегия локализации и ликвидации сложных и крупных пожаров.
В 2012 г. на базе Федеральной диспетчерской службы лесного хозяйства начала работать Прямая линия лесной охраны 8-800-100-94-00, по которой любой гражданин может сообщить оператору о любых происшествиях или нарушениях в лесах. Полученная информация немедленно передается специалистам всех заинтересованных ведомств для осуществления оперативного реагирования.
В целях предупреждения ЧС, связанных с лесными пожарами, и оказания регионам помощи в стабилизации лесопожарной обстановки в 2011 году в ФБУ «Авиалесоохрана» Федеральным агентством лесного хозяйства создана парашютно-десантная пожарная служба. С 2011 по 2013 гг. численность службы выросла с 75 до 725 человек. В условиях ЧС, связанных с лесными пожарами, оказана помощь 13 регионам: Забайкальскому, Красноярскому, Хабаровскому краям, республикам Саха (Якутия), Коми, Тыва, Бурятия, Амурской, Томской, Волгоградской, Ивановской областям, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому АО. В 2012 году силами службы ликвидировано 393 крупных лесных пожара (37% от общего числа), в 2013 г. – 118 крупных лесных пожаров (20% от общего числа). В 2012 г. площадь ликвидации крупных лесных пожаров составила 372, 24 тыс. га (30% от общей площади крупных лесных пожаров), в 2013 г. – 861,45 тыс.га (75% от общей площади крупных лесных пожаров). За 2012–2013 гг. предотвращено распространение лесных пожаров на объекты экономики и населенные пункты в 78 случаях.
Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства и парашютно-десантная пожарная служба ФБУ «Авиалесоохрана» входят в состав функциональной подсистемы охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей (РСЧС лес) Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включающей еще 44 функциональные подсистемы. В 2013 году МЧС России отметило РСЧС лес как лучшую функциональную подсистему, объявив ее победителем V Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества».
Кроме того, в структуре ФБУ «Авиалесоохрана» работает авиационный учебный центр, являющийся единственным в нашей стране центром подготовки летчиков-наблюдателей. Также проводится подготовка специалистов еще более, чем по 10 учебным программам, в т.ч. инструкторов парашютно-десантной пожарной службы, руководителей тушения крупных лесных пожаров.
Таким образом, ФБУ «Авиалесоохрана» является одной их самых оперативных, динамичных и результативных структур в системе лесного хозяйства нашей страны.

– Как складывается лесопожарная обстановка в России в текущем году?

– Пожароопасный сезон в связи с низким уровнем снежного покрова во многих регионах начался стремительно и раньше обычных сроков. По ситуации на 13 мая в лесном фонде России силами работников лесного хозяйства регионов, специалистов парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана» и привлеченных лиц уже ликвидировано 6 663 пожара на площади более 700 тыс га.
Одна из основных причин лесных пожаров – переход огня неконтролируемых палов сухой травы с земель сельхозназначения и иных категорий, что подтверждается информацией космического мониторинга. Наибольшее количество лесных пожаров возникло в лесном фонде Забайкальского, Приморского, Красноярского краев, Амурской и Иркутской областей. При этом в Забайкальском крае возникло 730 пожаров, и огнем пройдено более 350 тыс га, а в Красноярском крае возникло 711 пожаров, а площадь, пройденная огнем, составляет около 10 тыс га. Данный пример ярко свидетельствует о разном характере ситуации с оперативностью обнаружения и ликвидации возгораний в регионах. В Забайкальский край для стабилизации лесопожарной обстановки Федеральным агентством лесного хозяйства направлено 400 специалистов по тушению лесных пожаров парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана». Межрегиональные силы работают на ликвидации самых крупных и сложных пожаров.

– Какой прогноз пожарной опасности в лесах по условиям погоды на май-июнь делает Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства?

– По прогнозам Федеральной диспетчерской службы, повышенная вероятность превышения среднемноголетних значений параметров пожарной опасности во второй половине мая ожидается на территории регионов Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов. В июне – в регионах Северо-Западного, Южного, Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов. Таким образом, на большей части территории нашей страны помощи от природы ждать не приходится. Органам исполнительной власти в области лесных отношений субъектов РФ необходимо обеспечить своевременное информирование населения о лесопожарной обстановке и правилах пожарной безопасности при пребывании граждан на природе, эффективное патрулирование лесного фонда и прилегающих территорий, оперативное обнаружение и ликвидацию возгораний, а муниципальным и региональным КЧС – своевременность введения и работоспособность режимов ЧС в случае ухудшения ситуации с лесными пожарами.
Россия, занимая первое место в мире по площади лесов, является гарантом сохранения биосферы и общества в целом. Не потерять леса в огне пожаров – в наших общих силах.

Беседовал Никита ВЕРШИНИН

Информационно-аналитическое издание jjjj№126 2014



КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2014

  Анатолий ЕДРЁНКИН, исполнительный директор ООО «МКВ»
ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ С МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАТУСОМ
  Андрей НОВИКОВ, руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник полиции
КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ ПРОТИВ КИБЕРТЕРРОРИЗМА
  Владимир ПУЧКОВ, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ВЕКТОР БЕЗОПАСНОСТИ – СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА
  Андрей КАЛИНИН, начальник ФБУ «Авиалесоохрана»
ВОЗДУШНАЯ СТРАЖА РОССИЙСКИХ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
ВЛАСТИ ГОТОВЫ К ЛЮБОМУ РАЗВИТИЮ СОБЫТИЙ НА СЛУЧАЙ ПРОДОЛЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ САНКЦИЙ
  ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ: ПРЕДУПРЕДИТЬ И ЛИКВИДИРОВАТЬ
  Олег ОСТАПЕНКО, руководитель Роскосмоса
САНКЦИИ – ЭТО ВСЕГДА БУМЕРАНГ
  ОЖИДАЕМОГО КОЛЛАПСА НЕ БУДЕТ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta