ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ОТКРЫТЫЙ, РАВНОПРАВНЫЙ ДИАЛОГ – ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
СТРАНА ПЕРЕЖИВАЕТ ВАЖНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
НАРАЩИВАТЬ ПРИСУТСТВИЕ РОССИИ НА РЫНКАХ АТР
  РФ–КНР: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  ЭКОНОМИКА
  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗВИТИЕ
  Юлия ШАТИЛОВА, экономист-аналитик, Москва
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  ВИКТОР ЧУЙКО: «НАША ГЛАВНАЯ ОПОРА – ЭТО НАУКА»
  МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ СТРАНЫ НА HANNOVER MESSE 2014
  ТЕХНОЛОГИИ
  ТРЕНДЫ РОССИЙСКОГО НАВИГАЦИОННОГО РЫНКА
  ЗА ЧЕСТНЫЕ ЗАКУПКИ
  ТЭК РОССИИ В XXI ВЕКЕ: СТРАТЕГИЯ, ОРИЕНТИРЫ, ПРОГНОЗ
  ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
  СТРАНА
  Михаил ДЕЛЯГИН, экономист, директор Института проблем глобализации
БУДЕТ ЛИ ПЕРЕХОД ОТ ЛИБЕРАЛИЗМА К ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
  ОБЩЕСТВО
  Сергей СУШИНСКИЙ, член Координационного совета при Минздраве России и Экспертного совета при ФАС России
КАК РАЗВИВАТЬ ЭКОНОМИКУ РЕГИОНОВ РОССИИ, ВЫПОЛНЯЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
  ТАМ, ГДЕ СОГРЕВАЮТСЯ СЕРДЦА


































Кибербезопасность против кибертерроризма

Андрей НОВИКОВ, руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник полиции

Результаты независимых исследований в 14 странах мира, включая Россию, показали, что за последний год 91% компаний, представители которых приняли участие в опросе, сталкивались с угрозами информационной безопасности.

Война без линии фронта

Влияние высоких технологий на современный терроризм не вызывает сомнений в профессиональной среде. Террористическая активность приобретает качественно новое содержание и направленность. Этот вид террора может ударить по экономике, экологии, вплоть до массового поражения населения. Кроме того, здесь срабатывает эффект «технологической ловушки»: чем больше развита информационная инфраструктура того или иного объекта, тем выше степень его потенциальной уязвимости. Не являются исключением и автоматические системы управления критически важными объектами. Более того, урон каскадом затрагивает одновременно несколько сфер общественной жизни, и у экспертов сегодня есть все основания полагать, что высокотехнологичный терроризм способен продуцировать системный кризис в любом государстве с высокоразвитой информационной инфраструктурой.

Объектами кибератак становятся дипломатические и правительственные структуры по всему миру. А в последние годы перечень объектов расширился за счет компаний, занимающихся вопросами энергетики, водоснабжения и даже ядерных и космических агентств. Фактически речь может идти о потенциальной кибернетической войне, которая не имеет достаточных правовых рамок и регуляторов.

Противодействие расширяется

Государства-участники СНГ достаточно давно сформировали подходы к пониманию технологического терроризма, пришли к консолидированному мнению о его сущности, трезво оценивая возможные перспективы тех чрезвычайных и опасных последствий, которые он потенциально несет. И выработка правовых, технических и управленческих решений, направленных на противодействие высокотехнологичному терроризму, активно идет уже сейчас.

Государства Содружества обладают необходимыми механизмами сотрудничества, которые, несомненно, должны быть использованы при разработке системы мер противодействия терроризму, использующему высокие технологии. Так, Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ принят модельный закон «О противодействии организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление актов терроризма на территории других государств». Его положения, носящие рекомендательный характер, могут служить в значительной степени основой для формирования блока правовых мер по противодействию высокотехнологичному терроризму. Однако в проекции к высокотехнологичному терроризму этого закона явно недостаточно. И сегодня АТЦ СНГ ставит вопрос о необходимости расширения существующей системы мер противодействия международному терроризму в сфере высоких технологий.

На наш взгляд, рано или поздно встанет вопрос о регламентации проведения контртеррористических операций (КТО) в киберпространстве. Особенно это важно для тех случаев, когда такая кибер-КТО или совместные оперативно-разыскные действия будут проводиться органами безопасности и спецслужб нескольких государств-участников СНГ. Полагаю, есть смысл обратиться к практике проведения совместных учений оборонных ведомств государств СНГ по отражению кибератак на объекты военной и иной инфраструктуры. Такой опыт уже имеют Россия и Республика Беларусь.

Механизмы сдерживания

Основные направления межгосударственного и международного сотрудничества в сфере противодействия высокотехнологичному терроризму мы рассматриваем в контексте правовых и управленческих решений.

Во-первых, существует национальный (пошаговый) подход – формирование и развитие национальных стратегий кибербезопасности, создание национальных правительственных программ по разработке стандартов безопасности, в том числе быстрого восстановления систем, правовые ограничения или запрет на эксплуатацию анонимных сетевых ресурсов, формирование и модернизация технических норм (протоколов) стандартов по обеспечению безопасности критически важных объектов. Межгосударственный подход предполагает формирование и обновление модельного законодательства государств-участников СНГ, регламентирующего вопросы кибербезопасности на предмет гармонизации национального законодательства. Особые моменты – элект-ронные расследования, судебное преследование в условиях экстерриториальности актов или смешанной юрисдикции. И на более глобальном уровне существует международный подход – возможное формирование международной стратегии (аналог Женевской конвенции, регулирующей ограничители и некоторые правила традиционной войны).

Во-вторых, требуется интенсивное и масштабное внедрение прикладных обучающих программ специалистов органов безопасности и правоохранительных органов с акцентом на модули по методам выявления пользователей анонимных сегментов Интернета, по использованию современного программного обеспечения выявления террористических и экстремистских киберресурсов. Мы предлагаем проведение совместных тренингов по данным направлениям. Кроме того, необходима детальная топология сетей в национальных доменах, топология социальных сетей, динамичное моделирование кибертеррористической и экстремистской активности.

В-третьих, необходимо интенсифицировать связи со всеми субъектами, имеющими отношение к организации единого реагирования на киберпроисшествия. Здесь, на наш взгляд, будут полезны совместные проекты с такими международными организациями как Интерпол, – в области прикладных технологий координации оперативных ресурсов (например, компьютерный криминалистический анализ при расследовании киберпреступлений), разработки стратегий противодействия киберпреступлениям, совершенным с применением новейших методов; межрегиональным научно-исследовательским институтом ООН по вопросам преступности и правосудия, занимающимся разработкой проекта «Профиль хакера» (программа на основе развернутого криминологического и социологического исследования, позволяющая определить социально-психологический портрет). Этот ресурс также представляется нам весьма эффективным.



Ирина ЯРОВАЯ, председатель Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции:

– Необходимо обратить серьезное внимание на проблему киберугроз. В современном глобальном мире, где уровень конкуренции очень высок, право силы, к сожалению, никто не отменял. И как сила сегодня используются современные технологии, которые могут делать нас зависимыми и оказывать негативное влияние, в том числе, понуждать нас к невыгодным действиям. Поскольку допустить это мы не можем, необходимо в ближайшей перспективе создать экспертную группу по этой проблематике и выйти на консолидированное решение в этом вопросе.



Василий ШЕРИДАНСКИЙ, координатор проекта «Кибербезопасность» («Фонд борьбы с русофобией»):

– Проект «Кибербезопасность» сейчас жизненно необходим для защиты русскоязычного сегмента Интернета, так как его методы позволяют эффективно защищать его от вредного влияния западной агитации. Ключевая роль в деятельности проекта отводится самой аудитории, которая будет непосредственно проводить так называемые «Интернет-рейды» по выявлению вредоносной, незаконной информации. Следующим этапом работы будет коллективное направление заявлений в компетентные органы по факту выявленного незаконного контента в киберпространстве.
На сегодняшний день ни у кого из нас не осталось сомнения в том, что все ведущие спецслужбы мира начинают активно использовать киберпространство для обеспечения своих наступательных возможностей. По словам ведущих западных деятелей, кибероружие уже сейчас рассматривается как «неотделимая часть арсенала». Речь идет об оружии пропаганды, направленной на деморализацию противника. Данный вид оружия несмотря на свою простоту обладает колоссальной силой. Для того, чтобы убедиться в его эффективности, достаточно внимательно изучить хронологию революций в начале 2011 г. в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке. Не случайно из-за колоссальной роли социальных медиа в механизме бунтов, эти революции были названы «твиттерными» (или «информационными» – прим. ред.).
Именно поэтому слова президента Российской Федерации Владимира Путина, прозвучавшие 7 апреля 2014 года в ходе расширенной коллегии ФСБ, крайне актуальны на сегодняшний день. Президент особенно отметил возросшее число межнациональных провокаций, в реализации которых применялись современные информационные средства, технологии, включая Интернет и социальные сети. «Я считаю, что сегодня, как никогда ранее, гражданское общество не только должно обратить внимание на эту проблему, но и помочь государству в ее эффективном и быстром решении,» – особо отметил В. Путин.



Александр ШАЛИН, эксперт по контентной безопасности:

– По опыту прошедших лет можно с уверенностью говорить о том, что сайты российских структур, как силовых, так и государственных, достаточно хорошо защищены. Данные об утечке информации с них поступают в открытый доступ крайне редко. Специалисты, которые занимаются обслуживанием российских сайтов подобного уровня, ничуть не уступают европейским и американским, а иногда и превосходят их. Здесь можно смело вспомнить пример с вирусом «I Love You» и то, что он наделал в США, в отличие от того, что в России он не поразил ни одного важного сайта.
Дополнительная работа ФСБ по укреплению безопасности сайтов может иметь положительные результаты и свести к минимуму риск для безопасности большинства сайтов государственных структур.
На мой взгляд, подобную работу стоит проводить комплексно, совмещая активные on- и off-лайновые действия.



Андрей ЯРНЫХ, руководитель стратегических проектов ЗАО «Лаборатория Касперского»:

– Основой кибератак являются зараженные компьютеры пользователей либо зараженные серверы. В дальнейшем объединяются в сеть под управлением какого-то злоумышленника, и впоследствии они используют компьютеры жертв, чтобы рассылать спам, хакерские атаки осуществлять. DDoS-атаки... Зачастую они прикрываются компьютерами жертв. И люди могут даже не знать, что они участвуют в кибератаках, потому что их компьютерами управляют извне. В частности, количество пораженных IP-адресов сети Careto («Маска») составило более 100 единиц. Главная опасность на сегодня – гонка кибервооружений разных стран. Один из вариантов решения – это государственные инициативы и международные союзы.

Информационно-аналитическое издание jjjj№126 2014



КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2014

  Анатолий ЕДРЁНКИН, исполнительный директор ООО «МКВ»
ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ С МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАТУСОМ
  Андрей НОВИКОВ, руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник полиции
КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ ПРОТИВ КИБЕРТЕРРОРИЗМА
  Владимир ПУЧКОВ, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ВЕКТОР БЕЗОПАСНОСТИ – СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА
  Андрей КАЛИНИН, начальник ФБУ «Авиалесоохрана»
ВОЗДУШНАЯ СТРАЖА РОССИЙСКИХ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
ВЛАСТИ ГОТОВЫ К ЛЮБОМУ РАЗВИТИЮ СОБЫТИЙ НА СЛУЧАЙ ПРОДОЛЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ САНКЦИЙ
  ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ: ПРЕДУПРЕДИТЬ И ЛИКВИДИРОВАТЬ
  Олег ОСТАПЕНКО, руководитель Роскосмоса
САНКЦИИ – ЭТО ВСЕГДА БУМЕРАНГ
  ОЖИДАЕМОГО КОЛЛАПСА НЕ БУДЕТ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta