ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ОТКРЫТЫЙ, РАВНОПРАВНЫЙ ДИАЛОГ – ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
СТРАНА ПЕРЕЖИВАЕТ ВАЖНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
НАРАЩИВАТЬ ПРИСУТСТВИЕ РОССИИ НА РЫНКАХ АТР
  РФ–КНР: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2014
  Анатолий ЕДРЁНКИН, исполнительный директор ООО «МКВ»
ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ С МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАТУСОМ
  Андрей НОВИКОВ, руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник полиции
КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ ПРОТИВ КИБЕРТЕРРОРИЗМА
  Владимир ПУЧКОВ, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ВЕКТОР БЕЗОПАСНОСТИ – СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА
  Андрей КАЛИНИН, начальник ФБУ «Авиалесоохрана»
ВОЗДУШНАЯ СТРАЖА РОССИЙСКИХ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
ВЛАСТИ ГОТОВЫ К ЛЮБОМУ РАЗВИТИЮ СОБЫТИЙ НА СЛУЧАЙ ПРОДОЛЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ САНКЦИЙ
  ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ: ПРЕДУПРЕДИТЬ И ЛИКВИДИРОВАТЬ
  Олег ОСТАПЕНКО, руководитель Роскосмоса
САНКЦИИ – ЭТО ВСЕГДА БУМЕРАНГ
  ОЖИДАЕМОГО КОЛЛАПСА НЕ БУДЕТ
  ЭКОНОМИКА
  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗВИТИЕ
  Юлия ШАТИЛОВА, экономист-аналитик, Москва
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  ВИКТОР ЧУЙКО: «НАША ГЛАВНАЯ ОПОРА – ЭТО НАУКА»
  МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ СТРАНЫ НА HANNOVER MESSE 2014
  ТЕХНОЛОГИИ
  ТРЕНДЫ РОССИЙСКОГО НАВИГАЦИОННОГО РЫНКА
  ЗА ЧЕСТНЫЕ ЗАКУПКИ
  ТЭК РОССИИ В XXI ВЕКЕ: СТРАТЕГИЯ, ОРИЕНТИРЫ, ПРОГНОЗ
  ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
  СТРАНА
  Михаил ДЕЛЯГИН, экономист, директор Института проблем глобализации
БУДЕТ ЛИ ПЕРЕХОД ОТ ЛИБЕРАЛИЗМА К ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ











Как развивать экономику регионов России, выполняя социальные обязательства

Сергей СУШИНСКИЙ, член Координационного совета при Минздраве России и Экспертного совета при ФАС России

На протяжении 20 лет механизмом взаимодействия бизнеса с властью в России было выполнение планов, а также продвижение интересов бизнеса, порой без учета насущных потребностей общества. По официальным данным, в социальной сфере частного бизнеса практически нет. Для сравнения: в Германии в социальной сфере 93% негосударственных организаций, в США – 70%, во Франции – 50%, в России – 1%.

Бизнес особого достоинства

В тот момент, когда бизнес начинает выполнять заказ общества, направленный на содействие образованию, охране здоровья, другим социальным сферам и защите социально незащищенных слоев общества, он становится социальным и приобретает особенное достоинство.

В России действуют сотни социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Ранее представлялось разумным, что НКО могут жить только за счет пожертвований и грантов, однако сейчас они начинают заниматься социальным предпринимательством, т.е. предоставлять для государственных, муниципальных или других общественно значимых нужд товары или услуги.

Социальное предпринимательство – это экономическая деятельность, осуществляемая с участием и в интересах определенных социальных групп. Доход от этой деятельности полностью используется для удовлетворения социальных нужд этих граждан через реализацию целевых проектов и программ.

Государство – заказчик или исполнитель?

В апреле 2014 г. в рамках II Межрегионального Форума некоммерческих организаций Центрального федерального округа прошел круглый стол «День социального предпринимательства в Липецкой области». Участниками мероприятия стали более 90 человек: руководители НКО, малого бизнеса города Липецка, Липецкой области, а также, ближайших регионов России.

Один из обсуждаемых вопросов: создание рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Участники решали поставленные ими задачи с помощью использования новых бизнес–технологий. Главный вывод: социальная помощь важна, но стоит повышать ее уровень. Если человек тонет, нужно его сначала спасти, но затем научить плавать. Если человек умирает от голода, нужно его накормить, но следом «научить ловить рыбу». Мало кому приятно слышать: «Идите работать!». Государству и бизнесу стоит заниматься виртуозным поиском кадров, начиная с колледжей и вузов, гибкостью в построении отношений с сотрудниками, мотивацией и воодушевлением.

Сможет ли государство выступать по отношению к социальному предпринимательству в большей степени заказчиком, чем исполнителем? Или предпринимателям, как и прежде, нужно будет искать кредитные деньги и все организовывать самим?

Государственный заказ нуждается в децентрализации

Социальное предпринимательство эффективно в реализации государственных и муниципальных заказов. Но сколько государственных заказов имеют самостоятельность в рамках регионов, муниципальных образований, городов или отдельных хозяйствующих субъектов? Мизерное количество.

А ведь с помощью такого простого приема, как рассредоточение регламентации на максимально низкий уровень формируется культура местного самоуправления. Ее недостаток порождает проблемы как чрезмерной урбанизации, так и отмирания жизненно важных городов и сел, в особенности граничащих с другими государствами, что является важным фактором национальной безопасности. Кроме того, город или субъект федерации сможет открывать собственные производства, развивая внутреннюю экономику, которая испытывает проблемы при обстановке, когда закупки четко определены на территории всей страны и исполнителем является одно юридическое лицо.

Таким образом, было бы целесообразно как можно больше, насколько это возможно, государственных заказов децентрализовывать как на уровень субъекта федерации, так и на более низкие уровни – вплоть до дома, детской площадки, детского сада, парка, школы, колледжа, вуза, поликлиники, больницы и т.д.

Например, в России введена обязательная школьная форма, но ее дизайн утверждается каждой школой самостоятельно с учетом мнения учителей и родительского собрания. Другой пример. Дизайн и обновление фасада зданий. Очевидно, что некоторые здания подлежат сносу, другие капитальному ремонту, в то время как, в случае со многими домами требуется лишь обновление, в том числе для лучшего психологического и эстетического восприятия. Вышеназванные программы давно и успешно действуют в Москве, однако в других городах и субъектах федерации они практически не работают.

Школы здоровья

Периодически школам требуется обновлять мебель. В интересах развития внутренней экономики регионов и городов ее заказ также было бы целесообразно организовать с учетом федеральных требований, но по индивидуальному дизайну. При этом стоит обратить внимание на более совершенные технологии, позволяющие улучшить здоровье школьников.

Давно стал очевидным факт, что постоянное сидение за партой со временем негативно сказывается как на опорно-двигательном аппарате и общем состоянии здоровья учащихся, так и на их общей успеваемости. С целью решения проблемы группа исследователей под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного разработала «конторки» – кафедры с регулируемой столешницей для учебы и работы в режиме «динамических поз». Судя по приведенным данным, эти «парты XXI века» прошли повторную экспертизу в 2001 г. и получили положительное санитарно-эпидемиологическое заключение.

Только в России около 4 тыс образовательных учреждений участвуют в здоровьесберегающих программах и получили положительные результаты. По приведенным данным, в классах, укомплектованных конторками-кафедрами, уровень здоровья школьников значительно улучшился.

На наш взгляд, «парты XXI века» целесообразно ввести в перечень мебели, которая может быть закуплена школами за счет федерального или регионального бюджета. Но главное – предоставить право школам совместно с родителями устанавливать объемы данного госзаказа, который будут выполнять местные социальные предприниматели.

Тиражируя лучший опыт

По словам первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию Олега Смолина, «в высокой эффективности данного направления мог убедиться Президент РФ В.В. Путин при посещении лицея в Саяногорске, работающего по вышеуказанным здоровьеразвивающим режимам и технологиям. Вскоре после этого был издан Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», где говорится о необходимости распространения здоровье-сберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Комфорт возможен не только в столицах

Механизм таков: государство принимает соответствующий закон, постановление или другой нормативный акт, школы/вузы и другие потребители социальных благ в той или иной форме размещают заказ, а местный бизнес заказ выполняет.

Вышеописанные меры, реализуемые в максимально возможных сферах, будут способствовать росту российской экономики, развитию регионов, здоровью и психологическому благополучию граждан, которые наконец-то почувствуют себя уверенно и комфортно, даже живя вдали от столиц.

Информационно-аналитическое издание jjjj№126 2014



СТРАНА

  Сергей СУШИНСКИЙ, член Координационного совета при Минздраве России и Экспертного совета при ФАС России
КАК РАЗВИВАТЬ ЭКОНОМИКУ РЕГИОНОВ РОССИИ, ВЫПОЛНЯЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
  ТАМ, ГДЕ СОГРЕВАЮТСЯ СЕРДЦА

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta