ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ЗАПРОС ОБЩЕСТВА ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫПОЛНЕН
  Александр БРЕЧАЛОВ, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», сопредседатель центрального штаба ОНФ
ПРОЕКТ СТАЛ НАРОДНЫМ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ИСТОЧНИКИ И СТИМУЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
  Алексей УЛЮКАЕВ, министр экономического развития РФ
«ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ»: половина пути пройдена
  КУДА ИДЕТ РОССИЯ
  ГОСЗАКАЗ 2014
  Андрей САДОФЬЕВ, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», вице-президент, председатель Комитета по государственному заказу и развитию предпринимательства МОО «МАП»
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА – СТУПЕНЬ В БУДУЩЕЕ
  Борис СМОЛКИН, директор Информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» Министерства иностранных дел Республики Беларусь
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЗАКУПОК
  Виктор СТЕПАНОВ, генеральный директор ООО «РТС-тендер»
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА: СТАРТ ДАН
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель Федеральной антимонопольной службы
СВОБОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЗАЩИТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РАДИ БУДУЩЕГО СТРАНЫ
  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ: ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ
  Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы
МОСКВА – МЕГАПОЛИС СОВРЕМЕННЫХ ЗАКУПОЧНЫХ ПРАКТИК
  Алексей ПАРАБУЧЕВ, руководитель Управления перспективного развития ЦИР
ОТКРЫТЫЙ ЗАПРОС КАК ИНСТРУМЕНТ РОСТА ИННОВАЦИЙ
  Геннадий ДЁГТЕВ, заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», доктор юридических наук, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике
Николай АКИМОВ, заместитель заведующего кафедрой управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», кандидат экономических наук
Ирина ГЛАДИЛИНА, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», доктор педагогических наук
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЗАКАЗЧИКОВ
  Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ
МОДЕРНИЗАЦИЯ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ
  Надежда СИНИКОВА, руководитель Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – ДЕВИЗ РОСОБРОНПОСТАВКИ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОЗ
  НЕ СБАВЛЯТЬ ТЕМПЫ РАБОТЫ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Андрей НОВИКОВ, руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник полиции
НАЁМНИЧЕСТВО: ПРЕДУПРЕДИТЬ, ВЫЯВИТЬ, ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ
  СТРУКТУРЫ СНГ И ООН РАСШИРЯЮТ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
ЦЕНТР МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ СМЕЩАЕТСЯ В АЗИЮ
  НАЛОГИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА















Пожары редко возникают без вмешательства человека

Приход весны в России характеризуется не только наступлением теплых и радостных дней. Как правило, уже в апреле, а то и раньше начинаются лесные и степные пожары, в огне которых погибают не только растения, но и животные. Бывает, от него не могут спастись жители сел и деревень. В этом году, по оценкам специалистов, пожароопасная обстановка, как никогда ранее, вызывает опасение.

«Пожары редко возникают без вмешательства человека: чтобы появился огонь, одних только высоких температур воздуха недостаточно, – считают в российском отделении Гринписа. – Среди основных причин – халатность и намеренные поджоги».

Гринпис России требует запретить травяные палы в практике сельского хозяйства и жестко контролировать это решение – внести изменения в федеральное и региональное законодательство, установить административную и уголовную ответственность за поджоги травы, которые весной становятся главными источниками лесных и торфяных пожаров.

Почему предполагается, что 2014 год окажется чрезвычайно неблагоприятным в пожарном отношении?

Особая опасность грядущего сезона пожаров на природных территориях связана с несколькими обстоятельствами – как природными, так и административно-хозяйственными.


Тушение первого тростникового пожара в Астраханской области. Февраль 2014 года

Во-первых, мы сейчас переживаем необычную даже для последних лет зиму: в большинстве районов лесной зоны накоплены минимальные запасы снега, кое-где его уже и вовсе нет, зато видны явные признаки ранней весны. Это значит, что во многих регионах, особенно в Средней полосе и на Северо-Западе Европейской России леса, осушенные торфяники и брошенные торфяные месторождения встретят начало пожароопасного сезона сухими. Леса еще могут набрать достаточно влаги за счет весенних дождей, но осушенные торфяники, чья влагоемкость несравнимо больше влагоемкости лесной подстилки и почвы уже точно не смогут. При этом запасы сухой травы и бурьяна на прилегающих к лесам и торфяникам землях в большинстве мест весьма велики. В результате может возникнуть ситуация, похожая на весну 2010 года, – тогда первый крупный лесной пожар возник в центральном регионе (в Московской области) 16 апреля, а первые катастрофические лесные пожары (в Ивановской, Владимирской и Рязанской областях) – в конце майских праздников.

Во-вторых, из-за массового сокрытия и искажения данных о лесных и торфяных пожарах в 2010–2012 гг. накопленный в эти годы практический опыт борьбы с огнем на природных территориях в значительной степени пропал. Поскольку большинства катастрофических пожаров и конкретных связанных с ними событий «на бумаге» как бы не было или они имели значительно меньшие масштабы, чем в реальности, многое ошибки и решения этих катастрофических в пожарном отношении лет не были зафиксированы и изучены. Преимущественно лживая и чрезвычайно неточная информация о том, как развивались лесные и (особенно) торфяные пожары в прошлые особо пожароопасные годы привела к череде ошибочных законодательных и управленческих решений, последствия которых уже проявились и неизбежно проявятся в нынешнем году.

В-третьих, органам государственной власти федерального уровня не удалось принять эффективных мер по искоренению практики массового выжигания сухой травы, стерни и тростника. Поручение Президента РФ установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты (ответственный исполнитель – МЧС России) осталось невыполненным. Прогрессирующий упадок сельского хозяйства и благоприятные для роста травы погодные условия прошлого года в большинстве регионов привели к накоплению очень больших запасов сухой травы, а ухудшение социально-экономического положения большинства сельских районов – к росту числа потенциальных поджигателей (пожар, как известно, явление социальное). Палы сухой травы, стерни и тростника являются главной причиной пожаров на осушенных торфяниках и одной из двух основных причин лесных пожаров.

В-четвертых, организации, отвечающие за борьбу с пожарами на природных территориях, переживают сейчас очень тяжелое время. Финансирование охраны лесов от пожаров в 2014 году из бюджетной системы пока планируется сохранить примерно на том же уровне, что и в прошлом году, но из-за износа техники и оборудования, усталости людей и продолжающегося оттока специалистов, невыплаченной задолженности за прошлые годы реальная ситуация будет намного хуже (не говоря уже о том, что этот уровень финансирования исходно очень низок). Катастрофически растущий бумагооборот в лесном хозяйстве занимает все большую долю рабочего времени руководителей и специалистов – на реальную работу, в том числе связанную с обеспечением пожарной безопасности в лесах, его остается все меньше. Примерно такая же ситуация, если не хуже, в государственной противопожарной службе: все большая доля сил и средств уходит на развитие разнообразных административных структур и служб, все меньше достается их пожарным частям.

В-пятых, чиновничья безответственность – главная «скрепа» вертикали власти – достигла такого уровня, что почти никто из высокопоставленных руководителей, отвечающих за охрану лесов и других природных территорий от огня, не заботится о реальных результатах своей работы. Руководители регионов настолько привыкли к тому, что «за пожары им ничего не будет» и что «пожар легче скрыть, чем потушить», что часто ограничиваются лишь видимостью подготовки к пожароопасному сезону, в реальности пуская дела на самотек. В 2013 году ситуация начала немного меняться – впервые за много лет была собрана и обнародована итоговая информация о площадях лесных пожаров; но это, во-первых, затронуло только земли лесного фонда и ООПТ, и, во-вторых, ровным счетом никто так и не ответил за многочисленные попытки вранья в 2013 году и за ложь предыдущих лет. Вне земель лесного фонда, заповедников и национальных парков пока вообще ничего не поменялось.

В результате всех этих обстоятельств ситуация с лесными и торфяными пожарами в 2014 году может оказаться чрезвычайно напряженной и даже, возможно, худшей, чем в 2010–2012 годах.

Валерия РУКАВИШНИКОВА по материалам Гринпис России и
http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=16245

Информационно-аналитическое издание jjjj№125 2014



ОБЩЕСТВО

  ПОЖАРЫ РЕДКО ВОЗНИКАЮТ БЕЗ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ЧЕЛОВЕКА
  ВОЙНА НА СКАЛАХ МУСТА-ТУНТУРИ
  ВЕНЕЦИЯ. МЕСТО ЗЕЛО ВЕЛИКОЕ И ПРЕДИВНОЕ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta