ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ЗАПРОС ОБЩЕСТВА ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫПОЛНЕН
  Александр БРЕЧАЛОВ, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», сопредседатель центрального штаба ОНФ
ПРОЕКТ СТАЛ НАРОДНЫМ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ИСТОЧНИКИ И СТИМУЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
  Алексей УЛЮКАЕВ, министр экономического развития РФ
«ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ»: половина пути пройдена
  КУДА ИДЕТ РОССИЯ
  ГОСЗАКАЗ 2014
  Андрей САДОФЬЕВ, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», вице-президент, председатель Комитета по государственному заказу и развитию предпринимательства МОО «МАП»
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА – СТУПЕНЬ В БУДУЩЕЕ
  Борис СМОЛКИН, директор Информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» Министерства иностранных дел Республики Беларусь
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЗАКУПОК
  Виктор СТЕПАНОВ, генеральный директор ООО «РТС-тендер»
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА: СТАРТ ДАН
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель Федеральной антимонопольной службы
СВОБОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЗАЩИТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РАДИ БУДУЩЕГО СТРАНЫ
  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ: ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ
  Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы
МОСКВА – МЕГАПОЛИС СОВРЕМЕННЫХ ЗАКУПОЧНЫХ ПРАКТИК
  Алексей ПАРАБУЧЕВ, руководитель Управления перспективного развития ЦИР
ОТКРЫТЫЙ ЗАПРОС КАК ИНСТРУМЕНТ РОСТА ИННОВАЦИЙ
  Геннадий ДЁГТЕВ, заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», доктор юридических наук, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике
Николай АКИМОВ, заместитель заведующего кафедрой управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», кандидат экономических наук
Ирина ГЛАДИЛИНА, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», доктор педагогических наук
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЗАКАЗЧИКОВ
  Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ
МОДЕРНИЗАЦИЯ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ
  Надежда СИНИКОВА, руководитель Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – ДЕВИЗ РОСОБРОНПОСТАВКИ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОЗ
  НЕ СБАВЛЯТЬ ТЕМПЫ РАБОТЫ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
ЦЕНТР МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ СМЕЩАЕТСЯ В АЗИЮ
  НАЛОГИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА
  ОБЩЕСТВО
  ПОЖАРЫ РЕДКО ВОЗНИКАЮТ БЕЗ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ЧЕЛОВЕКА
  ВОЙНА НА СКАЛАХ МУСТА-ТУНТУРИ
  ВЕНЕЦИЯ. МЕСТО ЗЕЛО ВЕЛИКОЕ И ПРЕДИВНОЕ















Наёмничество: предупредить, выявить, противодействовать

Андрей НОВИКОВ, руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник полиции

«Вскрытие и разработка каналов перемещения боевиков, создание надежных правовых инструментов защиты конституционного строя и безопасности государств, глубокая оперативная работа, формирование механизмов информационного обмена в этом поле – вот основные задачи, которые мы видим в противодействии использованию наемничества в террористических целях». Об этом А.П.Новиков заявил в своем выступлении на XIII Совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов «Противодействие использованию наемничества в террористических целях: международный аспект» (9–10 апреля 2014 г., г. Сочи).

Из истории вопроса

Такое явление, как наемничество существовало с древних времен и получило наиболее полное развитие в средние века. В XX в. наемники сопровождали уже практически все войны и вооруженные конфликты. Во время первой мировой войны группы наемников активно использовались со стороны Франции, Италии. Во второй мировой войне наемнические силы продолжали использоваться практически всеми ее участниками, за исключением СССР. Более того, именно в этот период наибольшее развитие получил институт профессиональной подготовки наемников, которые могли бы действовать не по армейским стандартам, а с использованием специальных методов.

В конце прошлого и начале нынешнего столетия тема наемничества становится еще более актуальной. И если после окончания второй мировой войны в рамках гуманитарного права было дано четкое определение наемника, как лица, участвующего в вооруженных конфликтах и не имеющего гражданства одной из воюющих сторон, то в настоящее время можно говорить о смене самого определения наемника в международном праве.

Солдаты террора

Институт наемников за последние двадцать лет претерпел существенные изменения. Он превратился в серьезную индустрию, в которую входят многочисленные рекрутинговые агентства, школы подготовки, транспортные фирмы, предприятия по производству специальной экипировки, вооружения, средств связи, медицинские и оздоровительные центры.

И здесь мы сталкиваемся с несколькими типами наемничества. Прежде всего, это наемники, которые используются как «солдаты удачи» государствами при участии в различных вооруженных конфликтах, в том числе ведущихся и в рамках миротворческих операций, и в рамках подавления повстанческих выступлений. Другой частью наемников являются лица, завербованные непосредственно многочисленными террористическими организациями через соответствующие аффилированные структуры.

Нами не раз уже отмечалось, что распространение получает такое явление как наемнический терроризм. Модернизированные по наемническому типу международные террористические организации преследуют в качестве среднесрочной цели изменение моделей управления в целых суб-регионах, дробление государств, создание новых государственных образований.

На наших глазах в течение последних лет происходит международное террористическое вторжение в Сирию. Силовой сценарий свержения законного правительства осуществляется с использованием наемников. Именно это мы и называем международными террористическими бандами.

В сирийский вооруженный конфликт оказались втянутыми в качестве наемников граждане государств Содружества Независимых Государств.

Следует отметить тенденцию, когда часть наемников на территории Ближнего Востока сражается в составе террористических группировок не за деньги, а в качестве хобби, когда бывшие военнослужащие спецподразделений выезжают в «горячие точки» для тренировок в виде охоты на людей. Это военное «сафари» получает все большое распространение. И здесь мы видим роль отдельных частных военных компаний, которые не только занимаются обеспечением безопасности отдельных объектов и перевозок, но и участвуют в контрповстанческих мероприятиях. Этому способствует и то обстоятельство, что международное законодательство на сегодняшний день практически никак не регулирует деятельность частных военных компаний.

Под информационным прикрытием

В настоящее время по линии частных военных компаний и охранных агентств только в Европе, по некоторым данным, существует более 2000 таких школ, которые готовят специалистов широкого профиля как по ведению диверсионно-террористической деятельности, так и проведению информационно-психологических операций.

Мы также отмечаем и деятельность некоторых неправительственных организаций, которые участвуют как в обучении наемников, особенно в области проведения психологических операций, так и в их финансировании. Особенно часто такие НПО широко развертывают свою деятельность в период назревания и в начале общественных конфликтов. Мы отмечали активизацию деятельности НПО перед известными событиями в Киргизии, на Украине. При этом неправительственные организации часто являются пропагандистским рупором и информационным прикрытием деятельности наемников.

Оперативные и правовые механизмы

Для правоохранительных органов стран Содружества в рамках противодействия наемничеству, используемого в преступной деятельности, одной из задач является выявление лиц, завербованных соответствующими структурами и получившими специальную подготовку. При этом мы наблюдаем выезд граждан стран Содружества на учебу в различные учебные центры как непосредственно из самих стран СНГ под видом получения религиозного образования, так и из стран Европы, где они проживают в качестве беженцев или детей беженцев 90-х годов, которые уже получили гражданство стран Евросоюза.

Возвращение боевиков, получивших боевой опыт в «горячих точках» к местам постоянного проживания на территории государств Содружества, дальнейшее их участие в подрывной деятельности, направленной против конституционных основ наших государств становится серьезной проблемой для стран СНГ. И компетентных органы государств Содружества уже формируют оперативные и правовые механизмы противодействия этому явлению.

Вне всяких сомнений, участие наемников во внутренних вооруженных конфликтах на стороне международных террористических организаций представляет собой крайне опасный фактор, который напрямую дестабилизирует внут-риполитическую обстановку не только в той стране, где идут вооруженные конфликты, но и в странах происхождения боевиков-наемников. Вскрытие и разработка каналов перемещения боевиков, создание надежных правовых инструментов защиты конституционного строя и безопасности государств, глубокая оперативная работа, формирование механизмов информационного обмена в этом поле, – вот основные задачи, которые мы видим в противодействии использованию наемничества в террористических целях.

Информационно-аналитическое издание jjjj№125 2014



БЕЗОПАСНОСТЬ

  Андрей НОВИКОВ, руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник полиции
НАЁМНИЧЕСТВО: ПРЕДУПРЕДИТЬ, ВЫЯВИТЬ, ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ
  СТРУКТУРЫ СНГ И ООН РАСШИРЯЮТ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta