ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ ВАЖНО РАБОТАТЬ НА УПРЕЖДЕНИЕ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ПРОГРАММУ «ЭРА-ГЛОНАСС» НЕОБХОДИМО ПОЛНОСТЬЮ РАЗВЕРНУТЬ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
РАСШИРЕНИЕ ГЕОГРАФИИ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
  Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ
В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
  ТЭК РОССИИ В ХХI ВЕКЕ
  Андрей ЕПИШОВ, генеральный директор форума «ТЭК России в XXI веке»
АВТОРИТЕТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ЭНЕРГОСИСТЕМА КРЫМА: ПУТИ РАЗВИТИЯ
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
ТЕМА ШЕЛЬФА ВСЕГДА ФЕДЕРАЛЬНАЯ
  ПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ И ГОСТЯМ ММЭФ-2014
  ТЭК САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
  ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: ЯРОСЛАВСКИЙ ФОРМАТ
  ХI ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 2014 ВЕСНА»
  НАВИТЕХ-2014
  Олег ОСТАПЕНКО, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос)
ОРБИТЫ РОССИИ – ПРИОРИТЕТЫ ОПРЕДЕЛЕНЫ
  НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ И УСЛУГИ
  Геннадий РАЙКУНОВ, генеральный директор ОАО «Российские космические системы»
МЫ РЕШАЕМ ЗАДАЧИ КОСМИЧЕСКОГО МАСШТАБА
  СТРАНА
  Сергей ПЕРШУТКИН, эксперт-аналитик, Новосибирск
РАЗВИТИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, ИЛИ ЧТО ДАСТ МЕГАПРОЕКТ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ?
  Владимир ЯКУНИН, доктор политических наук
ТОЛЧОК К РАЗВИТИЮ СОЦИУМА
  Александр НОТИН, руководитель АНО «Переправа», постоянный член «Изборского клуба», к.и.н.
«ПЕРЕПРАВА» ПРИНИМАЕТ ОГОНЬ НА СЕБЯ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО: ЗАКАЗЧИК И ИНВЕСТОР
  ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: НОВАЯ ДОКТРИНА, НОВЫЕ ПОДХОДЫ
  VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2014»



















Что делать с розовой зарей

Юрий БОРЕВ, почетный академик Российской академии художеств

В настоящее время общество обсуждает, и обсуждает довольно активно новый федеральный закон «О культуре». Самое время обратить внимание на важность гуманитарной культуры, необходимость создания условий для ее развития. Еще в проекте Декларации прав культуры, создававшемся Дмитрием Лихачевым, гуманитарная культура определяется как сфера, обеспечивающая духовную основу и возможность совершенствования человека и общества. Однако, кажется, что гуманитарная культура никому не нужна.

Николай Гумилев писал:
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.


Да, поэт прав: красота непрактична, бесполезна. Гуманитарная культура в известном смысле схожа с красотой – она, как правило, не создает прибыль, доход, капитал... Естественные науки можно поставить на прямое материальное служение людям, на их обеспечение необходимыми продуктами и нужными вещами. Гуманитарные науки, да и вся гуманитарная культура для обогащения непригодны. В наш корыстный век в обществах, нацеленных на повышение ВВП, на пополнение бюджета, на обогащение элит, на успехи олигархов, – нет никакого проку от гуманитарных наук. Более того, от них возможен вред для олигархов, а иногда и для управителей государственной жизнью, так как гуманитарные знания настраивают людей на поиск социальной справедливости. А это возможный источник недовольства и напряженности. Поэтому выгоднее вкладывать деньги в покупку футбольных легионеров, чем в гуманитарную культуру. Да, выгоднее, но не разумнее.

Старшеклассник, пришедший в школу с винтовкой, – это уже событие не только американской, но и российской жизни. Такого ранее никогда не случалось, и как тут не вспомнить сетования Натальи Дмитриевны Солженицыной о том, что в расписании занятий наших школ предусмотрен всего один урок литературы в неделю. Гуманитарная культура во взаимодействии с религией пробуждает в людях совесть, уводит сознание от маниакальной нацеленности на обогащение. Невнимание к «никчемной» гуманитарной культуре чревато такими неприятностями, что в сравнении с ними ее «недоходность» – мелочь. На заре буржуазного общества английский философ Гоббс опасался возникновения «борьбы всех против всех». А такое состояние общества – не приведи Господь – ужасно. И именно гуманитарная культура способна предотвратить сползание общества к хаосу, о котором поет Мефистофель: «Сатана там правит бал, люди гибнут за металл».

В современном мире господствует стремление к обогащению. Оно стало «американской мечтой» и пандемией. Вряд ли есть болезнь страшнее. Никто из разумных людей не против того, чтобы люди были богатыми. В известном анекдоте говорится:
– А за что борются эти революционеры?
– Чтобы не было богатых!
– По-моему, лучше бороться за то, чтобы не было бедных.

Резонно. Опасность возникает не там и не тогда, когда появляются у человека желание и возможность быть богатым. Беда возникает, когда богатство становится целью и смыслом жизни, а не средством достижения жизненных целей и смыслов. В свое время Сталин переиграл Бухарина в смертельных партийных играх и битвах за власть не только потому, что смог опереться на силовые и карательные структуры государства. Немаловажную роль сыграла и идеологически слабая и ошибочная позиция Бухарина, выдвинувшего лозунг: «Обогащайтесь!» Ложность и опасность идеи безудержного обогащения как цели и смысла бытия ощутило наше общество после распада СССР. Только гуманитарная культура может способствовать осознанию современным обществом того, что обогащение не должно быть целью и смыслом бытия человека.

Для цвета мировой культуры XIX века оказалась неприемлема в качестве смысла жизни господствовавшая в ту эпоху идея бытия во имя богатства. Образами Скупого рыцаря, Чичикова, Иудушки Головлева, Гобсека, Растиньяка, Крошки Цахеса мировая классика XIX века утверждала: «Так жить нельзя». Октябрьская революция – следствие того, что народ России услышал и осознал этот ответ и попытался в корне изменить жизнь. Построение утопии не дает возможности воплотить в жизнь идеалы, но способствует развитию общества.

Осуществилась ли утопия буржуазной революции – «свобода, равенство и братство»? Время бежит быстро, но где свобода, где равенство, где братство? Однако этот утопический лозунг способствовал бурному развитию истории и переходу от аристократических и феодальных ценностей к демократическим.

Наше общество страдает от коррупции. Судебные репрессии не решают проблемы. Ее можно решить только с помощью системных мер, в число которых должно войти и широкое внедрение гуманитарной культуры, способной привить людям «старомодные» качества – честность, бескорыстие, порядочность. Пренебрежение гуманитарной культурой у нас начинается со школьного образования. Отечественную войну 1941–1945 годов выиграл советский школьный учитель, воспитавший целое поколение в духе патриотизма. Если бы в 30-х годах в советской школе был один урок литературы в неделю, боюсь, советская армия не выстояла бы ни под Москвой, ни в Сталинграде, ни под Прохоровкой. Чтобы оценить роль гуманитарной культуры в победе, надо вспомнить роль песни «Вставай, страна огромная!» в мобилизации народа на сопротивление захватчикам, роль Седьмой симфонии Шостаковича и стихов Ольги Берггольц в обороне Ленинграда, роль в нашей победе напоминания Сталина, что мы народ Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Чайковского, Репина. Проблемы гуманитарной науки и культуры должны занять подобающее их значимости место в средней и высшей школе, в деятельности Российской академии наук, в средствах массовой информации и особенно на телевидении.

Искусство многофункционально. Все его функции (познавательная, воспитательная, информативная и др.) дублируются (наукой, педагогикой, СМИ и др.). Все функции дублируются, кроме эстетической! Художественные произведения доставляют человеку наслаждение уникальное, особого рода наслаждение – эстетическое. Это, казалось бы, практически малозначимое влияние формирует достоинство личности и способствует ее творческому развитию. Еще бы! Ведь тем, чтобы человек испытал эстетическое наслаждение, озаботились лучшие представители человечества – Гомер, Еврипид, Шекспир, Мольер, Бальзак, Диккенс, Пушкин, Гоголь, Толстой, Чехов.

Из программ обучения в естественнонаучных институтах сейчас изъято все имеющее отношение к гуманитарной культуре. Ее сворачивание в обществе чревато ухудшением научной и практической деятельности в негуманитарных сферах. В американской Силиконовой долине не менее половины работников – выпускники советских школ и вузов. А их подготовка отличалась большой «присадкой» к образованию «никчемной» гуманитарной культуры. Эйнштейн говорил, что в научной деятельности он опирался не столько на математика Гаусса, сколько на писателя Достоевского. Так что развитие физики и других естественных наук напрямую зависит от степени развития гуманитарной культуры.

Я уже упомянул, что история не боится утопизма. Позволю себе высказать крамольно-утопическую идею. Вспомним, как в нашей стране в 20-х годах было покончено с неграмотностью и создано общество всеобщей грамотности. Вспомним, как позже была создана одна из лучших в мире система обязательного всеобщего среднего образования. Россия многое совершила впервые в мире. По своим внутренним возможностям и ментальности Россия может стать первой в мире страной всеобщего высшего образования. Для этого надо понять, что самое плодотворное и даже самое выгодное вложение средств – вложение в человека. Вероятно, окажется, что так много инженеров, биологов, физиков, врачей, юристов, экономистов не нужно. Однако высшее образование для части населения может быть гуманитарным и непрактичным. Это обеспечит более острое и более глубокое восприятие жизни, более мудрое ведение общественных и семейных дел, более успешное воспитание детей. Это позволит народу найти наиболее благоприятный вектор развития, наиболее разумную форму организации общества.

Надо развивать гуманитарную культуру, приносящую в общество бесценные дары, развивать, не ожидая и не требуя от нее ни дохода, ни утилитарной пользы. Они придут сами – и дары, и польза.

Информационно-аналитическое издание jjjj№124 2014



ОБЩЕСТВО

  МОЙ ДРУГ САИД
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации», член Координационного совета при Минздраве России, член Экспертного совета при ФАС России
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОДРОСТКОВЫЕ СУИЦИДЫ И УБИЙСТВА?
  Юрий БОРЕВ, почетный академик Российской академии художеств
ЧТО ДЕЛАТЬ С РОЗОВОЙ ЗАРЕЙ
  РУССКАЯ ФЛОРЕНЦИЯ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta