ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ ВАЖНО РАБОТАТЬ НА УПРЕЖДЕНИЕ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ПРОГРАММУ «ЭРА-ГЛОНАСС» НЕОБХОДИМО ПОЛНОСТЬЮ РАЗВЕРНУТЬ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
РАСШИРЕНИЕ ГЕОГРАФИИ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
  Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ
В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
  ТЭК РОССИИ В ХХI ВЕКЕ
  Андрей ЕПИШОВ, генеральный директор форума «ТЭК России в XXI веке»
АВТОРИТЕТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ЭНЕРГОСИСТЕМА КРЫМА: ПУТИ РАЗВИТИЯ
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
ТЕМА ШЕЛЬФА ВСЕГДА ФЕДЕРАЛЬНАЯ
  ПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ И ГОСТЯМ ММЭФ-2014
  ТЭК САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
  ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: ЯРОСЛАВСКИЙ ФОРМАТ
  ХI ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 2014 ВЕСНА»
  НАВИТЕХ-2014
  Олег ОСТАПЕНКО, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос)
ОРБИТЫ РОССИИ – ПРИОРИТЕТЫ ОПРЕДЕЛЕНЫ
  НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ И УСЛУГИ
  Геннадий РАЙКУНОВ, генеральный директор ОАО «Российские космические системы»
МЫ РЕШАЕМ ЗАДАЧИ КОСМИЧЕСКОГО МАСШТАБА
  СТРАНА
  Сергей ПЕРШУТКИН, эксперт-аналитик, Новосибирск
РАЗВИТИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, ИЛИ ЧТО ДАСТ МЕГАПРОЕКТ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ?
  Владимир ЯКУНИН, доктор политических наук
ТОЛЧОК К РАЗВИТИЮ СОЦИУМА
  Александр НОТИН, руководитель АНО «Переправа», постоянный член «Изборского клуба», к.и.н.
«ПЕРЕПРАВА» ПРИНИМАЕТ ОГОНЬ НА СЕБЯ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО: ЗАКАЗЧИК И ИНВЕСТОР
  ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: НОВАЯ ДОКТРИНА, НОВЫЕ ПОДХОДЫ
  VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2014»



















Как предотвратить подростковые суициды и убийства?

Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации», член Координационного совета при Минздраве России, член Экспертного совета при ФАС России

По данным детского омбудсмена Павла Астахова, в России среди подростков ежегодно происходит около 1,5 тыс суицидов (и около 4 тыс попыток). Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по количеству суицидов среди подростков 15–19 лет. По словам Астахова, одна из главных причин – конфликты в семье.

Семья в центре внимания

Типичные истории: 8 февраля 2012 г. 15-летний подросток выпрыгнул из окна квартиры и скончался на месте. Трагедия произошла после ссоры с родителями. А 3 февраля 2014 г. ученик московской школы застрелил учителя и полицейского. Совершивший два убийства, рос в полной семье, отлично учился, был тихим и спокойным. Адвокат Евгения Мартынова, много работавшая с подростками, считает, что именно у таких начитанных и спокойных детей, но задавленных учебой и грузом ответственности, происходят подобные срывы. По данным газеты «Известия», родители жестко регламентировали деятельность сына, запрещая любую деятельность, не входящую в их планы, принуждали ребенка совершать религиозные обряды. За два дня до стрельбы в школе подросток поругался с родителями и сказал другу, что потерял цель в жизни. Таким образом, то, что пытаются выяснить после трагедии, родители, педагоги и школьный психолог могли понять задолго до трагедии и оказать семье психологическую и педагогическую помощь.

Активизировать школьных психологов

Школьным психологам стоит проходить обязательную сертификацию каждые 5 лет, считает президент Российского психологического общества, декан факультета психологии МГУ, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России Юрий Зинченко. В России отсутствует система психологического сопровождения образования. Введения одних ставок школьных психологов недостаточно и нужна еще и система их сертификации, чтобы раз в 5 лет они подтверждали свою квалификацию.

По словам Павла Астахова, половина школ не имеет в своем штате психологов, а на одного психолога в среднем приходится по 780 учеников.

Еще несколько лет назад школьных психологов начали вытеснять из школ, считает доктор психологических наук, профессор МГУ Юлия Гиппенрейтер. Директор мог сам с какого-то момента решать, кого он наймет: предметника или психолога. По ее словам, некоторые психологи настолько неквалифицированные, что директор либо загружает его секретарской работой, либо сокращает эту ставку и отдает учителю.

Директор гимназии Светлана Денисова считает, что сложности создает и отношение родителей к школьному тестированию. Сейчас психолог вынужден спрашивать у родителей разрешение, и многие от тестирования отказываются. Естественно, в этом случае невозможно выявить проблемы у ребенка, ведь почти никто из детей не говорит напрямую о семейных проблемах: ребенок боится, никому не доверяет. Вопрос также в устранении родителей от разрешения проблем ребенка в школе в целом, в нежелании нести ответственность за него.

Таким образом, школьному психологу нужно разрешить проводить психологическое тестирование без разрешения родителей. А иначе кризис в семье так и останется незамеченным, и ребенок будет в изоляции. Однако все бланки тестов должны быть утверждены окружными комитетами по образованию и выложены в открытый доступ.

Фонд «Защита нации» считает целесообразным обеспечить каждую школу, как минимум, одним психологом, прошедшим обучение на основе гуманистического подхода, при обязательной сертификации каждые пять лет.

Поднять психологический уровень педагогов

14 февраля 2012 г. стало известно о гибели ученика 11-го класса. Отец обнаружил сына повешенным в сарае. В мобильном телефоне юноши была обнаружена запись о том, что он не воспринимает материал по алгебре, у него ничего не получается, учительница постоянно на него кричит, ему все это надоело, и он не может больше это терпеть.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов считает важным повышать уровень психологической подготовки всех без исключения учителей, ведь они гораздо больше проводят времени в общении с детьми, чем школьные психологи. При этом педагог сможет успевать выполнять свои основные обязанности, а при необходимости – уведомлять школьного психолога о сложностях среди учеников и давать рекомендации родителям об улучшения общения со своими детьми.

Ливанова поддерживает Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов. Психологическая подготовка учителей сведет к минимуму число трагедий, подобных московской. Психолог Марина Поситака считает, что учители должны уметь общаться с детьми, замечать их необычное состояние. Для всех педагогов обязательны специальные курсы по психологии общения с детьми.

Психологию проходят в педвузах, но каково качество подготовки? Книга Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» наглядно демонстрирует высокое качество и доступность, о чем также говорит книга председателя ассоциации психологов-практиков «Просто вместе», кандидата психологических наук Ирины Млодик «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить».

Фонд «Защита нации» считает необходимым всем педагогам пройти курс по психологии и психотерапии, основанный на гуманистическом подходе.

Ввести курс психологии в школы

Астахов считает важным преподавание в школах предмета «Этика и психология семейной жизни», чтобы рассказывать детям, как правильно строить семью, готовить их к выполнению социальных функций матери и отца, ответственному отношению к семье, супружеству, рождению и воспитанию детей. Владимир Тактаров, профессор, сексолог, доктор медицинских наук, считает, что половым воспитанием должны заниматься родители, поэтому нужно просвещать именно их.

Фонд «Защита нации» поддерживает введение предмета «Этика и психология семейной жизни», содержание которого должно включать права человека, описанные в Конституции РФ. Предмет должны вести профессиональные психологи, сохраняющие религиозную нейтральность и прошедшие обучение с учетом гуманистического подхода. Подобный курс также стоит рекомендовать всем родителям.

Оказывать психологическую помощь родителям

Основная проблема детей в том, что родители переложили воспитание на учителей: «Родители читают в законах то, что хотят увидеть. Но не понимают, что по Конституции именно они несут обязанность за воспитание своих детей в первую очередь», – считает директор школы Владимир Алексеев.

Юлия Гиппенрейтер считает, что убийства подростками, как и подростковые суициды, порой имеют одну причину – неблагополучие в семье. Психологическое страдание, приводящее к печальным последствиям, начинается с того, как с ребенком обращаются родители. Амбиции взрослых порой идут в противоречие с потребностями детей, что вносит дисгармонию в их отношения и усиливает нервозность. Насилие над детьми – это главная проблема, приводящая детей к самоубийству или сведению счетов с другими людьми. Если ребенку ставят ультиматум: «Ты должен быть отличником, верить в Бога, быть успешным» и т.д. – это насилие.

Помимо ухудшения коммуникации у изначально здоровых детей могут начаться психические проблемы. Согласно The Times of India, обычные семейные проблемы в детстве могут негативно повлиять на развитие мозга ребенка. Исследователи проследили за работой мозга подростков в возрасте 17–19 лет. Те из них, кто пережил легкие семейные неурядицы до 11 лет, имели меньший мозжечок, что повышает риск психических заболеваний в более позднем возрасте.

Как же помочь детям и родителям обрести взаимопонимание? Согласно Декларации прав человека и Конституции РФ, все люди имеют равные права с момента рождения. Каждый человек вне зависимости от возраста имеет право на образование, охрану здоровья, свободный труд, достойное отношение к себе и другие права. Родители до совершеннолетия детей обязаны реализовать их права. Воспитание – это реализация прав ребенка, гарантированных российской Конституцией. Жизненный путь человека определяется им самим, а родители должны лишь помочь ему стать на ноги, поддержать его инициативы. Однако некоторые родители воспринимают своих детей как собственность, людей на положении крепостных крестьян. Понятие «воспитание» такие родители понимают как принуждение и насилие над ребенком. Де-юре насилие запрещено, однако дела в отношении детей, ставших жертвами своих родителей, редко попадают в поле зрения, потому что дети вообще могут никому не доверять.

В связи с этим, понимая приоритет воспитания родителями, государство обязано защищать права несовершеннолетних, в том числе право на достойное отношение к себе. Нужно выявлять сложные случаи в семьях и им оказывать психологическую помощь. Принимать решение о лишении родительских прав, а также об изъятии детей из семьи (кроме случаев угрозы жизни или здоровью ребенка) должен иметь право только суд. Но выступать ходатаями за детей должны иметь право все граждане. Взрослые обязаны защитить детей от жестокого обращения, помочь им состояться в жизни.

По мнению Президента России, ситуация порой требует экстренных действий со стороны государства. Тем более, когда нужно стать на защиту не просто прав, но самой жизни ребенка. Каждый случай имеет свои особенности, которые надо учитывать. Действовать нужно не только решительно, но и всегда в высшей степени деликатно.

Чтобы защитить свою семью, самим родителям стоит стать на защиту прав своих детей, отказаться от насилия, начать дружить со своими детьми, читать психологические книги.

Фонд «Защита нации» призывает организовать на базе психологических районных центров добровольные школы родителей и сообщать о наличии таких школ на центральных телеканалах, в социальных сетях, раздавать листовки в местах города с большой проходимостью людей.

В результате реализации описанных мер улучшится общее психологическое благополучие в стране, повысится успеваемость в школах, сократятся подростковые суициды и преступность, улучшится внешний имидж нашей страны, начнется постепенный рост экономики, а Россия станет примером наиболее гуманного общества в мире. На нас начнут равняться Европа, США и другие страны.

Информационно-аналитическое издание jjjj№124 2014



ОБЩЕСТВО

  МОЙ ДРУГ САИД
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации», член Координационного совета при Минздраве России, член Экспертного совета при ФАС России
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОДРОСТКОВЫЕ СУИЦИДЫ И УБИЙСТВА?
  Юрий БОРЕВ, почетный академик Российской академии художеств
ЧТО ДЕЛАТЬ С РОЗОВОЙ ЗАРЕЙ
  РУССКАЯ ФЛОРЕНЦИЯ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta