ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ ВАЖНО РАБОТАТЬ НА УПРЕЖДЕНИЕ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ПРОГРАММУ «ЭРА-ГЛОНАСС» НЕОБХОДИМО ПОЛНОСТЬЮ РАЗВЕРНУТЬ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
РАСШИРЕНИЕ ГЕОГРАФИИ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
  Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ
В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
  ТЭК РОССИИ В ХХI ВЕКЕ
  Андрей ЕПИШОВ, генеральный директор форума «ТЭК России в XXI веке»
АВТОРИТЕТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ЭНЕРГОСИСТЕМА КРЫМА: ПУТИ РАЗВИТИЯ
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
ТЕМА ШЕЛЬФА ВСЕГДА ФЕДЕРАЛЬНАЯ
  ПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ И ГОСТЯМ ММЭФ-2014
  ТЭК САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
  ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: ЯРОСЛАВСКИЙ ФОРМАТ
  ХI ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 2014 ВЕСНА»
  НАВИТЕХ-2014
  Олег ОСТАПЕНКО, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос)
ОРБИТЫ РОССИИ – ПРИОРИТЕТЫ ОПРЕДЕЛЕНЫ
  НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ И УСЛУГИ
  Геннадий РАЙКУНОВ, генеральный директор ОАО «Российские космические системы»
МЫ РЕШАЕМ ЗАДАЧИ КОСМИЧЕСКОГО МАСШТАБА
  ТЕХНОЛОГИИ
  ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО: ЗАКАЗЧИК И ИНВЕСТОР
  ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: НОВАЯ ДОКТРИНА, НОВЫЕ ПОДХОДЫ
  VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2014»
  ОБЩЕСТВО
  МОЙ ДРУГ САИД
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации», член Координационного совета при Минздраве России, член Экспертного совета при ФАС России
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОДРОСТКОВЫЕ СУИЦИДЫ И УБИЙСТВА?
  Юрий БОРЕВ, почетный академик Российской академии художеств
ЧТО ДЕЛАТЬ С РОЗОВОЙ ЗАРЕЙ
  РУССКАЯ ФЛОРЕНЦИЯ



















Развитие как национальная идея, или Что даст мегапроект для новой России?

Сергей Першуткин, эксперт-аналитик, Новосибирск

Поиск национальной идеи в России и для России – отличительная особенность последних полутора десятков лет. Но затянувшиеся и иногда бесплодные дискуссии обрели важные политические и социально-экономические контуры, когда в Президентском послании 2013 г. приоритетом для нашей страны на XXI век был обозначен Дальний Восток, а в первые месяцы 2014 г. прошли несколько важных встреч Президента России и Председателя Правительства, касающиеся ускоренного развития экономики.

Таким образом, в силу логики общественно-политической жизни и с учетом необходимости ответов на необоснованные санкции Евросоюза и США в центре внимания политического класса нашей страны оказалась проблематика не просто экономического роста, но поступательного развития российского общества на обозримый период времени.

19 февраля 2014 г. в ходе встречи Президента РФ Владимира Путина с группой академиков-экономистов из РАН в присутствии руководителей экономического блока Правительства России было заявлено, что возможности ускоренного развития у страны имеются и могут быть реализованы. Несколько раньше, 5 февраля 2014 г. прошло знаковое совещание по развитию Дальнего Востока, на котором Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил учредить ряд социально-экономических структур для развертывания работы по созданию территорий опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе.

Эти два события создали благоприятный социально-политический фон для обсуждения на заседании Президиума РАН 11 марта 2014 г. принципиального по значимости доклада «Интегральный проект солидарного развития на Евро-Азиатском континенте».

Докладчиками выступили доктор политических наук В.И. Якунин из Института социально-политических исследований РАН, академик Г.В. Осипов – директор этого же Института и академик В.А. Садовничий – ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Они предложили воодушевляющую и мобилизующую социально-экономическую и политическую повестку на ближайшие 25 лет. В докладе излагается научно-практическая концепция разработки и реализации мегапроекта солидарного развития на Евро-Азиатском континенте («Транс-Евразийский пояс РАЗВИТИЕ (RAZVITIE)», ТЕПР).

Геоэкономика – геокультура – геополитика

В основе мегапроекта – идея развития как ценности и одновременно как предмета кооперации (солидарного взаимодействия различных стран). Развития как цели и как средства, что задает первичные критерии и требования к экономическому росту.

Впечатляет система посылок, на которых были построены доклад и отражаемый им мегапроект:
- интегральная инфраструктурная система как связующее звено мировой цивилизации;
- реализация мирового инфраструктурного проекта как проявление сдвига к конструктивной глобализации;
- формирование инвестиционного пространства нового типа
- необходимость и важность укрепления России внутри себя, чтобы выполнять функции инициатора такого мегапроекта.

Таким образом, предложен новый геоэкономический, геополитический и геокультурный подход к развитию российской экономики (и всего российского общества), дополненный к тому же идеей солидарности и солидарного участия.

Конкретные пути решения этой глобальной задачи раскрыты через обоснование стратегической роли транспортных коммуникаций и через выход к различным аспектам неоиндустриального освоения новых территорий, к улучшению условий работы и жизни в Сибири и на Дальнем Востоке, отталкиваясь от наращивания возможностей железнодорожного транспорта и, прежде всего, Транссиба.

Представлен серьезный, насыщенный идеями и содержанием материал для обсуждения, в котором содержатся перспективные идеи и ориентиры. Просматриваются крупные элементы новой идеологии развития, а, быть может, и новой национальной идеи, отличающейся социальным оптимизмом, мобилизующими ориентирами, стимулами национальной гордости и веры в российскую нацию.

Стратегия успеха

На мой взгляд, сегодня как никогда раньше необходимо иметь на государственном уровне своеобразную стратегия успеха, стараться преодолеть имеющий место в обществе пессимизм и усталость (бюджетников – от безденежья, а бизнеса – от правовой путаницы и засилья бюрократии). Тогда наша страна будет позиционироваться как устремленная в будущее, а идеи новой индустриализации и модернизации станут восприниматься самыми широкими слоями общества как идеи сплочения, интеграции и солидарного участия.

Чтобы это реализовалось, в мегапроекте предложено социально-экономический пояс развития превратить не просто в транзитный коридор, но создать зону новой индустриальной технологической революции и прорывных технологий нового техно-промышленного уклада. Тем самым, речь идет о создании интегральных инфраструктур нового поколения, на базе которых будут создаваться промышленные кластеры и поселения на основе новейших экологических стандартов.

Можно по-разному отнестись к этому интегральному мегапроекту, но лишь экономические критерии его оценки здесь явно недостаточны. Представлен значимый и яркий Манифест неоиндустриализма, новая государственная идеология сибирско-дальневосточного прорыва. Этот политико-идеологический документ, обладающий привлекательными идеями и богатым смыслом, нуждается в дальнейшей конкретизации.

В отличие от транспортной составляющей сравнительно убедительно представленной в докладе и сравнительно отчетливо прописанной в мегапроекте, иные аспекты: социально-культурные, градостроительные, научно-образовательные – заслуживают более основательной проработки, быть может, к следующему этапу обсуждения мегапроекта. Тем не менее, уже сейчас присутствует содержательный материал для обмена мнениями, для самоопределения экспертного сообщества и политического класса, что обусловит возможность принятия, на наш взгляд, ответственного политико-управленческого решения на федеральном уровне.

Вопросы к обсуждению

Возникает и немало вопросов, вытекающих из масштабного замысла и попыток В.И. Якунина, Г.В. Осипова, В.А. Садовничего заглянуть в 30–40 гг. XXI века.

Они касаются точности используемого языка и неких метафор, без которых не обойтись; социально-правового и управленческого статуса интегрального мегапроекта и соотношения с другими проектами и программами подъема экономики и культуры Сибири и Дальнего Востока (в том числе, с федеральными, ведомственными и региональными программами).

Требуются широкие и многоплановые дискуссии:
- с помощью проведения экспертно-аналитических семинаров (в крупнейших городах Сибири и Дальнего Востока с целью информирования о проекте и для мобилизации общественного и экспертного мнения);
- путем организации серии пилотажных опросов представителей власти, науки, образования, медиа, бизнеса (на региональном и муниципальном уровнях с учётом территориально-административных поясов развития вдоль Транссиба);
- в рамках возможной Всероссийской конференции «Пути разработки и реализации интегрального мегапроекта солидарного развития на Евро-Азиатском континенте»;
- с помощью организации конкурса инициативных проектов муниципальных образований и некоммерческих организаций, что позволило бы в итоге проработать отдельные направления мегапроекта;
- благодаря разработке специальной информационной кампании в российских и зарубежных медиа с целью ориентации на сибирскую и дальневосточную аудитории, а также на потенциальных зарубежных партнеров.

Особой принципиальностью обладают, пожалуй, три вопроса в отношении интегрального мегапроекта и его реализации: о позиции регионов, о позиции науки и научного сообщества, о наличии финансовых ресурсов.

Финансы – вне политических приоритетов

Периодически высказываются смелые, но не очень обоснованные предложения повыгоднее продать Сибирь и Дальний Восток глобальному инвестору, поскольку, дескать, на дальнейшее развитие этих регионов денег нет, и их не найти в стране.

Однако в альтернативу этой точке зрения реcпектабельная РБК-dаily со ссылкой на Счетную Палату РФ, менее месяца назад выступила с сенсационным материалом, где показано, что деньги в российской казне все-таки имеются. Причем, значительные суммы оказываются не учтенными в финансовой документации – из-за разбалансировки бюджетного законодательства и реальной практики финансового администрирования, когда неналоговые поступления в бюджет находятся за рамками прогнозирования и учета (а это около 900 млрд руб.!).

Таким образом, деньги на развитие есть, их просто не может не быть. Однако в целом проблематику финансов необходимо рассматривать в иной плоскости, производной от политических приоритетов. И решать финансовые задачи исходя из социально-политических и геополитических потребностей, а не наоборот.

В этих условиях политический лозунг развития способен стать идеей сплочения российского социума, а интегральный мегапроект – организационно-политической формой новых подходов.

Информационно-аналитическое издание jjjj№124 2014



СТРАНА

  Сергей ПЕРШУТКИН, эксперт-аналитик, Новосибирск
РАЗВИТИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, ИЛИ ЧТО ДАСТ МЕГАПРОЕКТ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ?
  Владимир ЯКУНИН, доктор политических наук
ТОЛЧОК К РАЗВИТИЮ СОЦИУМА
  Александр НОТИН, руководитель АНО «Переправа», постоянный член «Изборского клуба», к.и.н.
«ПЕРЕПРАВА» ПРИНИМАЕТ ОГОНЬ НА СЕБЯ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta