ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ ВАЖНО РАБОТАТЬ НА УПРЕЖДЕНИЕ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ПРОГРАММУ «ЭРА-ГЛОНАСС» НЕОБХОДИМО ПОЛНОСТЬЮ РАЗВЕРНУТЬ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
РАСШИРЕНИЕ ГЕОГРАФИИ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
  Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ
В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
  ТЭК РОССИИ В ХХI ВЕКЕ
  Андрей ЕПИШОВ, генеральный директор форума «ТЭК России в XXI веке»
АВТОРИТЕТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ЭНЕРГОСИСТЕМА КРЫМА: ПУТИ РАЗВИТИЯ
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
ТЕМА ШЕЛЬФА ВСЕГДА ФЕДЕРАЛЬНАЯ
  ПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ И ГОСТЯМ ММЭФ-2014
  ТЭК САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
  ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: ЯРОСЛАВСКИЙ ФОРМАТ
  ХI ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 2014 ВЕСНА»
  НАВИТЕХ-2014
  Олег ОСТАПЕНКО, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос)
ОРБИТЫ РОССИИ – ПРИОРИТЕТЫ ОПРЕДЕЛЕНЫ
  НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ И УСЛУГИ
  Геннадий РАЙКУНОВ, генеральный директор ОАО «Российские космические системы»
МЫ РЕШАЕМ ЗАДАЧИ КОСМИЧЕСКОГО МАСШТАБА
  СТРАНА
  Сергей ПЕРШУТКИН, эксперт-аналитик, Новосибирск
РАЗВИТИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, ИЛИ ЧТО ДАСТ МЕГАПРОЕКТ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ?
  Владимир ЯКУНИН, доктор политических наук
ТОЛЧОК К РАЗВИТИЮ СОЦИУМА
  Александр НОТИН, руководитель АНО «Переправа», постоянный член «Изборского клуба», к.и.н.
«ПЕРЕПРАВА» ПРИНИМАЕТ ОГОНЬ НА СЕБЯ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО: ЗАКАЗЧИК И ИНВЕСТОР
  ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: НОВАЯ ДОКТРИНА, НОВЫЕ ПОДХОДЫ
  VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2014»



















Мой друг Саид

Глядя на этого молодого с мудрым взором человека, я сразу вспоминаю описания горцев: кавказцев, черкесов, – вышедшие из-под пера Пушкина, Лермонтова, Толстого. Наши классики знали Восток, любили Кавказ, уважали горцев. Но Саид, как оказалось, ни под один из этих этносов не подпадает. Он относится к древнейшему народу езидов, который ведет свое начало из Месопотамии, Вавилона, и относится к древнейшим в истории человечества скотоводам.

– 90% всех наших предков и ныне живущих родственников – скотоводы, – утверждает Саид. – Мы знаем и любим это занятие.

По сегодняшним российским меркам, Саид и его родные, поселившиеся в Тульской области, – продвинутые и зажиточные фермеры, они разводят племенной скот. Ведут оседлый образ жизни. Хотя и покочевать роду Саида пришлось предостаточно. Жили в СССР в Армении, но после Карабахского конфликта оказались беженцами. Побывали на Украине, пожили и в разных регионах России, пока один из родственников, уже осевший в Тульской области, не позвал к себе остальных. Так и оказалась большая семья в тульском селе Бучалки.

Село с тех пор ожило. Несколько дворов: дяди, братья, племянники Саида – приросли к русской земле своими древними корнями, а тульская земля прирастает теперь еще одним талантливым народом. Дети рождаются красивые да разумные, хорошо помогают старшим да отлично учатся в местной школе, пополняя вымирающие классы темноглазыми смуглыми знатоками математики, любителями шахмат и поклонниками поэзии Пушкина.

Русская земля всегда гостеприимна ко всем, кто пришел на нее с миром и добром, не разорять, а приукрашать и приумножать ее богатства. У езидов в крови миро?, трудо- и дружелюбие. У Саида очень хорошо бывать в гостях. Забота и уважение к гостю – древнейший обычай езидов. Мудрость веков кроется за каждым жестом и ритуалом приема гостя. Неспешные речи старших, наполненные смыслом и мудростью, уважительное отношение младших, шустрых и по-своему дерзких, но удивительно обходительных.

Чем же отличаются Саид и его родичи от других фермеров Черноземья? В чем залог их успеха, благополучия и благосостояния? Появившись на новых землях всего несколько лет назад, каждый мужчина огромного рода уже обзавелся добротным домом, солидной фермой, гуртом овец под тысячу голов да стадом быков-коров по 200–300 животных. Так бы каждому русскому жить – не тужить!

Езиды никогда не рассчитывают только на свое разумение, но прежде всего – на вековую мудрость предков. Следуют всем заветам и обычаям. Не нарушают законов. Умеют дружить и договариваться с соседями. Любить и болеть за свое дело. Уважать старших. Беречь семью. Казалось бы, все просто и даже банально. Но эти простые постулаты в системе и комплексе, если их соблюдать, обязательно приводят к успеху. А Саид их свято блюдет – в этом и есть секрет и залог благополучия рода и достатка в семье.

Знать и понимать животных, сострадать им, уметь лечить и ухаживать, выхаживать, растить, а потом – не без этого, а, собственно, ради этого – резать, разделывать, продавать, готовить – все это составные части мастерства и успеха, которым больше двух тысяч лет.

Саид – живое воплощение древнейшего рода. Носитель языка и традиций, которые не прерывались несколько даже не веков – тысячелетий. С ним удивительно приятно и полезно общаться, радостно за его народ, умеющий выживать в трудных условиях и хранить традиции предков. Радостно за Россию, которая органично впитывает, вбирает в свою плоть мудрость других народов.

Совсем недавно к нам присоединился Крым с татарами, караимами, греками, украинцами. Раньше в большую семью русского мира вошел древний народ Месопотамии – езиды. И мой друг Саид – славный его представитель. У него уже растут две дочки. Еще чуть-чуть, и они обеспечат России широкий демографический прирост.

Владимир БОРЕВ

Езиды (самоназвание – эзди) – народ на севере Ирака, живут в основном в губернаторстве Мосул. Говорят на родном езидском языке – эздики. Исповедуют свою особую религию – езидизм. Приблизительная численность езидов в мире оценивается до 3 миллионов человек, основная масса которых проживает в Северном Ираке, остальные в Сирии, Иране, Турции, Армении, Грузии, Российской Федерации, а также в Европе, Австралии, США и Канаде.



Езиды живут в России еще со времен царской империи. С конца XVIII века все больше и больше она проявляла свой интерес к Закавказью. Ее соперниками были Иран и Османская империя, которые господствовали там. Местные народы часто оказывали им сопротивление и выступали против них. Так, царь Картли и Кахетии Ираклий II надеялся объединить силы грузин, езидов, ассирийцев, создать антиосманскую коалицию, чтобы избавиться от чужеземного ига. Он вел переписку с главой езидов воинственного племени махмуди Чобан-агой, который со своей стороны выразил готовность присоединиться к нему. С другой стороны, Ираклий просил помощи у Российской империи, и все письма, относящиеся к переписке с езидами, он посылал в Санкт-Петербург графу Панину. Создание антиосманской коалиции по разным причинам не осуществилось. Впоследствии езиды, возглавляемые родом Чобан-аги, все же перешли во владения России и осели в Александ-ропольском уезде у подножия горы Алагез.
Со взятием Эриванского ханства и присоединением к Российской империи Южного Кавказа езиды начали переселяться и жить на территории Армении и Грузии. В лице Российской империи они видели своего защитника и покровителя.
Под крылом России езидам не угрожала опасность физического уничтожения, и они верно служили стране, которая их укрыла. В 1895 г. в Российской империи был составлен «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи», где езиды упоминаются отдельной графой, и по данным 1886 г. их численность составляла 15 500 человек.
Всего зафиксировано несколько этапов переселения езидов на территорию Российской империи (Южного Кавказа), первый из которых приходится на 20-е годы XIX века. Следующая крупная миграция зафиксирована в 70-е гг. XIX века, а последняя приходится на 1918 г.
После Октябрьской революции по Брест-Литовскому мирному договору к Турции отошли все территории, приобретенные Россией на востоке Малой Азии как до, так и после войны. По этой причине езиды Карской области, Сурмалинского уезда, Баязидского санджака и Ванского вилайета бежали в Армению и Грузию. Тогда воинственная часть населения состояла в основном из проживавщих в Ванском вилайете езидов во главе с Джангир-агой, который принимал участие во многих сражениях против турок на территории Армении.
В Россию перебрались езиды из Карской области, окрестностей Баязета, Игдыра, Сурмалинского уезда и Ванского вилайета. Они обосновались в основном на территории Армении и Грузии. В Армении они компактно жили в Апаранском, Октемберянском, Талинском, Аштаракском районах и занимались скотоводством и земледелием. В Грузии езиды расселились в основном в старых районах Тифлиса, где заняли полуподвальные и подвальные помещения. Будучи беженцами езиды выполняли самую тяжелую работу в городе. Кроме Тифлиса езидские поселения появились в Кахетии, Гурии, Аджарии (Батуми), где они занимались земледелием и скотоводством.
До распада СССР езиды Грузии и Армении себя считали единой общиной, и поэтому трудно провести грань между ними, и все их достижения являются для них общими.

Информационно-аналитическое издание jjjj№124 2014



ОБЩЕСТВО

  МОЙ ДРУГ САИД
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации», член Координационного совета при Минздраве России, член Экспертного совета при ФАС России
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОДРОСТКОВЫЕ СУИЦИДЫ И УБИЙСТВА?
  Юрий БОРЕВ, почетный академик Российской академии художеств
ЧТО ДЕЛАТЬ С РОЗОВОЙ ЗАРЕЙ
  РУССКАЯ ФЛОРЕНЦИЯ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta