ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
МОБИЛИЗОВАТЬ ВСЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ УСКОРЕННОГО РОСТА
  Владимир ФОРТОВ, президент Российской Академии наук
ЕСТЬ И РЕСУРСЫ, И ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ
  Александр НЕКИПЕЛОВ, академик РАН, директор Московской школы экономики МГУ
ИНВЕСТИЦИИ: БИЗНЕС ИЛИ ГОСУДАРСТВО?
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
КОМПЛЕКС «АНГАРА» ДЛЯ МИРА И СОТРУДНИЧЕСТВА
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
КОНСОЛИДИРОВАТЬ АКТИВЫ, КОНСОЛИДИРОВАТЬ ПОТЕНЦИАЛ
  МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
  Виктор ЧУЙКО, президент Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), д.т.н., проф., действ. член Академии наук авиации и воздухоплавания, лауреат Государственных премий
МЫ СООРУЖАЕМ ЗДАНИЕ БЕЗ ФУНДАМЕНТА
  Павел ВЛАСОВ, генеральный директор ГНЦ РФ ОАО «Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова», Герой России, Заслуженный летчик-испытатель РФ
ЛЕТНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – ОСНОВА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
  Юрий СЛЮСАРЬ, заместитель министра промышленности и торговли РФ
МС-21 – БАЗОВЫЙ ПРОЕКТ ГОСПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ
  Олег ОСТАПЕНКО, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос)
КОСМОДРОМ ВОСТОЧНЫЙ: СТРОИТЕЛЬСТВО НАБИРАЕТ ТЕМПЫ
  Евгений ШИЛЬНИКОВ, генеральный директор ОАО «Металлургический завод «Электросталь»
ТРАДИЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА КОНТРАФАКТ
  VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2014»
  Дмитрий САВИЧЕВ, Председатель Правления СОАО «Русский Cтраховой Центр»
СТРАХОВАНИЕ – НАДЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ
  ЭКОНОМИКА
  Валентина МАТВИЕНКО, Председатель Совета Федерации ФС РФ
СПРОС НАДО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ФОРМИРОВАТЬ
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
НЕОБХОДИМО ПЕРЕСМОТРЕТЬ СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
  СТРАНА
  Борис МАЛАШЕВИЧ, советник президента группы компаний «Синерджента»
АЛЬТЕРНАТИВА МАНИПУЛЯЦИЯМ С ЧАСАМИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  XI ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ»
  ВСЕРОССИЙСКАЯ СПАРТАКИАДА ПО ВОЕННО-СПОРТИВНОМУ МНОГОБОРЬЮ «ПРИЗЫВНИКИ РОССИИ»
  ЛИЦОМ К ЭКОНОМИКЕ, ОБЩЕСТВУ, ЧЕЛОВЕКУ
  ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ: ПРЕДУПРЕДИТЬ И ЛИКВИДИРОВАТЬ
  X ЮБИЛЕЙНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ-ВЫСТАВКА «ГОСЗАКАЗ 2014»

















Удастся ли реализовать экспертную роль науки?

Сергей ПЕРШУТКИН, к.ф.н., член Российского общества социологов (г. Новосибирск)

Согласно президентскому поручению от 15 января 2014 г. к 1 марта Правительством России совместно с РАН должен быть разработан План мероприятий по экспертному научному обеспечению крупных научно-технических и социально-экономических программ и проектов на среднесрочную перспективу.

Речь идет о многообещающем документе, который мог бы позволить, во-первых, изменить практику разработки и реализации федеральных целевых программ и их качество; во-вторых, повысить уровень востребованности научных разработок, и, в-третьих, выстроить на системной основе взаимодействие науки и власти, что достаточно важно в условиях реформирования РАН.

С учетом срочного характера этой работы и временного рубежа вряд ли возможна широкая дискуссия, но ряд соображений виделось бы целесообразным высказать, поскольку разработка Плана по своей значимости выходит за рамки академического сообщества и отражает интересы всего научно-экспертного сообщества страны.

Что представляется особо важным, когда начинается обсуждение экспертной роли науки? Пожалуй, понимание того, что реализация этой роли во многом определяется не только самими научными работниками, сколько правовыми и социально-психологическими условиями и отношением к научным рекомендациям со стороны руководителей органов власти и даже со стороны конкретных исполнителей.

Специфика же данного периода времени в стране в том, что научные разработки во многом являются невостребованными. Об этом пишут маститые ученые, например, заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, профессор В.Е. Селиверстов из г. Новосибирска.

О невостребованности науки свидетельствуют и результаты всероссийских социологических исследований, отражающих степень общественного беспокойства, в частности, научной молодежи. Если раньше еще три года назад молодых ученых волновали, прежде всего, низкая зарплата и жилищные проблемы, то в настоящее время – отсутствие востребованности научных результатов.

Об этом однозначно свидетельствуют результаты всероссийского исследования проведенного в декабре 2013 г. (под руководством А. Матвеева и Ю. Сердюковой), когда было опрошено 1579 молодых ученых, работающих в московских, уральских, новосибирских и дальневосточных академических институтах.

Примерно 75% опрошенных негативно восприняли реформу РАН (однозначно отрицательно или с какими-то оговорками), «не ожидая ничего хорошего от ее результатов», 40% высказали опасение, что «станет еще хуже», 22% предрекли полный развал, и лишь каждый седьмой проявил оптимизм и надежду, что «после временного ухудшения, возможно, ситуация улучшится».

Можно ли при таких распространенных умонастроениях рассчитывать, что разработка и утверждение уже названного Плана научного экспертного обеспечения государственных решений и программ приведет к радикальному улучшению ситуации с наукой и инновациями? Увы, это маловероятно. Тем не менее, позитивные изменения представляются возможными в случае подключения социологической науки. Скажем, по итогам серии экспертных опросов ряда категорий должностных лиц из федеральных министерств и ведомств (например, отвечающих за стратегическое развитие и инновации) появится возможность уточнить реальное отношение к науке госслужащих. На этой основе станут уместными те или иные нововведения и проекты решений, поскольку заинтересованность и ожидания работников власти станут явными.

Все обозначенное представляется важным, позволяя включить подготовку и проведение серии экспертных опросов в готовящийся План.

Помимо того, целесообразно было бы запланировать, на наш взгляд, и специальные экспертные опросы еще 2-х категорий экспертов: директоров научно-исследовательских институтов (институтов, ранее называвшихся «академическими»), наряду с экспертными опросами специалистов по аудиту и оценке федеральных целевых программ (такие высококлассные исследователи и аналитики работают в нашей стране, и их мнение в обобщенном виде, пожалуй, способно помочь всем нам увидеть существующие потребности и возможные направления научно-экспертной работы).

Почему экспертные опросы особо значимы применительно к разработке Плана мероприятий по экспертному научному обеспечению крупных научно-технических и социально-экономических программ и проектов? На наш взгляд, потому что в дальнейшем появится возможность создания формализованной экспертной сети (с участием представителей естественно-технических и социально-политических наук) с последующим мониторингом и серией экспертных опросов, c углубленным и разноплановым анализом и интерпретацией полученных результатов, что, может быть, станет важнейшим вариантом ответа на общественную потребность и госзаказ .

Еще одно наше предложение в готовящийся План касается контент-анализа регламентов работы федеральных органов власти. Благодаря этой социологической методике появится возможность в конкретных цифрах оценить степень сформированности социально-правовых предпосылок, необходимых для научно-экспертной поддержки. В дальнейшем это способно привести к включению стимулирующих и обязывающих правовых норм в Положения о деятельности федеральных министерств и ведомств, а определенное время спустя уже дать позитивные изменения.

Таким образом, видится необходимость осмысления экспертной тематики с двух сторон. С точки зрения практики и науки. Односторонний подход здесь вряд ли уместен.

Но будет ли учтена социологическая составляющая в большом объеме научно-организационной деятельности, будут ли приняты во внимание возможности социологической экспертизы и социологического мониторинга? Хотелось бы надеяться, что да. Надеяться на понимание возможностей социологии заместителем Президента РАН В.В. Ивановым, возглавляющим подготовительную работу по разработке Плана мероприятий по экспертному научному обеспечению крупных научно-технических и социально-экономических программ и проектов на среднесрочную перспективу.

Информационно-аналитическое издание jjjj№123 2014



ОБЩЕСТВО

  Сергей ПЕРШУТКИН, к.ф.н., член Российского общества социологов (г. Новосибирск)
УДАСТСЯ ЛИ РЕАЛИЗОВАТЬ ЭКСПЕРТНУЮ РОЛЬ НАУКИ?
  ПОМОГИТЕ АНЮТЕ!
  ПАМЯТЬ О ЛЕГЕНДАРНОМ ПОДВИГЕ ЖИВА
  ЗАЧЕМ ОСУШАТЬ ЗАБОЛОТСКОЕ
  ПО МОЛИТВЕ И ПО ВЕРЕ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta