ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИФТ ДЛЯ ОБОРОННЫХ ИННОВАЦИЙ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
ЕДИНЫЙ ЭШЕЛОН ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
СОБЫТИЕ МИРОВОГО МАСШТАБА
  Виталий МУТКО, министр спорта РФ
ОЛИМПИАДА: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
  Светлана ЖУРОВА, олимпийская чемпионка, депутат Госдумы РФ
АДЕКВАТНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
  Игорь РУДЕНСКИЙ, председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
  ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ
  Николай ЗАХРЯПИН, заместитель министра транспорта РФ
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ: ОТ ПРОГРАММЫ К ПРАКТИКЕ
  Виктор ОЗЕРОВ, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председатель Оргкомитета Международного Форума «Технологии безопасности»
ТБ ФОРУМ: АВТОРИТЕТ И СТАТУС
  Игорь ВАСИЛЕВСКИЙ, д.т.н., исполнительный директор ЗАО НПЦ Фирма «НЕЛК»
ВЫЯВИТЬ И ОБЕЗВРЕДИТЬ ОРУДИЯ ТЕРРОРА
  Ирина ЯРОВАЯ, председатель Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции
ЗАКОН НА СТРАЖЕ АНТИТЕРРОРА
  Владимир СЛЕПАК, член Общественной палаты РФ
КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  Андрей НОВИКОВ, руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник полиции
СТРАНЫ-НАБЛЮДАТЕЛИ ШОС ТАКЖЕ БУДУТ ПРИВЛЕКАТЬСЯ К РОЗЫСКУ ТЕРРОРИСТОВ
  АТЦ СНГ НА ФОРУМЕ «ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ»
  Владимир НЕЙМАН, заместитель генерального директора ООО «ДИАМЕХ 2000» по качеству и сертификации, к.т.н.
АВАРИЙНЫЕ РИСКИ: ВАЖНОСТЬ УЧЕТА
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации», член Координационного совета при Минздраве России, член Экспертного совета при ФАС России
КАК ПОБЕДИТЬ ТЕРРОРИЗМ?
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Вениамин КАГАНОВ, заместитель министра образования и науки РФ
РОССИЯ–ЕС: НА ПУТИ СБЛИЖЕНИЯ, ПОНИМАНИЯ, РАЗВИТИЯ
  ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ «НАСТРОЙКИ» ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России
МЫ ОЖИДАЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОМ МАСШТАБЕ
  ОТЕЧЕСТВО
  Борис МАЛАШЕВИЧ, советник президента ГК «Синэрджента»
ВЕРНИТЕ НАМ НАШУ ИСТОРИЮ
  ТЕХНОЛОГИИ
  УНИКАЛЬНЫЙ ФОРМАТ, ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИЙ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
  ЭНДОКРИНОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Геннадий ФОКИН, председатель Исполкома ООП ФИНАС
СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ – ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ
  ОБЩЕСТВО
  ПОИГРАЙ-КА, БАЛАЛАЙКА, СИМВОЛ РУССКОЙ СТАРИНЫ











Государственный контроль и надзор – инструмент обеспечения экологической безопасности

Владимир КИРИЛЛОВ, руководитель Росприроднадзора

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), созданная в 2004 г., осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды. Служба выполняет 76 государственных услуг и функций. С момента создания количество задач, возложенных на Росприроднадзор, возросло в 2 раза.

Деятельность Службы осуществляется в рамках Положения о Росприроднадзоре. Стратегические задачи определяются утвержденными Президентом России В.В. Путиным «Основами экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года», решениями Госсовета, поручениями Президента, Правительства, Минприроды России.

С 2010 г. Росприроднадзор выполняет полномочия в области государственной экологической экспертизы и экологического нормирования. Служба является администратором доходов бюджетов различных уровней в бюджетную систему РФ по всем видам негативного воздействия на окружающую среду.

Деятельность Службы территориально охватывает всю Россию, включая моря, континентальный шельф и исключительную экономическую зону. К 2013 г. Службой завершен процесс формирования единой системы центров лабораторного анализа и технических измерений, обеспечивающих экспертное сопровождение надзорной деятельности по всей стране. В 2008 г. при Росприроднадзоре образован общественный совет, который является постоянно действующим совещательно-консультативным органом общественного контроля.

Выявить и устранить

Объектами надзора являются юридические лица и индивидуальные предприниматели в части деятельности, связанной с природопользованием и негативным воздействием на окружающую среду. Общее количество поднадзорных объектов превышает 100 тыс.

В среднем в год Службой проводится 20 тыс мероприятий по надзору. Госинспекторы в своей деятельности применяют 66 статей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Наблюдается ежегодное увеличение объемов взысканных штрафов по отношению к наложенным, а также рост общего объема штрафов, поступивших в бюджет.

С 2011 г. Росприроднадзор вошел в состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что обеспечило оперативность реагирования и повысило качество информационного взаимодействия Службы с МЧС России и региональными органами исполнительной власти.

Количество выявляемых нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды постоянно растет: так, число дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами Росприроднадзора, увеличилось с 2004 г. в 2 раза. Интенсивность деятельности Cлужбы характеризует также рост количества устраненных нарушений со стороны природопользователей.

Экопоказатели улучшаются

За период деятельности Росприроднадзора прослеживается общая тенденция по улучшению экологических показателей. С 2004 г. при увеличении объемов производства произошло снижение сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты на 3 млрд кубометров (15,1%), выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на 1 млн т (4,4%).

Отмечается увеличение количества образования промышленных отходов, с одновременным увеличением доли их переработки (на 8%). Ульяновская, Ленинградская, Новгородская, Калужская области и Республика Тыва имеют самые высокие показатели по количеству перерабатываемых отходов от общего количества образуемых, что соответствует одному из приоритетных направлений государственной экологической политики.

Важным направлением деятельности Службы является инвентаризация накопленного экологического ущерба и ликвидация несанкционированных свалок.

С момента начала проведения мероприятий на территории Российской Федерации выявлено около 70 тыс мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (ТБО) на суммарной площади более 20 тыс га, из которых уже ликвидировано 73%.

Наблюдаемое с июня 2011 г. увеличение количества нарушений, связанных с несанкционированным размещением отходов, обусловлено отменой лицензирования деятельности по сбору, транспортировке и использованию отходов I-IV классов опасности.

На особом контроле

Стратегические и социально важные объекты всегда находились и находятся на особом контроле Службы. В их числе олимпийские объекты, объекты Саммита АТЭС, трубопровода ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан), объекты освоения континентального шельфа, крупные инфраструктурные объекты.

Служба принимает участие в рамках имеющихся полномочий в контроле за выполнением природоохранной концепции Олимпийских игр «Сочи-2014» (пятая глава Заявочной книги).

Задача улучшения качества атмосферного воздуха в целом решена посредством комплексной реконструкции и строительства транспортных узлов и развязок в городе Сочи, а также путем перевода городских котельных на газовое топливо.

Улучшение качества водных ресурсов осуществлено за счет строительства и реконструкции очистных сооружений и глубоководных выпусков. В настоящее время построены Адлерские, Краснополянские, Бзугинские очистные сооружения.

Также зоной особого надзора являются крупнейшие предприятия-природопользователи, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории указанного муниципального образования, на долю которых приходится 80% от общего объема загрязнения окружающей среды.

Стимулирующий надзор

В рамках проводимой Правительством РФ политики по увеличению уровня утилизации попутного нефтяного газа, наметилась положительная тенденция. Ведущие компании-недропользователи приблизились к установленному 95 процентному уровню утилизации попутного нефтяного газа или уже достигли этого уровня.

Такие компании, как ОАО «ТатНефть» и ОАО «Сургутнефтегаз» достигли и превысили установленный уровень утилизации. Довольно высокий уровень рационального использования попутного нефтяного газа у компании ОАО «Лукойл» – 87%.

Осуществляемый Росприроднадзором государственный экологический надзор стимулирует природопользователей к проведению природоохранных мероприятий, внедрению природоохранных технологий и переоснащению производства с целью минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

В качестве положительного примера реализации природоохранных мероприятий, в результате которых произошло снижение негативного воздействия на окружающую среду, по различным отраслям промышленности и коммунального хозяйства можно привести ОАО «Энел ОГК-5», ОАО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат», ОАО «Илим ПАЛП» Коряжемский комбинат, МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда.

Наряду с такими сферами деятельности, как национальная оборона и обеспечение правопорядка, деятельность по государственному контролю и надзору в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов относится к ключевым функциям государства как регулирующей структуры в системе общественных отношений.

Результативность Росприроднадзора выражается в ежегодном превышении прогнозных показателей, увеличении поступлений в бюджеты Российской Федерации, росте количества предприятий, выполняющих природоохранные мероприятия по результатам контрольно-надзорной деятельности.

Реализация Госпрограммы

Ряд принимаемых показателей эффективности надзорной деятельности включен в перечень показателей (индикаторов) оценки хода реализации Государственной программы РФ «Охрана окружающей среды на 2012-2020 гг.», принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №2552-р в целях повышения уровня экологической безопасности и сохранение природных систем.

В числе основных показателей реализации Госпрограммы:
- не менее 70% – доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
- 13% – доля предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, без получения разрешений, в общем количестве наблюдаемых предприятий;
- 57% – доля устраненных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках исполнения переданных полномочий Российской Федерации нарушений в области охраны объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам;
- не менее 11% – доля хозяйствующих субъектов, сни- зивших массу вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в общем количестве проверенных хозяйствующих субъектов;
- не менее 9,2% – доля водопользователей, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, в общем количестве проверенных водопользователей.

По всем установленным показателям отмечается превышение достигнутых значений над плановыми. Так, доля устраненных нарушений из числа выявленных в сфере природопользования за 2012 г. составила 78%.

Планирование и управление надзорной деятельностью в сфере охраны окружающей среды является одним из важнейших институтов государства и гражданского общества, целью которого является обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную экологическую информацию о ее состоянии.

Сравнение объема средств федерального бюджета, предусмотренного на осуществление контрольно-надзорной деятельности, и совокупного экономического эффекта по ее результатам показывает прогрессивную экономическую эффективность деятельности Службы. На сегодняшний день она составляет 45 руб. на каждый рубль затрат.

Устойчивое развитие Российской Федерации, ее национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.

Для большого числа россиян, прежде всего, проживающих на территории со значительным уровнем индустриального развития, экологическая ситуация, к сожалению, остается неблагополучной.

Снижение негативного воздействия на окружающую среду, улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека – главные цели работы, проводимой Росприроднадзором.

Информационно-аналитическое издание jjjj№122 2014



ЭКОЛОГИЯ

  Владимир КИРИЛЛОВ, руководитель Росприроднадзора
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР – ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta