ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2013
  Сергей БЕДНОВ, председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, генеральный директор ЗАО «Экспоцентр»
ВЫСТАВКИ – БАРОМЕТР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
ОТРАСЛЬ ОЖИДАЮТ ЗНАКОВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
  Владимир ОРЛОВ, генеральный директор ООО «НПП «Навигатор здоровья», член ученого совета ГНЦ РФ ИМБП РАН, д.б.н., проф.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ «НАВИГАТОР ЗДОРОВЬЯ»
  Георгий ГОЛУХОВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы
В СТОЛИЦЕ СОЗДАЕТСЯ ОПТИМАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕТЬ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  2014 ГОД УЖЕ СТАРТОВАЛ
  ПОЛИТИКА
  РОССИЯ, УКРАИНА, ЕВРОСОЮЗ: КТО, С КЕМ И ПОЧЕМУ
  ЭКОНОМИКА
  О БИОЭКОНОМИКЕ И ПРОМЫШЛЕННОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ
  СОДРУЖЕСТВО
  ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА И РОССИИ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир НЕЙМАН, заместитель генерального директора ООО «ДИАМЕХ 2000» по качеству и сертификации, к.т.н.
ОШИБКА ЕВРОПЫ
  ТЕХНОЛОГИИ
  «РосПромЭко-2013»: УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ МЕЖДУ ОБЩЕСТВОМ, БИЗНЕСОМ И ГОСУДАРСТВОМ
  ЭКОЛОГИ И БИЗНЕС: ДАН СТАРТ ПРАКТИЧЕСКОМУ ОБМЕНУ ОПЫТОМ
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2014
  ВЫСТАВКА «ПТА-УРАЛ 2013» ПОДВЕЛА ИТОГИ
  ЗЕМЕЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ 2013
  РОССИЯ БЕЗ ДОЛГОВ
  АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭНДОКРИНОЛОГИИ
  ОБЩЕСТВО
  Борис МАЛАШЕВИЧ, советник президента Группы компаний «Синэрджента»
О ГОЛУБЫХ, НО НЕ ГОРОДАХ. О РОЗОВЫХ, НО НЕ МЕЧТАХ
  ПОМОГИТЕ ЛЕНОЧКЕ!
  ДОРОГА В РОССИЮ
  ЧУДО РОЖДЕНИЯ СВЕТА И ВОЗДУХА


















Фармрынок России: усиление здоровой конкуренции

Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ

Важнейшая часть медицинской помощи, определяющая ее качество, эффективность, – лекарственная терапия. Неслучайно опрос, проведенный ВЦИОМом, показал, что население придает особое значение доступности лекарственных препаратов и считает, что выделение дополнительных финансовых средств прежде всего необходимо для совершенствования лекарственного обеспечения граждан.

Оказание фармацевтической помощи обладает многими особенностями, связанными с требованиями к процессам обращения лекарственных средств, характером взаимоотношений в цепочке врач – фармацевт – пациент, спецификой самого товара. Все это накладывает определенные ограничения на действие основных экономических законов и конкурентные отношения на рынке лекарственных препаратов.

Для организации оптимального рынка государство должно создать условия, при которых лекарственные препараты не только доступны для населения, но и гарантированно безопасны и эффективны, а также экономически выгодны для разработки, производства и реализации.

Динамика развития

За последние 15 лет объем российского фармацевтического рынка вырос в стоимостном выражении более чем в 4 раза и, по экспертным оценкам, в 2012 г. составил 773 млрд руб., в том числе государственный сегмент – 283,6 млрд, коммерческая розница – 485,3 млрд руб.

По объему продаж в денежном выражении лидируют импортные препараты, составляющие 75% (в ряде стран – до 90%). В то время как в натуральном выражении в ассортименте превалируют отечественные препараты – 63%. По доле сегмента воспроизведенных лекарственных препаратов – 77% – Россия занимает третье место после Китая и Индии.

Особенностью отечественного фармацевтического рынка является не только масштабное количество зарегистрированных лекарственных средств, но и огромное число хозяйствующих субъектов, секторов производства и распределения. По данным Единого реестра лицензий Минпромторга России, лицензии на производство лекарственных препаратов имеют 550 предприятий, и более тысячи зарубежных фармкомпаний осуществляют поставки лекарственных средств.

Количество, обратное качеству

В Российской Федерации одна аптечная организация в среднем приходится на 1,45 тыс жителей, что в 2–5 раз выше по доступности по сравнению с большинством зарубежных стран. К примеру, в США одна аптечная организация приходится на 4,5 тыс, в Германии – на 3,9 тыс жителей.

Таким образом, в стране не только нет дефицита аптечных организаций, но отмечается превышение оптимального количества субъектов фармацевтической деятельности, что в сочетании с невысокой платежеспособностью населения приводит к низкой рентабельности деятельности единичных субъектов на рынке. И как следствие - к формированию аптечных сетей, уменьшению доли производственных аптек и тех, которые требуют особых условий хранения и отпуска препаратов, например, наркотических. А также к снижению качества оказания фармпомощи и минимизации консультационной помощи клиентов.

Важной чертой такой раздутой аптечной сети является диверсификация бизнеса для оптовых структур. Создание вертикально интегрированных структур и крупных аптечных сетей способствует возникновению ряда проблем для развития конкурентной среды – платы за вход в аптечную сеть для производителей, приоритетного продвижения собственных торговых марок, а также ценового демпинга.

Государство наводит порядок

Достижение экономической доступности лекарственных препаратов для населения при надлежащем уровне обеспечения гарантий их качества стало главным приоритетом при разработке Минздравом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений в план мероприятий по развитию стратегии лекарственного обеспечения и развитию конкуренции на фармацевтическом рынке.

Прежде всего, в план мероприятий вошли направления, затрагивающие нормативно-правовое регулирование сферы производства и обращения лекарственных препаратов. Минздравом подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в ФЗ об обращении лекарственных средств и статью части 2 Налогового кодекса Российской Федерации. Закон прошел широкое экспертное обсуждение, и 28 ноября внесен в Правительство РФ.

Законопроектом предусмотрены введение понятия «взаимозаменяемый лекарственный препарат», наделение Минздрава полномочиями по утверждению перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов, а также порядка его формирования и ведения, формирование реестра типовых инструкций по применению лекарств в целях унификации информации об оригинальных и воспроизведенных лекарственных препаратах в рамках одного международного непатентованного наименования.

Оптимизируется процедура государственной регистрации лекарственных средств с особенностями для отдельных групп препаратов, а также организация консультирования заявителей – процедура, которая не предусмотрена и по сей день. Введены требования соблюдения субъектами фармацевтического рынка надлежащих практик производства, лабораторных и клинических исследований, хранения, продажи и транспортировки. Дополнительно установлен выборочный контроль качества лекарственных средств.

Изменения в законодательстве

Советом Федерации был одобрен федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам охраны здоровья граждан. Часть изменений направлена на принятие мер в отношении своевременного прохождения процедур, связанных с государственной регистрацией лекарственных препаратов. На основе введения механизма приостановления срока регистраций в том случае, если существует необходимость предоставления недостающих или разъясняющих материалов заявителями. Также данный законопроект наделил полномочиями федеральные органы исполнительной власти по утверждению порядка в формировании перечней лекарственных препаратов.

В развитие данного законопроекта подготовлен проект постановления Правительства по утверждению порядка формирования различных перечней лекарственных средств, который размещен для общественного обсуждения. В целях исполнения мероприятий по введению требований выписывания лекарственных препаратов по международным непатентованным наименованиям Минздравом издан приказ об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения.

Барьер на пути роста цен

Важным инструментом повышения экономической доступности лекарственных препаратов является государственное регулирование цен. Начиная с 2010 г., в государственный реестр предельных отпускных цен производителей внесено 6029 цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты иностранного производства, 8247 цен на лекарственные препараты отечественного производства, что составляет около 35% от общего числа зарегистрированных лекарственных средств.

Совместным приказом Минздрава и Федеральной службы по тарифам были внесены изменения в методику регистрации цен, что дало возможность учесть пожелания российских производителей и перерегистрировать ранее зарегистрированные предельные отпускные цены на основе уровня инфляции.

Информационно-аналитическое издание jjjj№121 2013



ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

  Владимир ПУТИН, Президент России
К СОВМЕСТНОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПРОСТРАНСТВУ
  Серж САРГСЯН, Президент Армении
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ОПТИМИЗАЦИЯ, СТАНДАРТЫ
  Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ
ФАРМРЫНОК РОССИИ: УСИЛЕНИЕ ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta