ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ. СБЕРЕЧЬ И ПРИУМНОЖИТЬ
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
ЭКОЛОГИЯ И СПОРТ: ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛИТИКИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ГАЗОВЫЙ РЫНОК: ОТ РЕГИОНАЛЬНОГО ФОРМАТА К ГЛОБАЛЬНОМУ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ЭНЕРГОСТРАТЕГИЯ РОССИИ. ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ
  РЕГИОН
  Василий ГОЛУБЕВ, губернатор Ростовской области
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛГОСРОЧНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ТРИ ПРИНЦИПА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013»: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
  ПТА-УРАЛ 2013
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2014
  БЕЗОПАСНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТ ГОСУДАРСТВО
  ИГРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
  РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  КОНФЕРЕНЦИЯ «РОССИЯ БЕЗ ДОЛГОВ»






















































Жить в гармонии с природой

Владимир КАШИН, заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, акад. РАСХН

Ситуация пока обратима

Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства в России, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки, в том числе в агропромышленном комплексе сохраняется.

Продолжают развиваться такие негативные процессы, как сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий, уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, усиление процессов эрозии и опустынивания, заболачивания и подтопления земель, загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами. Мы просто обязаны переломить ситуацию и принять конкретные меры по возвращению в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель сельхозназначения и, в первую очередь, пашни.

Россия практически полностью утратила продовольственную безопасность. Мы исконно являлись страной с развитым агропромышленным комплексом, а в последние годы вынуждены импортировать продукты питания, причем зачастую сомнительного качества. Пока эта ситуация еще обратима, но требуются экстренные меры.

Константа выбросов и отходов

Растущие объемы образования отходов производства и потребления (+67,4% за 7 лет) оказывают негативное воздействие на почвы, грунтовые воды и атмосферный воздух.

Сегодня в России более 11 тыс только официальных свалок. В хранилищах и полигонах накоплено почти 100 млрд т отходов. При этом перерабатывается лишь 45% образующихся отходов, в основном промышленных. Бытовые же отходы практически полностью (93%) размещаются на полигонах.

На протяжении многих лет количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является практически константой, а это оказывает как прямое, так и опосредованное воздействие на организм человека. Больше всего страдает городское население, более 50 млн которого проживает в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Особенностью использования водных запасов страны (а это четверть мировых запасов) является их нерациональная эксплуатация, тотальное загрязнение водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого водоснабжения. В результате, по данным Роспотребнадзора, более половины населения страны вынуждено потреблять некачественную по санитарно-химическим и микробиологическим показателям питьевую воду. Почти треть граждан получает ее от источников водоснабжения без соответствующей водоподготовки. Жители ряда регионов страдают от недостатка питьевой воды и отсутствия связанных с этим надлежащих санитарно-бытовых условий проживания.

В материальном отношении ежегодный ущерб от потери здоровья населения в связи с потреблением некачественной питьевой воды в целом по Российской Федерации оценивается почти в 34 млрд руб.

В настоящее время ситуация в области обеспечения населения чистой водой достигла критического уровня и представляет реальную угрозу для развития национальной экономики и общества.

Причины и следствия

По данным ВОЗ, из-за неблагоприятных факторов окружающей среды ежегодно в мире умирает 13 млн человек. При этом прослеживается четкая количественная связь экологических факторов с уровнем заболеваемости населения. Так, 19% всех онкологических заболеваний, 1/3 всех заболеваний детей в возрасте до 5 лет, усугубление сердечно-сосудистых и легочных заболеваний – лишь начало длинного списка последствий, в том числе, загрязнения окружающей среды. При этом большая часть негативных свойств изменяющейся вследствие антропогенного воздействия окружающей среды еще не изучена.

Между тем, в мировой практике существуют примеры ответственного подхода к вопросам влияния экологии на здоровье населения. При этом налицо и экономический эффект. В частности, отказ в большинстве стран мира от применения в составе бензинов соединений свинца сэкономил мировой экономике (по данным ЮНЕП) примерно 2,45 трлн долл. США в год или 4% глобального ВВП в виде снижения рисков для здоровья населения и преждевременной смертности.

Цена экономии – здоровье людей

Потенциал эффективности влияния природоохранных мер на здоровье человека крайне велик. Цена промедления с каждым годом лишь увеличивается, приближаясь к точке невозврата, когда любые усилия станут бесполезными.

Вот почему мы настойчиво требуем выделения и эффективного использования средств на экологические мероприятия. Нельзя также допустить сокращения бюджетного финансирования на здравоохранение.

Кроме того, мы считаем недопустимым секвестирование средств по госпрограммам и федеральным целевым программам, связанным с охраной окружающей среды и с развитием отдельных отраслей в области природопользования. Это «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Охрана окружающей среды на 2012–2020 гг.», «Развитие лесного хозяйства на 2013–2020 гг.», «Развитие рыбохозяйственного комплекса», ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 гг.», ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 гг».

В рамках перечисленных программ осуществляется финансирование важнейших природоохранных мероприятий, в том числе сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; охрана, защита и воспроизводство лесов, борьба с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, лесоразведение.

Возьмем для примера сокращение финансирования по ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 гг.», которое по отдельным направлениям составляет от 5 до 100%!

В результате это не позволит создать и ввести в эксплуатацию в 2014–2016 гг. около 200 объектов капитального строительства по защите от негативного воздействия вод – около 300 км водоограждающих дамб и берегоукреплений, так необходимых в ряде регионов нашей страны, особенно в свете произошедших в этом году в Дальневосточном федеральном округе наводнений.

А что уж говорить о включении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области водных и лесных отношений в «единую субвенцию». Такое решение представляется поспешным, необдуманным и крайне рискованным с точки зрения возможных негативных последствий.

При отсутствии условий, сохраняющих эти средства, мы можем столкнуться с ситуацией, когда финансирование необходимых мероприятий в рамках соответствующих полномочий будет осуществляться регионами по остаточному принципу. И тогда уже катастрофические лесные пожары, нашествие вредителей леса и окончательная деградация водных и лесных экосистем станут нормой нашей жизни.

Мы считаем, что в стране, где более 70% доходов федерального бюджета формируется за счет использования природных ресурсов, никакие аргументы не могут оправдать сокращение государственного финансирования их воспроизводства.

В течение шестого созыва Комитетом Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии было подготовлено к принятию 15 федеральных законов, направленных, в том числе, на совершенствование правового регулирования охраны окружающей среды в различных сферах экономической деятельности.

Тем не менее, ни одна из инициатив не сможет быть реализована с должной степенью эффективности без консолидации усилий всех ветвей власти, научных кругов и общественности. Это наша общая цель.

Модернизация производства, внедрение наукоемких и экологически эффективных наилучших доступных технологий на сегодняшний день являются жизненной необходимостью и не представляются возможными без надлежащего финансового обеспечения государственных программ, а также без формирования действенных механизмов государственно-частного партнерства.

Кроме того, важнейшее значение имеет повышение общего уровня правосознания и экологической культуры населения. На наш взгляд, сегодня очень не хватает пропаганды экологической ответственности. В этой связи всестороннего одобрения и поддержки заслуживают деятельность государственных и общественных институтов в области экологического просвещения, развития волонтерского движения, проведения пропаганды экологически ответственного поведения среди подрастающего поколения.

Только системный подход к достижению поставленных целей позволит сохранить главную ценность – здоровье и жизни наших граждан, обеспечить каждому соблюдение неотчуждаемого конституционного права на благоприятную окружающую среду.

При поддержке Пресс-службы Госдумы РФ

Информационно-аналитическое издание jjjj№120 2013



РОСПРОМЭКО-2013

  Андрей ЕПИШОВ, генеральный директор Роcсийского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
РОСПРОМЭКО – ИННОВАЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭКОЛОГИЮ
  Иван КОПТЕВ, генеральный директор «ВМЗ» – филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», к.т.н.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – НАША ОБЩАЯ ЗАДАЧА
  Николай ЧУРКИН, почетный президент форума «РосПромЭко», член Совета при Председателе СФ ФС РФ по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования
ГАРМОНИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ – ЭЛЕМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
  Григорий ЭЛЬКИН, руководитель Росстандарта
СТАНДАРТЫ, ИННОВАЦИИ, ПРОГРЕСС
  Виктор МАРТЫНОВ, ректор РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, д.э.н. Станислав МЕЩЕРЯКОВ, зав. кафедрой промышленной экологии, д.т.н. Ольга КУЛИШ, зав. лабораторией защиты воздушного бассейна, д.т.н.
СОКРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ ПРИ СЖИГАНИИ ТОПЛИВА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  Антон КУЛЬБАЧЕВСКИЙ, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ДПиООС г. Москвы)
ЛЮБАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА НАЧИНАЕТСЯ С ДИАЛОГА
  Владимир КАШИН, заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, акад. РАСХН
ЖИТЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ
  КТО ОТВЕТИТ ЗА ЭКОЛОГИЮ?
  Юрий ЧАЙКА, Генеральный прокурор Российской Федерации
ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ ПОД ПРОКУРОРСКИМ НАДЗОРОМ
  Александр БУКСМАН, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НУЖДАЕТСЯ В КОРРЕКТИРОВКАХ
  КОГДА УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta