ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ. СБЕРЕЧЬ И ПРИУМНОЖИТЬ
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
ЭКОЛОГИЯ И СПОРТ: ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛИТИКИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ГАЗОВЫЙ РЫНОК: ОТ РЕГИОНАЛЬНОГО ФОРМАТА К ГЛОБАЛЬНОМУ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ЭНЕРГОСТРАТЕГИЯ РОССИИ. ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ
  РЕГИОН
  Василий ГОЛУБЕВ, губернатор Ростовской области
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛГОСРОЧНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ТРИ ПРИНЦИПА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013»: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
  ПТА-УРАЛ 2013
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2014
  БЕЗОПАСНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТ ГОСУДАРСТВО
  ИГРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
  РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  КОНФЕРЕНЦИЯ «РОССИЯ БЕЗ ДОЛГОВ»






















































Любая природоохранная политика начинается с диалога

Антон КУЛЬБАЧЕВСКИЙ, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ДПиООС г. Москвы)

– Каковы механизмы формирования единой городской природоохранной политики, направленной на улучшение экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности в городе Москве? – этот вопрос послужил началом беседы корреспондента нашего издания с руководителем ДПиООС г. Москвы Антоном Кульбачевским.

– Москва самый крупный северный мегаполис мира. Число жителей столицы вместе с приезжими и мигрантами составляет порядка 20 млн. Проблемы Москвы, как и всех мегаполисов мира, в основном связаны с жизнедеятельностью людей. Поэтому, чтобы жизнь в столице была комфортной, москвичи должны чувствовать свою ответственность за решение этих проблем.
Начинать любую природоохранную политику надо с построения диалога с гражданами. Основы политики должны формироваться «снизу», по инициативе самих жителей, на базе их предложений, замечаний. А власть должна быть открыта для людей, чутко и оперативно реагировать на их чаяния, объективные требования. И воплощать запросы в принятии и реализации соответствующих политических и административных решений.
Но вопрос в том, сколько людей – столько и мнений относительно путей и методов решения экологических проблем. По нашим наблюдениям, более 70% москвичей довольны экологической обстановкой в своем дворе и районе, но при этом считают ее неудовлетворительной в городе в целом.
Только 10% жителей столицы озабочены общим состоянием дел в городе и регионе. И эти 10% являются нашими помощниками, потому что они небезразличны к экологическим проблемам, помогают их выявлять и реагировать на них оперативно. Мы четко понимаем, что любой мегаполис должен развиваться, без развития жизнь невозможна. Но, к сожалению, у этого развития есть оборотная сторона: нанесение ущерба окружающей среде. И основополагающим моментом в нашей деятельности является возмещение ущерба, который мы наносим природе в ходе своей жизнедеятельности.

– Вносит ли Департамент вклад в совершенствование природоохранного законодательства?

– При развитии в любой сфере деятельности: экономической, градостроительной, транспортной, социальной – экологическая составляющая учитывается нами в первую очередь. Только так мы реализуем свою экологическую политику, внося изменения в природоохранное законодательство. За три года деятельности Департамента оно изменилось в лучшую сторону, стало более цивилизованным, современным. Мы научились отвечать на острые вызовы, внося те или иные законодательные инициативы. За три года мы инициировали много изменений в законодательство, как на городском, так и на федеральном уровнях.

– Какая работа проводится Департаментом по контролю за соблюдением экологических требований в сфере развития транспортной системы, промышленного комплекса?

– Прежде всего, надо отметить следующее. В отличие от Москвы, в других мегаполисах мира транспортный бум приходился на 60-70-годы. И к настоящему времени транспортные проблемы там в основном пройдены. На разных континентах накоплен колоссальный опыт, хотя все двигались в решении проблем по-разному. Этот опыт был нами изучен, и выработана собственная стратегия развития. Мы столкнулись с необходимостью развития дорожно-транспортной сети. На сегодняшний день площадь дорог у нас в два раза меньше, чем требует транспортная загруженность города. Чтобы увеличить площадь дорог вдвое, надо или сносить дома, или делать это за счет сокращения зеленых площадей. Ни тот, ни другой вариант не представлялся приемлемым. Поэтому мы пошли по пути реконструкции и расширения дорожных развязок. В случае же, если зеленые насаждения все же вырубаются, то они компенсируются затем в двойном размере. Хочу напомнить, что транспортная политика напрямую связана с состоянием атмосферного воздуха. В Москве более 90% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходится на транспорт, 10% – на промышленные предприятия. В Челябинске, например, другое соотношение: 90% выбросов – от промышленности и 10% – от транспорта.
Для решения транспортных проблем мы пошли по пути реконструкции магистралей, создания поперечных хорд. И практика показала правильность выбранного направления. Активно также начали развивать пассажирский железнодорожный транспорт. Так, малое железнодорожное кольцо, которое использовалось исключительно для транспортных перевозок, возьмет на себя роль единой транспортной артерии. Москва получит новое кольцо, обрамляющее центр. А промзоны, которые исторически были вокруг малого кольца, будут реконструированы.
Помимо этого будет продолжено строительство перехватывающих паркингов, транспортных развязочных узлов. Но мы понимаем, что только за счет строительства дорог транспортные проблемы не решить, надо вводить и ограничительные меры. Меры эти очень не популярны, особенно среди наших автолюбителей. В этом и проявляется наш городской эгоизм, эгоизм жителей большого города. Поэтому все нововведения появляются постепенно, в экспериментальном порядке. Например, появились разделительные полосы для общественного транспорта, перехватывающие парковки, с тем, чтобы люди пересаживались с машин на метро и автобусы. До сих пор считалось, что Москва для пеших прогулок не совсем подходящий город. В настоящее время Правительство Москвы предпринимает все меры, чтобы сломать данный стереотип. Создаются новые пешеходные зоны, повышается качество общественного транспорта.
В результате реализации данных мер мы получим колоссальное улучшение качества атмосферного воздуха – за счет сокращения числа автомобилей на дорогах. Приоритеты должны быть расставлены с учетом того, что 80% жителей Москвы пользуются общественным транспортом и только 20% (а это около трех миллионов) – частными автомобилями.
Были также приняты ограничительные меры по запрету въезда грузовиков на МКАД. Кроме того, Москва стала первым субъектом РФ, который перешел на реализацию топлива не ниже класса Евро-4. В конце года мы подведем итоги, насколько эти меры оказались действенны в плане улучшения атмосферного воздуха. Но даже по предварительным итогам можно сказать, что где-то на 7–10% качество воздуха улучшится. Также за счет обновления автопарка частных автомобилей, имеющих двигатели класса Евро 4, Евро 5, за счет обновления парка автобусов, происходит постепенное уменьшение объема вредных выбросов в атмосферу.
Что касается промышленных предприятий, то некоторые из них невозможно вывести за черту города, например ТЭЦ. Сейчас они работают на природном газе, поэтому ситуация нормальная. При минусовой температуре 20 градусов ТЭЦ перейдут на мазут, это уже будет проблема, которая потребует решения.
Все эти ситуации мы знаем и стараемся адекватно на них реагировать. Есть ряд предприятий – МНПЗ, коксоперерабатывающий завод, частные предприятия, которые не входят в московскую энергосистему. Мы ведем за ними постоянное наблюдение, призываем к модернизации производства, повышению качества очистных сооружений. Данные о деятельности этих предприятий открыты, и мы надеемся, что в ближайшие годы количество вредных выбросов с этих производств значительно уменьшится. Знаковым является и такой факт: если раньше количество жалоб на данные предприятия зашкаливало за 70 в месяц, то теперь их не больше 4–5. Да и то жители часто путают выбросы от предприятий с выхлопными газами с соседнего МКАД.
Есть вредные производства, которые выводятся за черту города, например, цементный завод в Печатниках. В 2010 г. жилой фонд вплотную приблизился к стенам этого элеватора, что повлияло на здоровье людей. Легочных и дыхательных заболеваний в Печатниках было зафиксировано в разы больше, чем в других районах города. Хозяева предприятия пытались как-то модернизировать производство, покупали дорогие фильтры, но при этом эффекта положительного не получилось. В итоге пришлось судиться с данным предприятием. Суды мы выиграли. Мэром и Правительством Москвы было принято решение закрыть завод. И наше стремление оградить людей от вредных производств принесло свои плоды – завод был закрыт.
В настоящее время все наши экологические инициативы входят в программу «Здоровый город». Мы постепенно выводим за черту города разного рода бетонные, растворные узлы. На очереди – асфальтобетонные, мусоросжигательные заводы. В каждом конкретном случае мы исходим из особенностей тех задач, которые стоят перед нами. Много было жалоб от жителей на неблагоприятную экологическую обстановку, связанную с деятельностью табачной фабрики «Лиггетт Дукат». В настоящее время по поводу данного предприятия работает согласительная комиссия. Руководство фабрики должно представить план экологических действий, утвердить финансирование на проведение соответствующих мероприятий, в частности, по установке пылеулавливающих фильтров.
Постепенно в течение 10 лет мы будем решать проблемы с очистными сооружениями в Москве. Это дорогостоящий, сложный и длительный процесс. Все предприятия в Москве находятся под экологическим контролем ГПБУ «Мосэкомониторинг», нашим данным доверяют ВОЗ, ЮНЕСКО. Мы представляем данные в различные международные инстанции. Сотрудничаем с Росгидрометом, действуем в рамках единой политики, хотя раньше были некоторые расхождения. Сейчас данные об экологической обстановке в столице открыты и доступны гражданам.

– Как Вы оцениваете состояние водных объектов Москвы и качество питьевой воды?

– На территории старой Москвы более 600 прудов, 100 ручьев и малых рек. Одной из основных проблем является загрязнение водоохранных зон. Была проведена плановая работа по очистке их от мусора. В связи с тем, что многие реки являются водостоками и заключены в коллекторы, в настоящее время активно реализуется федеральная программа по реабилитации рек, выведению их из коллекторов.
Постоянно вводятся новые программы по очистным сооружениям, каждый год появляются какие-то ноу-хау по технологии очистки воды. В частности, внедряется ультрафиолетовая очистка воды, от хлорки мы давно отказались. Прослеживается явная тенденция к улучшению качества воды, в том числе по очистке поверхностных вод.
Повышается качество воды в Москва-реке. Конечно, здесь мало мест, пригодных для купания, за исключением, пожалуй, Серебряного бора и верховьев Москвы-реки. Один из нонсенсов в том, что Москва-река считается местом, пригодным для рыболовства, к качеству воды в ней применяют рыбохозяйственные нормативы. Получается, что мы забираем из водоема воду одного качества, а сбрасывать должны практически дистиллированную. Так практически и происходит: Мосводоканал сбрасывает в водохранилище воду намного чище, чем забирает. Нонсенс, но такие у нас нормативы.
Основные загрязнители водных объектов – старые очистные сооружения предприятий и поверхностный ливневый сток. Последний – самый активный, поскольку в городе много транспорта. В ближайшей перспективе 50–60 стоков будут оборудованы современными очистными сооружениями.

– Какие меры принимает Департамент для поддержания и улучшения природных ресурсов города?

– Надо четко понимать, что все природные среды: вода, почва, атмосферный воздух, зеленые насаждения – тесно связаны между собой. Комплексный подход в вопросе их защиты – один из китов нашей политики. Наши стратегия и тактика заключаются в том, чтобы проводить природоохранные мероприятия одновременно по всем направлениям, ничего не выделяя в приоритет, ни от чего не отказываясь.

Также у нас есть управление государственного экологического контроля, в составе которого около 90 инспекторов. В свое время в МВД Москвы было специальное подразделение – экологическая милиция. В качестве эксперимента аналогичные структуры действовали в Татарстане, Московской области. Надо сказать, что это были очень действенные подразделения, обладающие широкими правами и статусом милиционеров-экологов.
Сейчас в ведении нашего Департамента находятся 96 статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), начиная от шумового, электромагнитного воздействия до вырубки зеленых насаждений. Около 30 нарушений административного кодекса мы доказываем с помощью нашей лаборатории, например вину предприятия, осуществляющего выброс вредных веществ в атмосферу. Наша служба экомониторинга нам очень помогает в судебных процессах. Весь наш актив – автотранспорт, передвижные лаборатории, дорогостоящее оборудование помогли нам за прошедшие три года значительно снизить ущерб, причиненный городу вредными производствами. По любому вызову наши службы выезжают для проведения экспресс анализов воды, почвы, воздуха. Нас знают и нас побаиваются. Но помимо мер карательного свойства мы проводим большую профилактическую работу. Разъясняем, предупреждаем и доносим нашу информацию, в том числе, через СМИ.
Остановимся на вопросе охраны зеленых насаждений. Следует сказать, что на территории старой Москвы зеленые насаждения распределяются очень неравномерно: в центре меньше, на окраинах больше. В Москве, в соответствии с космической съемкой, общая зеленая площадь, включая газоны, площадки, парки и пр., составляет 54% от общей площади старой Москвы. По этому показателю столица занимает первое место, лидируя перед такими городами как Пекин, Нью-Йорк, Париж. Например, в Пекине всего лишь 20% непокрытых асфальтом площадей, что приводит летом к повышению жары, а зимой к усилению холода.
Москва уже имеет свой микроклимат, который выгодно отличает ее от других территорий. Цветы в центре города расцветают на неделю раньше, чем на границе с МКАД. Температура воздуха может отличаться на 8–10 градусов по сравнению с областью. Москва сама формирует свой микроклимат, поэтому 54% зеленой территории – это наш щит, наши легкие, наша безопасность. Наша задача – сохранить этот высокий «зеленый» процент. Согласно московскому законодательству, каждая изъятая зеленая территория должна восполняться: дерево вырубили – посадили два. И это главный принцип в осуществлении градостроительной деятельности в Москве, этому подчинено и наше законодательство.
Также Москва – единственный в мире город, в котором существует понятие заповедных зон. Можно спросить какой же заповедник может быть в черте города? Конечно это не Байкал и не Долина гейзеров. Но у нас существуют нерукотворные территории общей площадью 17 тыс га. Лосиный остров (3 тыс га), парк Москворецкий, Серебряный бор, Битцевский лесопарк, Покровское-Стрешнево, Измайловский парк, Кузьминки-Люблино. Здесь переплетаются особо охраняемые природные территории и историческое наследие. Природно-исторический парк – это, наверное, самый уникальный в мире статус.
Ландшафтные и природные заказники оказывают благотворное влияние на экологическую обстановку в городе. Москва – один из немногих мегаполисов мира, где в 20–25 минутах от Кремля можно встретить в лесу лося или кабана. Наш Департамент, на балансе которого эти природоохранные зоны, создает щадящие условия для их сохранности. Не пускать туда людей мы не можем. Любой запрет вызывает у наших граждан обратную реакцию – желание еще активнее нарушать. Просто мы распределяем нагрузку на буферные зоны, устраиваем различные развлекательные площадки, чтобы люди не ходили в глубь леса, на заповедные участки.

– Каковы основные направления деятельности Департамента в области экологического образования и просвещения жителей Москвы?

– Мы стараемся, чтобы граждане почерпнули дополнительные знания о природе. Ежегодно при нашем содействии проходят обучение более 100 учителей-экологов. Для детей мы устраиваем олимпиады, организуем работу экологических лагерей и пр. В 2011 году открыли один из самых современных в мире экоцентров на Воробьевых горах. Тогда еще премьер-министр РФ Владимир Путин проводил там совещание по экологии. В то же время мы понимаем, что теоретические знания о природе не заменят контакты с ней. Поэтому обучение непосредственно на особо охраняемых природных территориях проходят ежегодно более 100 тысяч школьников, которые участвуют в экоэкскурсиях по экологическим тропам, различных мастер-классах, экологических конкурсах и викторинах, организованных нашим Департаментом.

– Какая работа проводится по защите и охране редких видов животных?

– Эта работа была незаслуженно забыта нашими предшественниками. А ведь проблема – огромная. Черный рынок по торговле редкими видами животных по своим оборотам занимает третье место в мире после наркотиков и оружия. Много видов животных занесено в Красную книгу. Также у некоторых жителей мегаполиса появляются мысли: а не завести ли мне дома тигренка или крокодила с удавом. Эти, в общем-то, абсурдные намерения приводят, к сожалению, к появлению спроса на редкие виды животных. Мы активно работаем с железнодорожными и морскими службами, таможней. Дельцы прекрасно знают о нашем существовании. Каждый год мы проводим громкие задержания, выявляем попытки незаконно провезти рептилий, обезьянок, соколов, прочих экзотических животных. Из России в основном вывозят диких птиц для соколиной охоты. Проверяем рынки, магазины, выставки, зоопарки.

– Какова будет экологическая стратегия в связи с расширением границ Москвы?

– На присоединенных территориях находится 75 тыс га зеленых территорий, число же жителей составляет 200 тыс. человек. Нагрузка на эту территорию значительно меньше, чем в старой Москве. Но пока мы не определились с градостроительной концепцией Москвы, в целом рано говорить о едином подходе в рамках новых границ. От моноцентричного подхода в определении общей экологической стратегии пора переходить к выявлению, определению новых центров притяжения. Во всяком случае, пока это все на бумаге и для нас, экологов, еще ничего не изменилось.

– Меняется ли, с вашей точки зрения, экологический имидж Москвы?

– Москва входит в Ассоциацию «С40». Это объединение крупных городов, лидеров в борьбе с негативными последствиями изменения климата. На протяжении последних лет мы принимаем деятельное участие в работе Ассоциации. Мы регулярно представляем в «С40» данные. Нас там знают, уважают и принимают как равноправных партнеров.
Мы вплотную начали заниматься экологическим имиджем города. В глазах международного сообщества Москва имеет какой-то такой противоречивый образ: зачастую от иностранцев слышишь, что Москва вредный, экологически угнетенный город, что там опасно жить. Я с этим категорически не согласен. Сейчас мы стали предоставлять данные для международных рейтингов, больше открылись для зарубежных коллег. Мне думается, что за три года достигнут положительный эффект в экологическом имидже нашей столицы. Нас стали больше знать, больше уважать. И миф о неблагополучности Москвы с экологической точки зрения, постепенно развеивается. Департамент активно участвует в проведении международных встреч, симпозиумов посвященных экологической тематике. Это направление деятельности мы тоже столкнули с мертвой точки, и будем ее продолжать.
По итогам 2012 года Министерство природных ресурсов и экологии РФ составило экологический рейтинг городов Российской Федерации, и Москва заняла в нем второе место, хотя в предыдущем рейтинге была только на шестом. Рейтинг за прошлый год был рассчитан по 85 российским городам. Методика оценки охватывает вопросы охраны окружающей среды и учитывает международные рекомендации и опыт аналогичных рейтингов для других стран и регионов. Рейтинг и методика оценки соответствуют мировым аналогам и критериям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Методология составления рейтинга была подготовлена для Минприроды России компанией Эрнст энд Янг.
Первые шесть мест в общем рейтинге качества городской среды в 2012 г. заняли Курск – Москва  – Калуга – Саранск – Ижевск – Санкт-Петербург.
При этом аутсайдерами рейтинга стали, в первую очередь, города, не сумевшие предоставить достаточный объем данных, и вероятно, не имеющие систем сбора достоверной статистической информации по ряду важных показателей в сфере охраны окружающей среды.

Беседовал Сергей БУЛГАКОВ

Информационно-аналитическое издание jjjj№120 2013



РОСПРОМЭКО-2013

  Андрей ЕПИШОВ, генеральный директор Роcсийского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
РОСПРОМЭКО – ИННОВАЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭКОЛОГИЮ
  Иван КОПТЕВ, генеральный директор «ВМЗ» – филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», к.т.н.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – НАША ОБЩАЯ ЗАДАЧА
  Николай ЧУРКИН, почетный президент форума «РосПромЭко», член Совета при Председателе СФ ФС РФ по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования
ГАРМОНИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ – ЭЛЕМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
  Григорий ЭЛЬКИН, руководитель Росстандарта
СТАНДАРТЫ, ИННОВАЦИИ, ПРОГРЕСС
  Виктор МАРТЫНОВ, ректор РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, д.э.н. Станислав МЕЩЕРЯКОВ, зав. кафедрой промышленной экологии, д.т.н. Ольга КУЛИШ, зав. лабораторией защиты воздушного бассейна, д.т.н.
СОКРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ ПРИ СЖИГАНИИ ТОПЛИВА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  Антон КУЛЬБАЧЕВСКИЙ, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ДПиООС г. Москвы)
ЛЮБАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА НАЧИНАЕТСЯ С ДИАЛОГА
  Владимир КАШИН, заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, акад. РАСХН
ЖИТЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ
  КТО ОТВЕТИТ ЗА ЭКОЛОГИЮ?
  Юрий ЧАЙКА, Генеральный прокурор Российской Федерации
ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ ПОД ПРОКУРОРСКИМ НАДЗОРОМ
  Александр БУКСМАН, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НУЖДАЕТСЯ В КОРРЕКТИРОВКАХ
  КОГДА УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta