РОСПРОМЭКО-2013
  Андрей ЕПИШОВ, генеральный директор Роcсийского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
РОСПРОМЭКО – ИННОВАЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭКОЛОГИЮ
  Иван КОПТЕВ, генеральный директор «ВМЗ» – филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», к.т.н.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – НАША ОБЩАЯ ЗАДАЧА
  Николай ЧУРКИН, почетный президент форума «РосПромЭко», член Совета при Председателе СФ ФС РФ по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования
ГАРМОНИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ – ЭЛЕМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
  Григорий ЭЛЬКИН, руководитель Росстандарта
СТАНДАРТЫ, ИННОВАЦИИ, ПРОГРЕСС
  Виктор МАРТЫНОВ, ректор РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, д.э.н. Станислав МЕЩЕРЯКОВ, зав. кафедрой промышленной экологии, д.т.н. Ольга КУЛИШ, зав. лабораторией защиты воздушного бассейна, д.т.н.
СОКРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ ПРИ СЖИГАНИИ ТОПЛИВА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  Антон КУЛЬБАЧЕВСКИЙ, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ДПиООС г. Москвы)
ЛЮБАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА НАЧИНАЕТСЯ С ДИАЛОГА
  Владимир КАШИН, заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, акад. РАСХН
ЖИТЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ
  КТО ОТВЕТИТ ЗА ЭКОЛОГИЮ?
  Юрий ЧАЙКА, Генеральный прокурор Российской Федерации
ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ ПОД ПРОКУРОРСКИМ НАДЗОРОМ
  Александр БУКСМАН, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НУЖДАЕТСЯ В КОРРЕКТИРОВКАХ
  КОГДА УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ
  РЕГИОН
  Василий ГОЛУБЕВ, губернатор Ростовской области
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛГОСРОЧНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ТРИ ПРИНЦИПА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013»: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
  ПТА-УРАЛ 2013
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2014
  БЕЗОПАСНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТ ГОСУДАРСТВО
  ИГРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
  РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  КОНФЕРЕНЦИЯ «РОССИЯ БЕЗ ДОЛГОВ»


















Энергостратегия России. Прогнозы и реалии

Александр НОВАК, министр энергетики РФ

Энергетическая стратегия РФ – стратегический документ, на основе которого разработаны генеральные схемы развития нефтяной и газовой отрасли, генеральная схема размещения объектов электроэнергетики, долгосрочная программа развития угольной промышленности, план развития газо- и нефтехимии на период до 2030 г. Таким образом, за последние три года сформирована комплексная, многоуровневая система стратегических документов в энергетическом комплексе.

Анализ показывает, что по каждому из утвержденных ориентиров удалось достичь прогресса с начала реализации Стратегии. Прежде всего, ТЭК в полном объеме обеспечивает потребности населения и промышленных потребителей в энергоресурсах, при этом обеспечен необходимый резерв мощностей электроэнергетики.

Проблемы, требующие решения

Многие из намеченных показателей остались в прогнозируемом диапазоне, тем не менее, реальная жизнь вносит коррективы. Мы пока не вышли на требуемую траекторию по снижению энергоемкости ВВП.

В нефтяной отрасли сохраняются невысокие показатели, коэффициенты извлечения нефти, глубины ее переработки. Также идет отставание по утилизации попутного нефтяного газа, хотя задачи стоят высокие: с 1 января 2015 г. выйти на 95-процентный показатель.

Кроме этого в Стратегии была принята модель по либерализации рынка газа. На внутреннем рынке будет активно проводиться управляемая либерализация, основанная на принципах обеспечения равной доходности поставок газа на внутреннем рынке и на экспорт. Хочу отметить, что решения, которые приняты сегодня в соответствии с прогнозом социально-экономического развития, безусловно, требуют корректировки Стратегии, потому что мы не выходим на показатели равной доходности. На наш взгляд, это существенно влияет на объемы модернизации, особенно в электроэнергетической отрасли.

Остается высокий износ фондов, особенно в электроэнергетической отрасли. Износ основных фондов, в соответствии со Стратегией, должен был снизиться на 10% за три года.

В числе других проблем я бы отметил следующее: пока не удается обеспечить выполнение индикаторов по развитию возобновляемых источников энергии. Причиной является то, что в соответствии с действующей системой тарифообразования дополнительные субсидии на развитие возобновляемых источников энергии приводят к росту цен для конечных потребителей, что, естественно, негативно воспринимается и тоже требует тонкого подхода при установлении объемов и темпов роста возобновляемых источников энергии.

Еще один момент: сегодня определенные препятствия для развития создают низкий уровень конкуренции на розничных рынках электроэнергии и отсутствие конкурентного рынка тепла. Над этими проблемами мы сегодня работаем. Есть также внешние вызовы.

Корректировка Энергостратегии

Перечисленные проблемы, безусловно, требуют существенной корректировки Энергостратегии. В первую очередь нужно ускорить модернизацию и обновление основных фондов ТЭК, обеспечив тем самым стабильный инвестиционный спрос. Важнейшим элементом политики здесь должно стать стимулирование развития рынка тепла, рынка электроэнергии и развитие технологического энергосбережения.

Еще одна мера, призванная способствовать развитию внутреннего рынка, – это развитие биржевой торговли нефтью и газом. Кроме того, необходимы дополнительные меры по глубокой переработке нефтегазового сырья и по развитию производства энергоносителей с высокой добавленной стоимостью.

Еще одно важное направление. Необходимо продолжить реформу налоговой системы в нефтегазовом комплексе, которая бы способствовала в перспективе переходу налогообложения от выручки к налогообложению от финансового результата. Это наша стратегическая задача, и ее нужно будет также отразить при корректировке стратегии.

В угольной отрасли нужно откорректировать вопросы, связанные с переходом на долгосрочные контракты поставок угля и развитие энерготехнологических угольных кластеров. В энергетической отрасли необходимо уточнить параметры модели рынка и приток средств на модернизацию.

В соответствии с установленными правилами Энергетическая стратегия должна корректироваться один раз в пять лет, обновляться. Мы также должны будем откорректировать все генеральные схемы и внести изменения в соответствующие программы ТЭК.

Либерализация законодательства

В соответствии с поручениями Президента РФ и Председателя Правительства РФ подготовлен проект ФЗ о внесении изменений в закон «Об экспорте газа» и в закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Законопроектом предлагается предоставить право на экспорт газа в сжиженном состоянии помимо «Газпрома» и его дочернего общества двум категориям. Первая – это пользователи недр на участках недр федерального значения, лицензия на недропользование которых по состоянию на 1 января 2013 г. предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа или направление добытого газа для сжижения на завод по производству СПГ. Вторая категория – это государственные компании с долей участия РФ в уставных капиталах более чем 50%, являющиеся пользователями недр участков, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, включая Черное и Азовское моря, и производящие СПГ из газа, добытого из указанных участков недр, или из газа, добытого при реализации соглашений о разделе продукции.

Необходимость расширения субъектного состава экспортеров сжиженного природного газа обусловлена теми изменениями, которые сегодня происходят на мировых рынках, более высокими темпами роста потребления СПГ в мире, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Если мы ожидаем темпы роста потребления газа в целом к 2030 г. в среднем ежегодно в 0,9%, то темпы роста потребления СПГ составят от 4 до 5% ежегодно в этот период. Если сегодня в мире потребляется 240 млн. т сжиженного природного газа, то к 2020 г. эта цифра составит 360 млн, к 2030 году удвоится – 480 млн т.

Открываются новые рынки, новые ниши и необходимо принимать стимулирующие меры для привлечения инвестиций в строительство новых заводов по производству сжиженного природного газа.

В частности, проект закона подразумевает возможность строительства и реализации заводов по сжижению газа на континентальном шельфе Российской Федерации. На Ямальском полуострове, в частности, реализуем проект «Ямал-СПГ», а также проекты по строительству заводов на Дальнем Востоке – это Владивостокский и Сахалинский заводы по производству сжиженного природного газа.

Реализация этого закона и ожидаемые инвестиции позволят нам увеличить к 2020 г. долю, которую занимает сегодня Российская Федерация на мировых рынках СПГ, с 4,5% до 10%.

Информационно-аналитическое издание jjjj№120 2013



ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

  Владимир ПУТИН, Президент России
НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ. СБЕРЕЧЬ И ПРИУМНОЖИТЬ
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
ЭКОЛОГИЯ И СПОРТ: ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛИТИКИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ГАЗОВЫЙ РЫНОК: ОТ РЕГИОНАЛЬНОГО ФОРМАТА К ГЛОБАЛЬНОМУ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ЭНЕРГОСТРАТЕГИЯ РОССИИ. ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta