ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ. СБЕРЕЧЬ И ПРИУМНОЖИТЬ
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
ЭКОЛОГИЯ И СПОРТ: ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛИТИКИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ГАЗОВЫЙ РЫНОК: ОТ РЕГИОНАЛЬНОГО ФОРМАТА К ГЛОБАЛЬНОМУ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ЭНЕРГОСТРАТЕГИЯ РОССИИ. ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ
  РЕГИОН
  Василий ГОЛУБЕВ, губернатор Ростовской области
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛГОСРОЧНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ТРИ ПРИНЦИПА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013»: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
  ПТА-УРАЛ 2013
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2014
  БЕЗОПАСНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТ ГОСУДАРСТВО
  ИГРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
  РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  КОНФЕРЕНЦИЯ «РОССИЯ БЕЗ ДОЛГОВ»






















































Гармонизация стандартов – элемент устойчивого развития российской экономики

Николай ЧУРКИН, почетный президент форума «РосПромЭко», член Совета при Председателе СФ ФС РФ по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования

Гармонизация стандартов играет важнейшую роль в развитии международного промышленного сотрудничества и совместного решения научно-технических проблем на основе оптимизации затрат материальных и энергетических ресурсов, повышения эффективности мер по безопасности труда и защите окружающей среды, повышения и обеспечения качества продукции. Гармонизация стандартов – необходимый элемент расширения взаимовыгодного обмена товарами и услугами, что приобретает особое значение в условиях ВТО, Таможенного союза и перспективного вступления России в ОЭСР.

Вызовы современности

На современном этапе развития российской экономики стандартизацию следует рассматривать как эффективный элемент механизма управления качеством продукции, работ и услуг. Это подтверждается тем, что создание и применение гармонизированных стандартов позволяет своевременно снять с повестки дня многие вызовы современности. К ним относятся:

политические вызовы: поддержка конкурентоспособности России на мировых рынках; экономическая интеграция в рамках единого европейского пространства и в рамках Таможенного союза; защита от парникового эффекта и всемирного потепления; борьба с нелегальным экспортом отходов и др.;

экономические вызовы: необходимость оптимизации процессов использования первичного сырья и энергоносителей; использование потенциала вторичных ресурсов, природных ресурсов, возобновляемых источников энергии; проведение мероприятий по оптимизации управления производством и управления рисками;

экологические вызовы: сохранение и защита окружающей среды; потребность в стандартах, направленных на защиту жизни и здоровья людей; управление окружающей средой и ресурсосбережением;

социальные вызовы: повышение качества продукции и уровня жизни населения; расширение спектра предоставляемых услуг и продукции; обеспечение ценовой доступности продукции и услуг;

технологические вызовы: повышение энергоэффективности и совершенствование управления энергопотреблением; оптимизация жизненного цикла продукции; максимальное использование вторичных ресурсов; модернизация технологий.

Цели и задачи

Процесс гармонизации стандартов осуществляется в целях:
- повышения производительности и эффективности управления производством с помощью систем менеджмента качества (МС ИСО серии 9000), экологического менеджмента (МС ИСО 14000) и безопасности труда (OHSAS 18000);
- повышения надежности и качества продукции на основе спецификаций, признанных на международном уровне;
- сокращения расходов первичного сырья и энергоносителей, а также расширения экологически безопасного использования вторичных ресурсов;
- устранения необходимости в проведении испытаний продукции каждым товаропроизводителем и сокращения времени для разработки и внедрения новых конструкций в производство;
- снижения капитальных и эксплуатационных расходов;
- создания унифицированного и понятного механизма общения между дизайнерами и товаропроизводителями, продавцами и покупателями товаров.

Национальные стандарты

С 90-х гг. ХХ века интенсивно развивается применение на предприятиях стандартов системы менеджмента, то есть предприятие по стандартизованным методикам планирует и организует свою деятельность, включая управление технологическими процессами и поставки (первичных и вторичных) ресурсов. В России широко распространена сертификация предприятий на соответствие стандартам серии ИСО 9000 (менеджмент качества), ИСО 14000 (менеджмент защиты окружающей среды) и OHSAS 18000 (менеджмент безопасности труда и здоровья). Соблюдение требований этих стандартов гарантирует качество продукции и защиту окружающей среды, что полностью корреспондируется с целями устойчивого развития.

В этой связи нельзя не упомянуть и появление добровольного стандарта ИСО 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности», который с одинаковым успехом может применяться на крупных, средних и малых предприятиях. Однако, в отличие от стандартов серии ИСО 9001 и 14001, этот стандарт не является частью системы менеджмента и не предназначен для целей сертификации.

Применение элементов экологического менеджмента определяется как наилучшие доступные технологии (НДТ) во всех европейских справочниках НДТ для различных отраслей промышленности. При этом область распространения (например, уровень детализации) и характер системы экологического менеджмента (например, стандартизованный или нестандартизованный) увязываются с технико-технологическими особенностями, масштабом и сложностью установки, а также ее воздействием на окружающую среду.

В условиях планируемого перехода нашей страны на модель технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий, создания российских справочников НДТ на основе аналогичных европейских справочников трудно переоценить роль стандартизации. Так, наиболее предпочтительной методологией внедрения Европейских справочников по НДТ в российское нормативное поле является методология, основанная на подготовке Европейских справочников НДТ для использования в национальной системе стандартизации. Другими словами, разработка и принятие свода правил или национального стандарта на основе Европейских справочников НДТ в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом «О техническом регулировании». При необходимости уже принятые национальные стандарты серии «Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии» можно использовать в качестве основы при разработке Информационно-технических справочников НДТ.

Авторитет государства

Современный подход к стандартизации определяется разделением ответственности государства и производителя. Ответственность государства за обеспечение защиты окружающей среды, здоровья и жизни населения подкрепляется ответственностью производителя, который обязан производить конкурентоспособную продукцию, отвечая за нее на всех стадиях жизненного цикла, включая превращение этой продукции в отходы.

В ФЗ «О техническом регулировании» имеются положения, которые однозначно свидетельствуют, что стандартизация является функцией государства, несмотря на добровольность применения стандартов. Стандартизация как вид деятельности сохраняет государственный характер, и порядок ее осуществления регулируется государством в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Национальные стандарты и своды правил, играя роль рекомендаций, являются все же документами, разработанными по правилам, определенным государством, и, таким образом, опирающимися на его авторитет.

Также следует обратить особое внимание на развитую систему российских стандартов серии «Ресурсосбережение», в состав которой уже входят 50 национальных стандартов и 25 готовятся к принятию. Эти стандарты, гармонизированные с международными нормами, создают основу для устойчивого развития российской экономики на современном этапе.

Информационно-аналитическое издание jjjj№120 2013



РОСПРОМЭКО-2013

  Андрей ЕПИШОВ, генеральный директор Роcсийского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
РОСПРОМЭКО – ИННОВАЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭКОЛОГИЮ
  Иван КОПТЕВ, генеральный директор «ВМЗ» – филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», к.т.н.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – НАША ОБЩАЯ ЗАДАЧА
  Николай ЧУРКИН, почетный президент форума «РосПромЭко», член Совета при Председателе СФ ФС РФ по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования
ГАРМОНИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ – ЭЛЕМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
  Григорий ЭЛЬКИН, руководитель Росстандарта
СТАНДАРТЫ, ИННОВАЦИИ, ПРОГРЕСС
  Виктор МАРТЫНОВ, ректор РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, д.э.н. Станислав МЕЩЕРЯКОВ, зав. кафедрой промышленной экологии, д.т.н. Ольга КУЛИШ, зав. лабораторией защиты воздушного бассейна, д.т.н.
СОКРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ ПРИ СЖИГАНИИ ТОПЛИВА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  Антон КУЛЬБАЧЕВСКИЙ, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ДПиООС г. Москвы)
ЛЮБАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА НАЧИНАЕТСЯ С ДИАЛОГА
  Владимир КАШИН, заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, акад. РАСХН
ЖИТЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ
  КТО ОТВЕТИТ ЗА ЭКОЛОГИЮ?
  Юрий ЧАЙКА, Генеральный прокурор Российской Федерации
ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ ПОД ПРОКУРОРСКИМ НАДЗОРОМ
  Александр БУКСМАН, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НУЖДАЕТСЯ В КОРРЕКТИРОВКАХ
  КОГДА УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta