ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013»: ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РАЗВИТИИ
  Николай ШЕМИГОН, генеральный директор ФГУП «СНПО «Элерон», к.т.н.
МЫ СОЗДАЕМ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Надежда СИНИКОВА, руководитель Рособоронпоставки:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ – ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ РОСОБОРОНПОСТАВКИ
  Василий ТИКМЕНОВ, генеральный директор ЗАО «НТЦ ЭЛИНС» д.т.н., действительный член Академии военных наук, лауреат Госпремии СССР, лауреат премии Правительства РФ
УМНОЕ ВООРУЖЕНИЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
  ЛИДЕР ПАРАШЮТОСТРОЕНИЯ РОССИИ
  Константин БИРЮЛИН, заместитель директора ФСВТС России
ПРИОРИТЕТ – НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Конструкторское бюро навигационных систем НАВИС
  СТРАНА
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России:
КАДРЫ – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ВОПРОС БУДУЩЕГО СТРАНЫ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Валентина ВОРОНИНА, начальник отдела выставочно-конгрессной деятельности и взаимодействия с соотечественниками Минобрнауки России
Алексей АНАНЧЕНКО, к.и.н., консультант Минобрнауки России
«ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ОТКРЫТОЙ РОССИИ
  ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир КАШИН, заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, акад. РАСХН
МЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ПЕРЕД БУДУЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ
  Николай ЧУРКИН, президент Росcийского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
НОРМИРОВАНИЕ «НА КОНЦЕ ТРУБЫ»
  ТЕХНОЛОГИИ
  ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ АВТОРИТЕТНО
  IP-КОММУНИКАЦИИ и IP-СЕРВИСЫ В РОССИИ
  ДЕЛОВОЙ ПРИЕМ УЧИТЕЛЕЙ-2013
  Российский промышленно-экологический форум РОСПРОМЭКО
  РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  ОБЩЕСТВО
  «ЧС» ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
  ДЛЯ КОГО В ЕЛЬЦЕ ЗАКОН НЕ ПИСАН, или ЕЩЕ РАЗ О СУДЬБЕ ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ
  КРАСОТА, КОТОРУЮ МЫ НЕ ПОТЕРЯЕМ


















Каспий: перспективы для новых открытий и сотрудничества

Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ

По соотношению геологической изученности и ресурсного потенциала российский континентальный шельф является самой перспективной нефтегазоносной провинцией России с точки зрения возможности открытия крупных и уникальных месторождений нефти и газа.

Каспий является одним из самых перспективных с точки зрения морской добычи регионов, только учтенный госбалансом запас нефти и газа составляет свыше 1 млрд т условного топлива. Каспий характеризуется высокой степенью геологической изученности, на его акватории выполнены значительные объемы сейсморазведки 2D и 3D поисково-разведочного бурения. Именно на Каспийском море было сделано крупнейшее открытие последнего времени – месторождение имени Филановского, запасено порядка 200 млн т нефти. И, кстати, Каспий является классическим примером того, что залогом успешных открытий и последующей разработки морских месторождений является выполнение качественного и достаточного геологического изучения в строгом соответствии с этапами и стадиями ГРР. Именно планомерное геологическое изучение от регионального этапа до поисковых работ, выполненных компанией «Лукойл», позволило малоперспективный на тот момент регион превратить в богатую нефтегазоносную провинцию с запасами, как я уже сказал, более 1 млрд т условного топлива – открыто восемь месторождений углеводородного сырья.

И очевидно, что Каспий еще имеет богатые перспективы для новых открытий, геологи связывают значительные надежды с недрами при Каспии. Новые открытия в совокупности с реализацией действующих проектов позволят сформировать в регионе мощный нефтегазодобывающий кластер.

Каспий также открывает широкие перспективы для международного сотрудничества как с точки зрения геологического изучения всего Каспийского бассейна в его естественных геологических границах, так и с точки зрения реализации совместных геологоразведочных и добычных проектов с Казахстаном и Азербайджаном на ряде месторождений Каспийского моря.

В этой связи необходимо остановиться на некоторых особенностях международно-правового статуса Каспия. Несмотря на то, что технически разведка и добыча углеводородов не имеют существенного отличия от таких же работ в других акваториях, есть некоторые особенности с точки зрения управления фондом недр Каспийского моря. Дело в том, что работа на Каспии имеет выраженный международный аспект: правовой статус (режим) дна Каспийского моря как внутриконтинентального водоема, не имеющего естественного соединения с Мировым океаном, не регламентируются нормами Международного морского права, в частности, положением Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г., относящимся к континентальному шельфу.

Поэтому положения российского законодательства, касающиеся особенностей недропользования для участков недр, расположенных на континентальном шельфе, в частности, требования по ограничению субъектного состава, для Каспийского моря не применяются. Правовой режим российской части Каспия определен двух- и трехсторонними соглашениями России, Казахстана и Азербайджана, заключенными в 1998–2003 гг., согласно которым российская сторона обладает в пределах своего участка дна Каспия суверенными правами в целях его разведки, разработки и управления ресурсами. Международными договорами с Казахстаном и Азербайджаном установлены особенности разведки и разработки ряда перспективных структур, пересекаемых срединной линией разграничения, – Центральной, Хвалынской, Ялама-Самурской. Следуя договоренностям сторон, разработка этих объектов планируется в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключаемого в соответствии с российским законодательством организациями, уполномоченными соответствующими государствами.

В настоящее время действует сформированная под эгидой Минэнерго Комиссия по разработке условий пользования недрами, подготовке проектов СРП и проведению соответствующих переговоров. По остальным участкам недр российского сектора Каспийского моря мы планируем осуществлять процедуры лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и в полном соответствии с международными договоренностями в рамках осуществления суверенных прав над природными ресурсами российской части Каспийского моря (в частности, подписано постановление по Западно-Ракушечному месторождению).

Еще один важнейший аспект, который необходимо учитывать при разведке и разработке каспийских месторождений, – это особая экологическая уязвимость природы Каспия как уникального обособленного водного объекта, являющегося базой для осетровых и иных ценных видов рыб, местом обитания и зимовки большого количества водоплавающих и перелетных птиц. Северная зона Каспия представляет собой особо охраняемую природную территорию, уникальный заповедник, причем следует иметь в виду, что в случае разлива нефти в виду замкнутого характера биосистемы возможности по ее самовосстановлению ограничены. Все это диктует необходимость применения повышенных требований к технологии геологоразведки и нефтегазодобычи. Все объекты обустройства месторождения не должны оказывать даже минимального воздействия на окружающую среду, а к инфраструктуре должны применяться максимально жесткие требования с точки зрения соблюдения природоохранного законодательства.

Учитывая статус и уязвимое положение Каспия, повышенные экологические требования применительно к хозяйственной деятельности в пределах этого уникального водоема также установлены в международных правовых документах. Это и неудивительно: чрезвычайная ситуация в одной из прибрежных стран может повлечь негативные последствия для всех остальных. Поэтому соответствующие требования по защите и охране окружающей среды Каспийского моря и всех ее компонентов, а также запрет на осуществление деятельности, приносящей ущерб природной среде, зафиксированы как в двусторонних отношениях Российской Федерации, Казахстана и Азербайджана, так и Тегеранской конвенции, подписантами которой являются все прикаспийские государства.

Информационно-аналитическое издание jjjj№119 2013



ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

  Владимир ПУТИН, Президент России
ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
ПОДНЯТЬ ПРЕСТИЖ КРЕАТИВНОГО КЛАССА ОПК
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
СТАБИЛЬНОСТЬ, ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
КАСПИЙ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta