ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
ПОДНЯТЬ ПРЕСТИЖ КРЕАТИВНОГО КЛАССА ОПК
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
СТАБИЛЬНОСТЬ, ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
КАСПИЙ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА
  СТРАНА
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России:
КАДРЫ – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ВОПРОС БУДУЩЕГО СТРАНЫ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Валентина ВОРОНИНА, начальник отдела выставочно-конгрессной деятельности и взаимодействия с соотечественниками Минобрнауки России
Алексей АНАНЧЕНКО, к.и.н., консультант Минобрнауки России
«ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ОТКРЫТОЙ РОССИИ
  ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир КАШИН, заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, акад. РАСХН
МЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ПЕРЕД БУДУЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ
  Николай ЧУРКИН, президент Росcийского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
НОРМИРОВАНИЕ «НА КОНЦЕ ТРУБЫ»
  ТЕХНОЛОГИИ
  ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ АВТОРИТЕТНО
  IP-КОММУНИКАЦИИ и IP-СЕРВИСЫ В РОССИИ
  ДЕЛОВОЙ ПРИЕМ УЧИТЕЛЕЙ-2013
  Российский промышленно-экологический форум РОСПРОМЭКО
  РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  ОБЩЕСТВО
  «ЧС» ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
  ДЛЯ КОГО В ЕЛЬЦЕ ЗАКОН НЕ ПИСАН, или ЕЩЕ РАЗ О СУДЬБЕ ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ
  КРАСОТА, КОТОРУЮ МЫ НЕ ПОТЕРЯЕМ





























Эффективность и открытость – принципы работы Рособоронпоставки

Надежда СИНИКОВА, руководитель Рособоронпоставки:

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств за довольно небольшой срок своего существования, в этом году исполнилось три года со дня образования агентства, превратилось в ключевого участника размещения государственного оборонного заказа. Рособоронпоставка стала организацией, накопившей значительный опыт проведения торгов, проводящей жесткую, последовательную политику развития системы размещения ГОЗ. Результаты такой работы видны уже сегодня.

Стремление к развитию и партнерство

Развиваясь и приобретая опыт, Рособоронпоставка уже сегодня вышла на иной качественный уровень своей работы. Поступательное движение вперед помогает выполнять главную нашу задачу – поставку современного и качественного вооружения и техники в Вооруженные Силы Российской Федерации и другие силовые структуры государства. Результат работы агентства виден, как в количественных, так и в качественных показателях. В рамках размещения государственного оборонного заказа 2013 года Рособоронпоставкой получены заявки по 1489 лотам на сумму 348,2 млрд. рублей. По сравнению с ГОЗ-2012 объем заказа вырос более чем в четыре раза. При размещении ГОЗ-2013 по состоянию на 1 октября Рособоронпоставкой было объявлено 1404 процедуры на сумму 331,3 млрд. рублей, заключено 1087 контрактов на сумму 262,5 млрд. рублей. При этом агентству удалось достичь довольно внушительной экономии бюджетных средств – 4 млрд. рублей. Во многом благодаря тесному и деловому сотрудничеству нам удалось качественно и максимально быстро разместить такой объем гособоронзаказа.

Наши взаимоотношения выстроены на взаимном уважении, понимании задач каждого из участников ГОЗ, основаны на профессионализме, как представителей заказчиков, так и сотрудников Рособоронпоставки. При этом, отмечу, что со многими государственными заказчиками агентство активно работает уже третий год. В первую очередь, это Министерство обороны Российской Федерации, основной госзаказчик по ГОЗ. ФСБ России – второй по объему переданных заказов госзаказчик, в интересах которого Рособоронпоставкой уже второй год размещается крупный пакет заказов, включающий более 200 позиций. Тесное сотрудничество выстроено и с другими силовыми ведомствами России, такими как ФСИН, ФСКН, МЧС и МВД.

Недавно в Рособоронпоставке прошло межведомственное совещание с потенциальными заказчиками ГОЗ. В совещании, которое было инициировано нашим агентством, приняли участие представители ФСБ, МЧС, МВД, ФСКН, ФСИН, ФСО, ГФС и других служб и органов государственной власти России. Рассматривались вопросы взаимодействия, в том числе сроки подписания двухсторонних соглашений, вопросы формирования плана-графика размещения заказов по ГОЗ-2014. Итогом совместного совещания стало подписание протокола и принятие проекта соглашения о взаимодействии на бессрочный период.

Количество позиций, переданных федеральными органами исполнительной власти Рособоронпоставке для размещения в 2013 году, за исключением Министерства обороны, пока незначительно. Мы стремимся к росту этой цифры. На наш взгляд, она может и должна значительно вырасти при исполнении государственного оборонного заказа 2014 года. Мы уже выстраиваем своего рода алгоритм действий всех участников процесса, с учетом опыта работы в предыдущие годы. На мой взгляд, самое главное, что желание всех участников двигаться по вектору развития есть. Так что результаты, уверена, появятся.

От планирования к заключению контракта

Первый и важнейший этап процедуры размещения гособоронзаказа – это планирование. О планировании, строгом соблюдении темпов переоснащения Вооруженных Сил страны новой техникой, персональной ответственности за сроки и качество разработки и производства каждого образца вооружения и военной техники, в своих выступлениях говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Для Рособоронпоставки планирование, как этап размещения заказа, очень важно. Этот этап определяет стратегию закупки, ее основные параметры. Работа по размещению ГОЗ-2013, в том числе поэтапное получение номенклатуры от заказчиков, была инициирована Рособоронпоставкой еще в середине прошлого года. Правительством Российской Федерации установлены четкие сроки заключения государственных контрактов – до 15 апреля. В соответствии с этой датой составлялись и планы-графики. Это первый документ, который на начальном этапе определяет основные параметры предстоящего размещения заказа и сроки направления заказчиками в агентство заявок на размещение. Рособоронпоставка составляла эти документы, работая в тесном деловом контакте с госзаказчиками. Первые заявки от заказчиков стали поступать еще в июле прошлого года и до начала нынешнего года в агентство поступило более полутора сотен заявок. Такие сроки подачи документов, как показывает практика Рособоронпоставки, приносят свои существенные результаты. Поступление заявок по ГОЗ-2013, начиная с 3 квартала 2012 г., обеспечило заключение контрактов до 15 апреля 2013 г. даже в тех случаях несостоявшихся торгов, когда пришлось объявить их дважды и даже трижды.

К сожалению, государственные заказчики не все заявки направили в агентство в установленные сроки. Это привело к смещению плановых дат заключения контрактов. В составленные и согласованные с государственными заказчиками планы-графики пришлось вносить существенные изменения. Хочется надеяться, что при предстоящем размещении ГОЗ-2014 нашими госзаказчиками будут приняты исчерпывающие меры, способствующие своевременной подаче заявок на размещение.

Тем более, что с 1 января 2014 г. нам предстоит уже работать по новому законодательству. В силу вступит Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В федеральном законе №44-ФЗ, в той части, которая вступает в силу с 1 января 2015 года, планированию отведено, пожалуй, одно из самых важных мест. Предполагается введение планов-закупок, которые будут разрабатываться заказчиками на три года, а планы-графики – на текущий год. При этом, планы закупок и планы-графики будут включать довольно подробную информацию. Так, необходимо будет указывать идентификационный код закупки, ее цель, наименование объекта и (или) наименования объектов закупки и описание таких объекта и (или) объектов, а также объем закупаемых товаров, работ, услуг. Кроме того, в ней будут указаны объем финансового обеспечения для осуществления закупки, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок и обоснование закупки.

Одним из главных факторов успеха размещения госзаказа правомерно считается качество заявки. Анализу качества заявок Рособоронпоставка придает огромное значение. Это позволяет уже на первом этапе разработки документации исключить многие неточности и противоречия, способные привести к подаче жалоб, переносу сроков или вовсе отмене торгов. Вся «работа над ошибками» проходит при активном диалоге с заказчиками. По наиболее сложным вопросам, возникающим в ходе подготовки документации, с нашими партнерами проводятся рабочие совещания, при которых готовность заказчиков к оперативному взаимодействию позволяет избежать необоснованной потери времени на межведомственную переписку или возврат заявок на доработку.

Опыт Рособоронпоставки показывает, что наиболее уязвимым местом заявки становятся вопросы технического задания. Положения заявок очень разнообразны и требуют внимательного и профессионального подхода, ведь в них должны быть учтены все тонкости, детали, характеристики закупаемой продукции, полностью раскрывающие требования заказчиков, а также быть понятными для потенциальных исполнителей или поставщиков.

Хорошей помощью в вопросах формирования требований к продукции, в том числе к техническому заданию, должна стать разработка системы классификации и каталогизации оборонной продукции, учета изделий вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Ее отсутствие является причиной подавляющего большинства возникающих вопросов. Мы все – и заказчики, и поставщики – должны говорить на одном языке. Создание и реализация такой системы является задачей государственного масштаба и на практике позволит иметь четкое представление о характеристиках продукции и ее соответствии требованиям заказчика. Создание нормативной базы и соответствующих условий, установления обязательности применения нормативных документов (в частности, ГОСТов) поможет решить эту проблему.

Довольно эффективной формой взаимодействия между агентством, заказчиками и потенциальными исполнителями заказа становятся общественные обсуждения крупных закупок. Практика проводимых агентством общественных обсуждений позволяет получить откровенный и деловой диалог между заказчиками и поставщиками, приводящий в свою очередь к оперативному и эффективному решению возникающих вопросов.

Все этапы размещения заказов важны и к каждому из них Рособоронпоставка подходит с большой ответственностью за конечный результат – подписание контракта.

«Инструменты» взаимодействия

Рособоронпоставка с момента своего создания приступила к организации информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти. Мы получаем сведения необходимые для организации работы по проверке требований к предмету заказа и участникам размещения заказа, проверке обеспечения исполнения контрактов. Сегодня агентством организовано взаимодействие с 14 федеральными органами исполнительной власти, среди них Рособоронзаказ, Минобороны России, ФНС России, ФТС России, Минпромторг России и другие.

Налаженное взаимодействие привело к созданию инструмента, благодаря которому, мы при рассмотрении заявок участников размещения ГОЗ и на стадии заключения контрактов можем проверить достоверность сведений, представленных участником, и в случае установления их недостоверности, либо отклонить заявку, либо отказаться от заключения госконтракта. Тем самым, во многом снимаются риски возможного неисполнения госконтракта победителем торгов. Эти сведения также помогают значительно уменьшить количество несостоявшихся торгов.

Информационное взаимодействие затронуло практически все области нашей работы. Как вы знаете, значимым условием размещаемых заказов по ГОЗ является их авансирование в размере 80 процентов. В связи с этим, одной из важных задач, стоящих перед Рособоронпоставкой, является проверка представляемого участниками обеспечения исполнения государственных контрактов. При заключении контракта исполнитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в виде договора залога или банковской гарантии. В связи с отсутствием законодательно определенного механизма взаимодействия государственных заказчиков с кредитными организациями, сроков и порядка обмена информацией, наше агентство вышло с инициативой заключить информационные соглашения с банками, чтобы исключить возможность представления заказчику фиктивных банковских гарантий. Рособоронпоставка разработала и направила во все кредитные организации проект соглашения об информационном взаимодействии. Такая инициатива была поддержана Центробанком России. В итоге для проверки достоверности факта выдачи банковской гарантии Рособоронпоставкой заключены более 300 соглашений с ведущими банками России, предусматривающих представление информации о факте выдачи гарантии до дня заключения государственного контракта. Проведенная работа позволяет минимизировать риски для наших заказчиков и исключить возможность заключения государственных контрактов с фиктивными банковскими гарантиями. Работа с кредитными организациями продолжается, так как соглашения о взаимодействии подписаны пока не всеми банками.

В жизнь нашего агентства активно входит электронный документ. Этот метод работы только способствует повышению эффективности проведения процедур торгов. Происходит это за счет сокращения сроков взаимодействия между госзаказчиками и агентством. Сейчас необходимо расширять использование электронного документооборота. Организационно-техническая платформа для использования современных технологий в России уже существует. Это межведомственный электронный документооборот (МЭДО), позволяющий выполнять передачу данных до уровня служебной информации включительно. И на базе государственного МЭДО возможно организовать полностью безбумажный документооборот по открытым торгам. Одновременно необходимо развивать созданные системы закрытого сегмента связи для обеспечения межведомственного взаимодействия при проведении закрытых торгов. Использование такого стиля работы с применением современных информационных технологий позволит ускорить процесс размещения гособоронзаказа с момента поступления заявки до заключения контракта и предоставит соответствующим участникам процесса оперативный доступ к информации.

Как пример, наши взаимоотношения с Министерством обороны Российской Федерации. Уже сегодня заключенные Рособоронпоставкой государственные контракты от имени военного ведомства незамедлительно поступают для контроля исполнения во все заинтересованные органы военного управления. Вопросы более эффективного использования электронного документооборота поднимались на Расширенном заседании Коллегии Рособоронпоставки «О размещении ГОЗ-2013 и задачах по размещению ГОЗ-2014 года» и были поддержаны всеми представителями заинтересованных сторон.

Эксперты считают, что одним из самых эффективных вариантов межведомственного взаимодействия должны стать совместные торги. Эту работу мы проводим последовательно и целенаправленно уже третий год подряд. На сегодняшний день агентством заключены соглашения о проведении совместных торгов с пятью ведомствами – государственными заказчиками. При подготовке к ГОЗ-2013 Рособоронпоставка заранее запросила у государственных заказчиков номенклатуру ВВСТ и провела ее детальный анализ для выявления одноименных позиций. По результатам этой работы в Рособоронпоставку при размещении ГОЗ-2013 для проведения совместных торгов поступили заявки по 26 позициям на общую сумму 319,2 млн. руб. По сравнению с предыдущими годами количество проведенных совместных торгов имеет положительную динамику.

Создание работоспособной системы организации и проведения совместных торгов – это сложный и многогранный процесс, требующий регулирования на государственном уровне. Но решать этот вопрос необходимо. Результаты проведения совместных торгов по ГОЗ-2013 еще раз подтвердили необходимость формирования на федеральном уровне нормативной правовой базы, которая бы четко и однозначно регламентировала задачи, права и обязанности всех участников совместных торгов. Только тогда эти процедуры перестанут носить рекомендательный характер, станут обязательными для исполнения всеми участниками торгов, что, соответственно, обеспечит достижение цели совместных торгов: получения максимальной экономии государственных бюджетных средств, централизации закупок и повышения прозрачности процедур размещения ГОЗ.

Контрактная система

С 1 января 2014 г. вступает в силу новый федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это, пожалуй, одно из самых важных и ожидаемых событий следующего года для специалистов, работающих в области размещения государственных заказов. Со времени принятия в 2005 г. Федерального закона №94-ФЗ о госзакупках прошло достаточно времени. Конечно, большинство специалистов, работающих в сфере размещения государственных заказов, привыкло к работе с ним. Однако, по мнению экспертов, этот закон не совсем отвечал потребностям экономического развития государства и общества. Поэтому с нового года мы начнем работать по федеральному закону №44-ФЗ.

Контрактная система охватывает весь цикл госзакупок, что особенно важно при исполнении ГОЗ. Она регулирует планирование закупок товаров, работ, услуг; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключение гражданско-правового договора (контракта), предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетными учреждениями и иными юридическими лицами; особенности исполнения контрактов; мониторинг закупок товаров, работ, услуг; аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроль в сфере закупок. Кроме того, усиливается информационная составляющая всей системы закупок, изменяются их способы (виды процедур), появится требование обоснования не только начальной (максимальной) цены контракта, но и объекта закупки. В законе прописаны новые формы «коллективных» закупок, так называемых совместных торгов, развитию которых наше агентство на протяжении уже трех лет придает огромное значение.

В антикоррупционной составляющей нового закона появилась совершенно новая норма, ограничивающая личную заинтересованность участников процесса закупок в их итогах. Эта норма прописана сразу в нескольких разделах закона о контрактной системе. Например, контракт может быть признан недействительным, если определенные должностные лица со стороны заказчика состоят в браке с лицами, с которыми заключен контракт, либо являются близкими родственниками. Надеюсь, что данные статьи законодательства окажутся действенны и принесут реальную пользу государству.

В законе о контрактной системе разработчиками продумано и усиление информационной составляющей. Закон предполагает введение единой информационной системы, обеспечивающей формирование, обработку, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы. Контроль будет охватывать весь цикл госзакупок, в том числе соответствие предоставляемой и фактической информации. Действующий официальный сайт zakupki.gov.ru войдет в общую единую информационную систему. Предполагается, что в этой системе в бесплатном доступе будут размещаться планы закупок, планы-графики, информация о закупках и исполнении контрактов, библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов, реестр банковских гарантий и много другой полезной для участников информации, которая прописана в законе о контрактной системе.

Значение нового закона и ожидающие нас перемены вряд ли возможно уместить в одной журналистской статье.

Рособоронпоставка в связи с вступлением в силу федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предвидит сложную, порой рутинную работу, которая в итоге запустит новую систему, способную преодолеть существующие сегодня трудности и поставить весь цикл закупок на иную качественную ступень. Мы разработали «дорожную карту», которая призвана с наименьшими потерями вписать новые требования в деятельность Рособоронпоставки при решении задач гособоронзаказа. Специалистами агентства разрабатываются типовые формы проектов государственных контрактов, прорабатывается правовая база, составляются регламенты размещения государственного оборонного заказа, взаимодействия структурных подразделений агентства, учета и регистрации госконтрактов и многое другое, что в итоге станет фундаментом работы закона о контрактной системе. Кроме того, готовятся различные предложения по внесению изменений в регламенты и приказы с учетом норм федерального закона №44-ФЗ, проводится инвентаризация уже существующих соглашений на их соответствие с вступающим в силу законом.

Федеральный закон №44-ФЗ сложный, многоступенчатый. Специалисты Рособоронпоставки проходят обучение в специализированных вузах, где им преподают темы, касающиеся практического применения закона о контрактной системе, да и в самом агентстве проходит внутренняя учеба.

Решать задачи совместно

Размещение государственного оборонного заказа процесс не статичный, рассматривать его необходимо как действие, для которого характерно и важно наличие внешних и внутренних факторов, выстраивающих систему его исполнения. Эта система обязана иметь гармоничное состояние, быть способной реагировать на современные требования. А в совокупности должна быть подчинена конкретной задаче оснащения Вооруженных Сил и других силовых структур Российской Федерации современными образцами оборонной продукции.

Нашим коллегам – федеральным органам исполнительной власти – государственным заказчикам, Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, Федеральной службе по оборонному заказу хочу выразить благодарность за совместную работу и взаимодействие при размещении ГОЗ-2013. Профессионализм и качественное взаимодействие позволило добиться нам существенных результатов.

Само время подталкивает нас к дальнейшему движению вперед. Законы только тогда становятся хорошим инструментом в наших руках, когда отношение к делу искреннее и требовательное. Уверена, мы с партнерами одинаково понимаем степень важности и значимости исполнения государственного оборонного заказа, а, следовательно, и работать по этому направлению деятельности будем слаженно и консолидировано.

Информационно-аналитическое издание jjjj№119 2013



ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013

  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013»: ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РАЗВИТИИ
  Николай ШЕМИГОН, генеральный директор ФГУП «СНПО «Элерон», к.т.н.
МЫ СОЗДАЕМ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Надежда СИНИКОВА, руководитель Рособоронпоставки:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ – ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ РОСОБОРОНПОСТАВКИ
  Василий ТИКМЕНОВ, генеральный директор ЗАО «НТЦ ЭЛИНС» д.т.н., действительный член Академии военных наук, лауреат Госпремии СССР, лауреат премии Правительства РФ
УМНОЕ ВООРУЖЕНИЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
  ЛИДЕР ПАРАШЮТОСТРОЕНИЯ РОССИИ
  Константин БИРЮЛИН, заместитель директора ФСВТС России
ПРИОРИТЕТ – НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Конструкторское бюро навигационных систем НАВИС

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta