ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
ПОДНЯТЬ ПРЕСТИЖ КРЕАТИВНОГО КЛАССА ОПК
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
СТАБИЛЬНОСТЬ, ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
КАСПИЙ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА
  ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013»: ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РАЗВИТИИ
  Николай ШЕМИГОН, генеральный директор ФГУП «СНПО «Элерон», к.т.н.
МЫ СОЗДАЕМ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Надежда СИНИКОВА, руководитель Рособоронпоставки:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ – ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ РОСОБОРОНПОСТАВКИ
  Василий ТИКМЕНОВ, генеральный директор ЗАО «НТЦ ЭЛИНС» д.т.н., действительный член Академии военных наук, лауреат Госпремии СССР, лауреат премии Правительства РФ
УМНОЕ ВООРУЖЕНИЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
  ЛИДЕР ПАРАШЮТОСТРОЕНИЯ РОССИИ
  Константин БИРЮЛИН, заместитель директора ФСВТС России
ПРИОРИТЕТ – НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Конструкторское бюро навигационных систем НАВИС
  СТРАНА
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России:
КАДРЫ – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ВОПРОС БУДУЩЕГО СТРАНЫ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Валентина ВОРОНИНА, начальник отдела выставочно-конгрессной деятельности и взаимодействия с соотечественниками Минобрнауки России
Алексей АНАНЧЕНКО, к.и.н., консультант Минобрнауки России
«ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ОТКРЫТОЙ РОССИИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ АВТОРИТЕТНО
  IP-КОММУНИКАЦИИ и IP-СЕРВИСЫ В РОССИИ
  ДЕЛОВОЙ ПРИЕМ УЧИТЕЛЕЙ-2013
  Российский промышленно-экологический форум РОСПРОМЭКО
  РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  ОБЩЕСТВО
  «ЧС» ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
  ДЛЯ КОГО В ЕЛЬЦЕ ЗАКОН НЕ ПИСАН, или ЕЩЕ РАЗ О СУДЬБЕ ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ
  КРАСОТА, КОТОРУЮ МЫ НЕ ПОТЕРЯЕМ


















Нормирование «на конце трубы»

Николай ЧУРКИН, президент Росcийского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»

В настоящее время в России действует система нормирования воздействия на окружающую среду, которая не корреспондируется с нормами международного права. Нормирование осуществляется только «на конце трубы», то есть при поступлении загрязняющих веществ в экосистемы. При этом оно базируется на соблюдении предельно допустимых концентраций (ПДК) более чем 2000 загрязняющих веществ. По многим из веществ выбросы мизерные, но хозяйствующий субъект обязан их все включать в статистическую отчетность и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Подобный подход предусматривает заведомо недостижимые цели обеспечения качества окружающей среды и является причиной установления временных лимитов для предприятий, не достигающих установленные нормативы. Поскольку эти лимиты устанавливают специалисты природоохранных органов, легко просматривается коррупционная составляющая при принятии решений об установлении. При этом к экологически опасным объектам и объектам с незначительным воздействием предъявляются одинаковые требования, а низкий уровень административных штрафов (за экологические правонарушения) не сопоставим с уровнем затрат на устранение этих нарушений.

Косвенным результатом действующей системы нормирования является заведомо ограниченная и зачастую ложная информация о реальном состоянии окружающей среды в стране. Кроме того, после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» нормативы, закрепленные в экологическом законодательстве, нуждаются в гармонизации с технологическими нормативами, которые увязаны с конкретными технологическими возможностями и способами производства.

Эти факты говорят только об одном: система экологического нормирования нуждается в изменениях. При ее совершенствовании следует учитывать зарубежный опыт (государств – членов ЕС, США, Канады, Японии), где система экологического нормирования формируется с учетом следующих четырех основных принципов:

1. Уровни негативного воздействия на окружающую среду снижается настолько, насколько это технически достижимо и экономически целесообразно.

2. Производственный объект рассматривается как единое целое, с единым подходом к нему.

3. Учет воздействий на окружающую среду проводится на всех этапах жизненного цикла производственного объекта: от проектирования, строительства и эксплуатации до консервации/ликвидации объекта.

4. На всех этапах жизненного цикла продукции предусматривается максимально полное и рациональное потребление сырья и энергии, при этом приоритет отдается ресурсо- и энергосберегающим мероприятиям.

Это позволяет хозяйствующим субъектам перенести основное внимание с традиционных мероприятий «на конце трубы», не умаляя при этом их значимости, непосредственно на производственный объект и технологические процессы производства продукции.

Информационно-аналитическое издание jjjj№119 2013



ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

  Владимир КАШИН, заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, акад. РАСХН
МЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ПЕРЕД БУДУЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ
  Николай ЧУРКИН, президент Росcийского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
НОРМИРОВАНИЕ «НА КОНЦЕ ТРУБЫ»

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta