ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
ПОДНЯТЬ ПРЕСТИЖ КРЕАТИВНОГО КЛАССА ОПК
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
СТАБИЛЬНОСТЬ, ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
КАСПИЙ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА
  ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013»: ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РАЗВИТИИ
  Николай ШЕМИГОН, генеральный директор ФГУП «СНПО «Элерон», к.т.н.
МЫ СОЗДАЕМ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Надежда СИНИКОВА, руководитель Рособоронпоставки:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ – ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ РОСОБОРОНПОСТАВКИ
  Василий ТИКМЕНОВ, генеральный директор ЗАО «НТЦ ЭЛИНС» д.т.н., действительный член Академии военных наук, лауреат Госпремии СССР, лауреат премии Правительства РФ
УМНОЕ ВООРУЖЕНИЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
  ЛИДЕР ПАРАШЮТОСТРОЕНИЯ РОССИИ
  Константин БИРЮЛИН, заместитель директора ФСВТС России
ПРИОРИТЕТ – НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Конструкторское бюро навигационных систем НАВИС
  СТРАНА
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России:
КАДРЫ – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ВОПРОС БУДУЩЕГО СТРАНЫ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Валентина ВОРОНИНА, начальник отдела выставочно-конгрессной деятельности и взаимодействия с соотечественниками Минобрнауки России
Алексей АНАНЧЕНКО, к.и.н., консультант Минобрнауки России
«ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ОТКРЫТОЙ РОССИИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ АВТОРИТЕТНО
  IP-КОММУНИКАЦИИ и IP-СЕРВИСЫ В РОССИИ
  ДЕЛОВОЙ ПРИЕМ УЧИТЕЛЕЙ-2013
  Российский промышленно-экологический форум РОСПРОМЭКО
  РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  ОБЩЕСТВО
  «ЧС» ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
  ДЛЯ КОГО В ЕЛЬЦЕ ЗАКОН НЕ ПИСАН, или ЕЩЕ РАЗ О СУДЬБЕ ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ
  КРАСОТА, КОТОРУЮ МЫ НЕ ПОТЕРЯЕМ


















Мы ответственны перед будущими поколениями

Владимир КАШИН, заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, акад. РАСХН

Вместе с международным сообществом мы ищем пути гармоничного сочетания экологических, экономических и социальных интересов общества в целях его устойчивого развития. Актуальность задачи выдвигает необходимость глубокой «экологизации» экономики на основе реализации едва ли не главного приоритета современного развития – повышения ценности природы и ее ресурсов, а также человека, его жизни и здоровья.

Будущее цивилизации стало зависеть от объединенной политики государств, направленной на выработку и реализацию комплекса мер по противодействию негативным последствиям научно-технического прогресса, приводящим к эколого-техногенным катастрофам и их глобальным экологическим последствиям.

Вызывает тревогу экологическая ситуация и в нашей стране. Из-за неблагоприятных условий проживания ежегодно страна теряет 300–350 тыс.. человеческих жизней. То есть, имеет место грубейшее нарушение конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду. Поправить ситуацию можно только, если мы будем действовать, адекватно воспринимая ее сложность.

Необходимо объединить наши усилия для совместного решения проблем, исходя из сложившейся экологической ситуации в стране. На это нас нацеливает и Президент Российской Федерации. Ведь не случайно своим указом он объявил 2013 год – Годом охраны окружающей среды.

Законы экологической направленности

За полтора года в парламенте шестого созыва депутаты Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, а также специалисты и эксперты Экологического Совета при Комитете проделали большую работу, в том числе и в законодательном плане, направленную на защиту окружающей среды, улучшение экологической ситуации в стране. 15 подготовленных нами и принятых федеральных законов носят экологическую направленность и зачастую не имеют аналогов в действующем правовом поле.

Разработан и принят ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике», который позволил обеспечить создание законодательной основы осуществления и регулирования деятельности в Антарктике, в том числе разграничения ответственности за возмещение вреда окружающей среде.

Подготовлен и принят важный закон, защищающий моря от загрязнения нефтью и нефтепродуктами, которым устанавливаются обязанность и финансовая ответственность эксплуатирующих организаций за причиненный вред. Включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Принят закон о введении мер государственного регулирования оборота озоноразрушающих веществ в РФ для обеспечения соблюдения международных обязательств, что, несомненно, снизит уровень развития «озоновых дыр» и в целом положительно скажется на экологической ситуации.

Принят ряд других законов, касающихся внесения существенных изменений в законодательство «О недрах», «Об аквакультуре (рыбоводстве)», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления» и др.

Впереди – большая работа

Сделано много, но предстоит сделать еще больше. Необходимо внести серьезные изменения в Лесной кодекс, реализующие положения «Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации». При этом должны быть предусмотрены следующие положения: упрощенный доступ гражданам к лесным ресурсам; закрепление охраны, защиты и воспроизводство лесов за специализированными госучреждениями; устанавление унифицированного подхода к определению начальной цены предмета аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и договора купли-продажи лесных насаждений; ужесточение правового режима категорий защитных лесов; повышение роли контрольных органов всех уровней; организация системы экологического воспитания населения.

В ближайшее время следует принять федеральный закон (также внесен членами Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии), который направлен на введение системы государственного учета заготовленной древесины, вывоза ее из леса, транспортировки, а также на совершенствование правового обеспечения противодействия незаконным рубкам лесных насаждений.

В портфеле Комитета целый ряд важных законопроектов, над которыми ведется работа. Среди них закон «Об охране озера Байкал», «О внесении изменений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс», «О любительском и спортивном рыболовстве», «О внесении изменений в ФЗ «Об экологической экспертизе» и др.

Совершенствование нормирования

Предстоит серьезная работа над базовым законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». Принятие этого закона (сейчас он готовится ко второму чтению) наталкивается на серьезное сопротивление со стороны олигархических структур российского бизнеса.

Существующая сегодня в России система нормирования основана на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воздухе, воде, почвах. В течение нескольких десятков лет данная система доказала свою природоохранную эффективность, хотя и не без недостатков. Весь смысл вносимых изменений заключается в том, чтобы сформулировать дополнительные положения законодательного плана, которые стимулировали бы хозяйствующих субъектов на внедрение новейших природосберегающих технологий и снять некоторые излишние административные барьеры.

Законопроектом предлагается разделить предприятия на группы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Из более чем 3 млн хозяйствующих субъектов России лищь порядка 10 тыс.. наносят ощутимое воздействие на окружающую природу. На их долю приходится примерно 99% выбросов и сбросов. Им придется переходить на принципы наилучших существующих доступных технологий, и от этого никуда не деться.

В отношении остальных предприятий предусматривается снятие административных барьеров, мешающих их развитию. Им будет проще и легче работать. Таким образом, 2,7 млн российских предприятий будут переведены на декларирование их воздействия на окружающую среду. 290 тыс.. предприятий с умеренным воздействием перейдут на установление нормативов по факту сбросов я выбросов. Этот принцип взят за основу нормирования воздействия на окружающую среду экологически опасных предприятий во всех развитых странах мира.

По поручению Президента РФ до 1 мая 2014 г. должны быть приняты основные изменения к ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», направленные на совершенствование госрегулирования в этой области и создание экономических стимулов для вовлечения вторичного сырья в хозяйственный оборот. Законопроект предлагает комплекс мер, направленных на сокращение количества отходов, направляемых на захоронение. В частности, предлагается:
- установить ответственность производителя продукции за ее утилизацию, реализация которой возможна через организацию системы сбора и утилизации либо уплату утилизационного сбора;
- ввести запрет на захоронение некоторых видов вторичного сырья;
- уточнить и конкретизировать полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- установить требования к разработке региональных программ в области обращения с отходами.

При поддержке Пресс-службы Госдумы РФ

Информационно-аналитическое издание jjjj№119 2013



ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

  Владимир КАШИН, заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, акад. РАСХН
МЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ПЕРЕД БУДУЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ
  Николай ЧУРКИН, президент Росcийского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
НОРМИРОВАНИЕ «НА КОНЦЕ ТРУБЫ»

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta