ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
НА ПУТИ К НОВОЙ УГОЛЬНОЙ ГЕНЕРАЦИИ
  О СТИМУЛАХ, ИНВЕСТИЦИЯХ И ТАРИФАХ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ГРАМОТНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОТЕНЦИАЛ
  Антон СИЛУАНОВ, министр финансов РФ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ: ИСПОЛНЕНИЕ, РЕСУРСЫ, МАНЕВРЫ
  МИР
  «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ» НА САММИТЕ G20
  РЕГИОН
  Олег БЕТИН, глава администрации Тамбовской области
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАЦЕЛЕНА НА КАЧЕСТВЕННЫЙ РОСТ ЭКОНОМИКИ
  Арсен КАНОКОВ, Глава Кабардино-Балкарской Республики
ГЛАВНЫЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
  АММАР Мохамад Аллаа Гази, генеральный директор ООО «Фарма Интернейшинал Компани Россия - СНГ»
МЫ ПОМОГАЕМ ЛЮДЯМ ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  XVII МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА INTERPOLITEX
  УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
  СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ IP-КОММУНИКАЦИЙ В РОССИИ
  ОБЩЕСТВО
  НЕМЧИНОВКА – АПОФЕОЗ ВЛАСТИ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ И БЕЗЗАКОНИЯ В ПОДМОСКОВЬЕ
  СТЕРШАТА УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ. ПОЛЕТ НАДЕЖДЫ-2013






















Даже до твердой «четверки» нам еще далеко

Георгий ПОЛТАВЧЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга

«Сегодня жилищно-коммунальный комплекс является базовой отраслью в экономике. Он обеспечивает население жизненно важными услугами, а промышленность – необходимой инфраструктурой. Его оборот составляет где-то порядка 7 процентов валового внутреннего продукта России. Только население платит в год более 1 трлн 300 млрд руб.». – Эти цифры губернатор озвучил в рамках своего выступления на заседании Госсовета по вопросам ЖКХ.

Качество и стоимость этих услуг – первое, на что обращают внимание граждане, когда дают оценку работе власти. Судя по опросам общественного мнения, даже до твердой «четверки» нам еще очень и очень далеко. В феврале 2013 г. ситуацию в ЖКХ назвали наиболее важной проблемой 60 процентов россиян, тогда как три года назад аналогичный ответ давали 40 процентов опрошенных. Люди видят, как растут суммы в квартирных квитанциях, но пока не чувствуют качественных изменений в этой очень важной сфере.

Рабочая группа видит главную причину такого положения дел в разрыве, который образовался между вводимыми нормативно-правовыми актами, регулирующими отрасль, и принимаемыми на местах управленческими решениями.

Начатый переход от латания дыр к выстраиванию системы…порядка стопорится из-за традиционного для России препятствия – органов местного самоуправления. Да и субъекты Российской Федерации продолжают часто обеими руками держаться за старые, более привычные схемы.

Регулирующие отрасль новые нормативные и правовые акты применяются неполно, а следовательно, и неэффективно. Поэтому важнейшим условием реформирования ЖКХ остается последовательное и точное выполнение планов, намеченных руководством страны, включая практическую реализацию органами власти субъектов и органами местного самоуправления подходов и механизмов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мы по-прежнему стоим перед необходимостью создания эффективной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, которая должна быть основана на строгом учете ресурсов и услуг, на государственном правовом и тарифном регулировании рынков коммунальных ресурсов, на стимулировании инвестиций. По данным Минрегионразвития, в апреле этого года общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов имели 60 процентов домов. Однако в отдельных регионах доля многоквартирных домов с приборами учета не превышает и 20 процентов.

Рабочая группа считает необходимым детально проанализировать ФЗ 261 и скорректировать заложенные в нем подходы, которые не дали запланированных результатов, а также принять ряд дополнительных шагов.

Чтобы в дальнейшем не наступать на одни и те же грабли, имеет смысл установить повышенные требования по энергоэффективности к жилым домам и другим объектам, строительство которых осуществляется по государственному или муниципальному заказу или с использованием бюджетных средств.

Кстати, Петербург в прошлом году один из первых в России приступил к реализации собственной программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Мы разработали и утвердили соответствующие региональные нормативы для строительства и жилых домов, и общественных зданий.

Сегодня колоссальное количество потерь в жилищно-коммунальном хозяйстве связано с тем, что основные фонды отрасли устарели и морально, и физически. Коэффициент полезного использования топлива на российских тепловых электростанциях снизился за последние 20 лет с 57 до 53 процентов, в то время как на теплоэлектростанциях Дании и Финляндии он вырос с 52 до 80 процентов.

Перерасход топлива в стране, по экспертным оценкам, по отношению к 1992 г. составляет сегодня 37 млн т условного топлива, или более 100 млрд руб. То есть, по существу, мы иногда топим улицу, а не дома. Во многих централизованных системах теплоснабжения уровень цен по отдельным генераторам или в целом по системе уже превысил стоимость так называемой альтернативной котельной, а это напрямую сказывается на платежах населениях, так как потери в основном пытаются покрыть именно ростом тарифов.

Существующая ныне тарифная политика формировалась в то время, когда стояла задача перехода к стопроцентной оплате услуг населением. Наверное, эта политика себя уже исчерпала, и, согласно законодательству, с 2016 г. планируется отказ от установления предельных тарифов и переход к установлению долгосрочных тарифов. Одновременно Правительству Российской Федерации следует возобновить контроль роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги.

Для защиты людей необходимо ввести новый ограничитель – предельный индекс роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги. На наш взгляд, он сделает долгосрочные тарифы более гибкими и позволит учитывать потребности и платежеспособность населения, а также инвестиционные возможности ресурсоснабжающих предприятий.

На сегодняшний день дебиторская задолженность организаций в сфере ЖКХ составляет 700 млрд руб., кредиторская – 600 млрд руб. Она формируется в основном у населения, где уровень оплаты составляет 95 процентов, и в управляющих организациях. Суммарная задолженность населения и управляющих организаций составляет сегодня более половины всей задолженности в отрасли.

Важную роль в решении этой проблемы должно сыграть ужесточение финансовой ответственности управляющих организаций за нарушение требований закона по распределению платежей. А в случаях, когда управляющая организация накапливает значительную задолженность, надо предоставить ресурсоснабжающим предприятиям возможность заключать прямые договоры на поставку коммунальных услуг с потребителями – естественно, с обязательством обслуживать внутридомовые сети. На мой взгляд, собственники жилья также должны иметь возможность принять решение о передаче внутридомовых сетей на обслуживание ресурсоснабжающим организациям. Таким образом возможно избавиться от недобросовестных посредников.

Потребитель тогда по-настоящему защищен, когда знает все свои права и обязанности. Если у него возникают претензии к управляющим и ресурсоснабжающим организациям, надо, на мой взгляд, на региональном и местном уровнях максимально помочь ему отстоять свои права, оказать квалифицированную юридическую помощь, развивать сеть общественных организаций по контролю качества услуг ЖКХ. А для начала взять, упростить и регламентировать те процедуры, по которым потребитель может доказать факт предоставления некачественной услуги.

Права и интересы граждан нередко нарушаются из-за злоупотреблений в сфере управления многоквартирными домами. Зачастую за дело берется организация, у которой нет ни материальных, ни людских ресурсов и которая существует только на бумаге. Рыночные механизмы в этой ситуации, к сожалению, не работают.

Ужесточить требования к управляющим организациям, на мой взгляд, можно путем лицензирования соответствующих видов деятельности и отзыва лицензий у недобросовестных предприятий либо обязательного страхования качества услуг.

Жилищно-коммунальному комплексу России сегодня остро не хватает квалифицированных кадров. Рабочая группа предлагает развивать собственные научные школы, профессиональные учебные заведения, вести работу с молодежью.

Кроме того, нужно разработать профессиональные стандарты отрасли, федеральные государственные образовательные стандарты в сфере ЖКХ, оказать полноценную, отвечающую духу времени и потребности отрасли поддержку высшим учебным заведениям для создания необходимых образовательных программ, в том числе, как я уже говорил, и в высшей школе, и в средних учебных заведениях.

Требуется также срочное введение нового образовательного направления в сфере эксплуатации жилищно-коммунальных объектов и в управлении многоквартирными домами. Объем инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство в минувшем году составил 291 млрд руб., тогда как потребность на восстановление инфраструктуры составляет более 9 трлн руб.

В течение 2013–2020 гг. федеральный бюджет по госпрограммам модернизации коммунальной инфраструктуры предусматривает выделение средств в размере более 24 млрд руб. Еще 15 млрд руб. составит финансирование программ Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Без обеспечения притока частных инвестиций и повышения эффективности государственных расходов на модернизацию коммунальной инфраструктуры невозможно решить те задачи, которые ставятся. Поэтому рабочая группа в дополнение к перечисленным выше мерам предлагает также обеспечить проведение открытых конкурсов на передачу коммунальной инфраструктуры частным операторам, используя в качестве приоритетной формы отношений именно концессионные соглашения. А также рассмотреть возможность упрощения правил предоставления гарантий субъектами Российской Федерации по возврату инвестиций путем их обеспечения собственностью на объекты централизованных систем коммунальной инфраструктуры и формирования источников для их возвратов в составе тарифов на коммунальные ресурсы.

Мы предлагаем также обеспечить софинансирование со стороны бюджета Российской Федерации расходов на капитальные вложения и модернизацию коммунальной инфраструктуры в малых городах и населенных пунктах.

На наш взгляд, предложенные меры позволят оздоровить ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве и повысить качество предоставления услуг.

Информационно-аналитическое издание jjjj№118 2013



ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФОРУМ ТЭК 2013

  ТЭК: ДИСКУССИИ, РЕШЕНИЯ, ПРОГНОЗЫ
  ИНВЕСТИЦИИ В ЭНЕРГЕТИКЕ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МОЖЕТ СТАТЬ ДРАЙВЕРОМ ЭКОНОМИКИ ВОСТОКА РОССИИ
  Георгий ПОЛТАВЧЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга
ДАЖЕ ДО ТВЕРДОЙ «ЧЕТВЕРКИ» НАМ ЕЩЕ ДАЛЕКО
  Булат НИГМАТУЛЛИН, д.т.н., проф., первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий
ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЪЯВЛЕНА, НО ПРИОРИТЕТЫ НЕ РАССТАВЛЕНЫ
  «ЭНЕРГОПАЕК» – СТИМУЛ ДЛЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ?

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta