ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ПОДЪЕМ ЭКОНОМИКИ – ПУТЬ К РЕШЕНИЮ МНОГИХ ПРОБЛЕМ
  Алексей УЛЮКАЕВ, министр экономического развития РФ
ГЛОБАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
НУЖНО БЫТЬ В ПОСТОЯННОМ ДИАЛОГЕ
  Александр ШОХИН, президент РСПП
НОВАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ ДЛЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
  РЕГИОН
  Александр МИХАЙЛОВ, губернатор Курской области
ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ ВКЛЮЧЕН ПОСТОЯННО
  Александр АНДРЕЕВ, руководитель Группы компаний «Вагонмаш»
НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ – ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ВАГОНМАШ»
  Сергей МИТИН, губернатор Новгородской области
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ИМИДЖА. ИТОГИ И ЗАДАЧИ ПРАВИТЕЛЬСТВА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ ТОРПЕДИРУЮТ ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
  ОБЩЕСТВО
  Иван ГРАЧЕВ, председатель Комитета по энергетике Госдумы РФ
ЖКХ: МЕНЯТЬ НАДО ВСЁ, НАЧИНАЯ С ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА
  ЖКХ: НОВЫЙ ВИТОК МОДЕРНИЗАЦИИ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ «ВСТРЯСКА»?
  СТРОИТЕЛЬСТВО
  В МОЛОДОЙ ГОРОД ПРИЕДУТ МОЛОДЫЕ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ОТ НАС РЕШИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ОТ ПОДДЕРЖКИ – К РАЗВИТИЮ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей СОБЯНИН, временно исполняющий обязанности мэра Москвы
МАКСИМАЛЬНО КОМФОРТНЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ ВСЕХ ИНВЕСТОРОВ
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
КОНСОЛИДАЦИЯ УСИЛИЙ
  НАРКОМАТ
  ЗАЧЕМ РОССИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
  КУЛЬТУРА
  ФИЛОСОФ С ДУШОЮ ПОЭТА
  ВО СЛАВУ СВЯТОГО ИМЕНИ


















11 июля 2013 г. члены Бюро Союза машиностроителей России на расширенном заседании с участием представителей Минобороны России и ВПК при Правительстве РФ единогласно поддержали предложение председателя СоюзМаш России, генерального директора ГК «Ростех» Сергея Чемезова о переходе работы предприятий ОПК при выполнении государственных оборонных заказов к «контрактам жизненного цикла». Как отметил в рамках заседания заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов, «мы послали промышленности сигнал, что готовы перейти на новую форму обслуживания вооружения и военной техники, особенно на этапе ее эксплуатации... И этот сигнал с воодушевлением был воспринят промышленностью. Потому что для предприятий это экономически выгодно». По словам Ю.Борисова, концепция перехода к контрактам жизненного цикла уже разработана Минпромторговли России и внесена в Правительство.

Обоюдная польза партнерства очевидна

Сергей ЧЕМЕЗОВ, генеральный директор ГК «Ростех», председатель Союза машиностроителей России

Минобороны предложило перей-ти при выполнении ГОЗ к так называемым «контрактам жизненного цикла» с предприятиями ОПК. Речь идет о сквозных контрактах на весь период существования вооружения и военной техники – от изготовления до утилизации. Мы не раз поднимали этот вопрос на различных уровнях. И я очень рад, что новое руководство Минобороны нас услышало и пошло навстречу оборонно-промышленному комплексу.

С этим важным изменением связана и другая инициатива оборонного ведомства – внедрение новой системы ремонта и материально-технического обслуживания вооружений и военной техники.

Масштабная задача – масштабный результат

Таким образом, перед организациями ОПК и оборонным ведомством сформулирована масштабная задача. Ее решение позволит перевести их взаимодействие по созданию и эксплуатации вооружения и военной техники на новый качественный уровень.

Последние месяцы нашей работы с Минобороны показывают, что в прошлое безвозвратно уходят те проблемы с ГОЗ, которые сдерживали как перевооружение армии и флота, так и развитие предприятий ОПК.

Обоюдная польза нашего партнерства очевидна. Военное ведомство освобождается от несвойственных ему функций и получает продукцию, соответствующую требованиям современных Вооруженных сил. При этом предприятия ОПК получают долгосрочные стабильные заказы на свою продукцию, а также условия для качественного и своевременного выполнения заданий ГОЗ. Это также даст возможность для ускоренной модернизации и инновационного развития ОПК, как того требует Президент России.

Военные ремонтные заводы, которые войдут в состав интегрированных структур ОПК, получат возможность выполнять задания по ремонту вооружения и военной техники с использованием технологического и производственного потенциала компаний, которые ее произвели. Участие ремонтных заводов в реализации Федеральной целевой программы по развитию оборонно-промышленного комплекса до 2020 года в составе промышленных холдингов позволит им использовать бюджетную поддержку для технического перевооружения собственных производственных фондов.

В результате мы решим основную задачу: наша армия и флот будут обеспечены не только конкурентоспособным отечественным оружием, но и его качественным и своевременным обслуживанием на весь период эксплуатации.

Также нельзя не учитывать и выгод, которые получит государство на международном рынке вооружений от внедрения интегрированной системы жизненного цикла. В условиях жесткой конкуренции это позволит установить более тесные и доверительные отношения с поставщиками и заказчиками, повысить уровень собственной операционной эффективности. Все это в итоге будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции российского ОПК на мировом рынке и решению проблемы ее послепродажного обслуживания.

Международный опыт также свидетельствует в пользу контрактов жизненного цикла. Так самый массовый военный самолет четвертого поколения американский Ф-16 стоит на вооружении в 25 странах. Всего их выпущено 4,5 тысячи штук. Секрет его международного успеха в том, что компания «Локхид» не только продает готовое изделие, но и полностью обслуживает его: ремонтирует, содержит, модернизирует по мере необходимости и обучает летчиков. В итоге министерства обороны многих стран получают готовый пакетный продукт, а «Локхид» не только продает технику, но и зарабатывает значительные средства на ее обслуживании, которые сопоставимы с объемом продаж новых самолетов.

Проблемы и решения

Таким образом, есть все основания считать, что система контрактов жизненного цикла очень перспективна. Вместе с тем, мы должны отдавать себе отчет в том, что переход к ней не будет легким. Нас ожидают значительные проблемы, которые предстоит решить.

В первую очередь хотел бы остановиться на проблемах в законодательной и нормативно-правовой сферах. В российском законодательстве пока нет самого понятия «контракт жизненного цикла» как формы частно-государственного партнерства. Возможность реализовать проект контракта жизненного цикла на основе Федерального закона «О концессионных соглашениях» пока существует лишь у строителей автомобильных дорог. Здесь, безусловно, необходимо будет внести соответствующие изменения в законодательство.

Очевидно, что потребуется и создание новых механизмов управления оборонным заказом. Ведь от их работоспособности будет зависеть цена на военную технику, обслуживание, научно-технические разработки, модернизация отрасли и т.д.

Возникает также вопрос об организации, которая будет осуществлять управление государственным оборонным заказом в условиях реализации контрактов жизненного цикла и о ее полномочиях.

Также важно понимать, что такое «жизненный цикл». Это или период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания оборонного продукта и заканчивается в момент его полной утилизации. Или, как считает Минобороны, – период от изготовления серийного продукта до его утилизации.

Оборонное ведомство пока ограничено положениями Бюджетного кодекса, который предусматривает заключение долгосрочных контрактов на обеспечение жизненного цикла вооружений и военной техники. Контракты жизненного цикла это долгосрочные, на несколько десятков лет, финансовые отношения промышленности и военных, которые выходят за рамки привычных отношений заказчика и поставщика. Пока мы имеем некоторый опыт долгосрочных контрактов на поставку вооружений, которые не предусматривают другие этапы жизненного цикла. Это вопрос также необходимо будет решить. Сегодня у нас нет методик и опыта для того, чтобы просчитать жизненный цикл вооружений и техники, оценить трудозатраты и заложить необходимые средства. Кроме того, не совсем понятно как будут выглядеть контракты жизненного цикла, рассчитанные на десятилетия. Вероятно, они должны носить рамочный характер, с возможностью внесения в них корректив и оформления долгосрочных соглашений.

Исходя из понимания жизненного цикла, предстоит разобраться и с тем, на какой стадии заключать контракт. С момента изготовления серийного образца предприятием или с момента разработки опытного образца головным исполнителем? Тем более, что есть необходимость осуществления авторского надзора. Кто должен подписывать контракт в случае, если изготовителей несколько?

При передаче ремонтных предприятий из ведения Минобороны в ОПК необходима серьезная документальная юридическая и нормативно-техническая база, которая будет регулировать режим секретности, технические, производственные, финансовые, юридические, социальные и другие вопросы. Взять, например, проблему утилизации вооружений. Это очень сложная, затратная и достаточно опасная работа.

Следует предусмотреть и создание антикоррупционных механизмов, чтобы больше не возникало скандалов, подобных «Оборонсервису».

Также необходимо учитывать и иные проблемы, прежде всего, инфраструктурные, организационные, финансовые и социальные. Очевидно, что ремонтные предприятия, которые будут переданы в ОПК, имеют разное технологическое и финансовое состояние. Некоторые из них придется, вероятно, реструктуризировать, а, может быть, даже ликвидировать. А это может потребовать разработки и реализации мероприятий по предотвращению соответствующих негативных социальных последствий. Уже сейчас в ряде регионов (в частности, в Краснодарском крае и Нижегородской области) есть опасения, связанные с возможным закрытием ряда производств, увольнением работников, потерей мобилизационных мощностей. Полагаю, что и здесь необходимо будет найти приемлемые решения.

Информационно-аналитическое издание jjjj№117 2013



ГОСЗАКАЗ

  Сергей АНИКИН, заместитель руководителя Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка)
СОВМЕСТНЫЙ ТОРГ УМЕСТЕН
  Сергей ЧЕМЕЗОВ, генеральный директор ГК «Ростех», председатель Союза машиностроителей России
ОБОЮДНАЯ ПОЛЬЗА ПАРТНЕРСТВА ОЧЕВИДНА
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель Председателя Союза машиностроителей России, первый заместитель Председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности
ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta