ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ПОДЪЕМ ЭКОНОМИКИ – ПУТЬ К РЕШЕНИЮ МНОГИХ ПРОБЛЕМ
  Алексей УЛЮКАЕВ, министр экономического развития РФ
ГЛОБАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
НУЖНО БЫТЬ В ПОСТОЯННОМ ДИАЛОГЕ
  Александр ШОХИН, президент РСПП
НОВАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ ДЛЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
  ГОСЗАКАЗ
  Сергей АНИКИН, заместитель руководителя Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка)
СОВМЕСТНЫЙ ТОРГ УМЕСТЕН
  Сергей ЧЕМЕЗОВ, генеральный директор ГК «Ростех», председатель Союза машиностроителей России
ОБОЮДНАЯ ПОЛЬЗА ПАРТНЕРСТВА ОЧЕВИДНА
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель Председателя Союза машиностроителей России, первый заместитель Председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности
ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ
  РЕГИОН
  Александр МИХАЙЛОВ, губернатор Курской области
ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ ВКЛЮЧЕН ПОСТОЯННО
  Александр АНДРЕЕВ, руководитель Группы компаний «Вагонмаш»
НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ – ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ВАГОНМАШ»
  Сергей МИТИН, губернатор Новгородской области
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ИМИДЖА. ИТОГИ И ЗАДАЧИ ПРАВИТЕЛЬСТВА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ ТОРПЕДИРУЮТ ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
  ОБЩЕСТВО
  Иван ГРАЧЕВ, председатель Комитета по энергетике Госдумы РФ
ЖКХ: МЕНЯТЬ НАДО ВСЁ, НАЧИНАЯ С ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА
  ЖКХ: НОВЫЙ ВИТОК МОДЕРНИЗАЦИИ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ «ВСТРЯСКА»?
  СТРОИТЕЛЬСТВО
  В МОЛОДОЙ ГОРОД ПРИЕДУТ МОЛОДЫЕ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ОТ НАС РЕШИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ОТ ПОДДЕРЖКИ – К РАЗВИТИЮ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей СОБЯНИН, временно исполняющий обязанности мэра Москвы
МАКСИМАЛЬНО КОМФОРТНЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ ВСЕХ ИНВЕСТОРОВ
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
КОНСОЛИДАЦИЯ УСИЛИЙ
  КУЛЬТУРА
  ФИЛОСОФ С ДУШОЮ ПОЭТА
  ВО СЛАВУ СВЯТОГО ИМЕНИ


















Зачем России антинаркотические программы в Центральной Азии

В последнее время в ряде СМИ опубликована серия тенденциозных материалов о выступлениях президента России В.В. Путина и директора ФСКН России В.П. Иванова на проходившем в мае 2012 года в г. Бишкеке неформальном саммите стран Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В частности, в материалах «На «Сапсане» до Афганистана» и «Путин привез на неформальный саммит ОДКБ «прорывные предложения» по отведению афганской угрозы» высказывается мнение, что масштабные проекты российских властей по ликвидации наркотрафика не только на территории стран Центрально-Азиатского региона (далее – ЦАР), но и в самом Афганистане не согласуются с реальным положением дел в экономике России. Указанные публикации искажают реальное положение дел, нанося ущерб сознанию наших граждан, и, похоже, имеют заказной характер.



Анализ развития наркоситуации в Российской Федерации и результатов правоохранительной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков показывает, что высокий уровень наркотизации общества продолжает представлять прямую угрозу национальной безопасности государства.

Определяющим фактором развития ситуации в сфере наркопотребления и незаконного наркооборота в России остается масштабная внешняя наркоагрессия. В статье «На «Сапсане» до Афганистана» указывается, что «основной поток запрещенных веществ в Россию сегодня поступает уже не из Афганистана, а из Китая». На самом деле наркотики опийной группы, ввозимые в Россию из Афганистана через страны ЦАР, по-прежнему являются системообразующим звеном формирования наркоситуации в России. Острой зависимостью от их потребления страдает подавляющее большинство, около 85% всех наркоманов, находящихся в поле зрения органов здравоохранения РФ, т.е. наиболее асоциализированных. Таким образом, в статье уже в начале изложения материала сделана попытка сконцентрировать внимание читателя на ложном объекте.

Масштаб опийной наркоугрозы подтверждается сложившейся в 2012 году структурой наркорынка (рассчитанной исходя из количества изъятых в России наркодоз): героин (87,2%), марихуана (5,5%), гашиш и гашишное масло (3,5%), иные наркотические средства опийной группы (1,9%), наркотические средства амфетаминовой группы (1,9%), кокаин и его производные (0,2%), маковая солома (0,1%).

В настоящее время Афганистан, увеличивая площади наркопосевов, устойчиво продолжает сохранять лидирующую позицию по производству опия (порядка 85% мирового производства).

За последнее десятилетие афганский наркотрафик превратился в первопричину дестабилизации, в ключевой фактор, определяющий ситуацию в регионе. Афганское наркопроизводство превратилось в генератор всего спектра угроз, стало системообразующим фактором напряженной военно-политической ситуации в Евразии.

Все другие негативные факторы – военные, террористические, экстремистские и криминальные – во многом вторичны по отношению к наркопроизводству.

Таким образом, в противовес необоснованной точке зрения, изложенной в статье, что «влезть в Афганистан, чтобы предупредить наркоторговлю, просто ошибочное решение. В этой стране ничего не добились ни мы, ни американцы» можно привести результаты проведения в сентябре 2012 года силами афганской наркополиции при содействии ФСКН России и Агентства по борьбе с наркотиками США (DEA) только одной операции по уничтожению нарколабораторий в провинции Бадахшан. В героиновом эквиваленте масса изъятой в ходе операции партии наркотических средств превышала 5,1 т, что составляет свыше 50% годовой потребности опийного рынка России.

Учитывая, что всеми правоохранительными органами Российской Федерации в 2011 году из незаконного оборота изъято около 2,2 тонны наркотических средств опийного ряда (в героиновом эквиваленте), то становится очевидным, что эффект от проведения совместно с афганской наркополицией и DEA данной операции более чем в 6 раз превысил результативность всей правоохранительной системы России за 2011 год.

Внедрение методов международного антинаркотического взаимодействия позволяет в разы повысить эффективность деятельности правоохранительной системы.

Прорабатывается проект по созданию Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии Она призвана объединить под единым управлением на принципах государственно-частного партнёрства интеллектуальные, информационные, финансовые и материально-технические ресурсы, выступая финансово-организационным механизмом контролируемого направления инвестиций в российские проекты развития на территории стран ЦАР.

Предполагается, что структурно Корпорация будет создана в форме ОАО: сохранение консолидированного пакета акций 51% за Российской Федерацией и реализация 49% акций российским компаниям с преимущественной долей государства в структуре собственности. Размер уставного капитала Корпорации составляет 2 млрд. рублей, последующая реализация пакетов акций позволит выручить еще порядка 1 млрд. рублей.

Следует отметить, что интерес к участию в проектах Корпорации высказали как представители крупнейших российских компаний и банков, так и сопредседатели Российско-Казахстанской, Российско-Киргизской, Российско-Таджикской и Российско-Узбекской межправительственных комиссий. Данный факт однозначно иллюстрирует несостоятельность приводимого в статье мнения, что «за счет денег нашего бюджета в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и Казахстане будут созданы рабочие места для местных жителей». С учетом того, что для реализации такого масштабного проекта как создание Корпорации требуются не только непосредственно денежные средства, но и недвижимость, земля и т.д., расположенные непосредственно на территории стран ЦАР, очевидно, что часть необходимых ресурсов будет предоставлена непосредственно странами ЦАР.

Ввиду вышесказанного, слова «бороться с наркоторговлей повышением уровня жизни людей странно: она никогда не станет убыточной» и «очень наивно думать, что норма прибыли в производительной экономике будет выше, чем в наркоторговле», носят эмоциональный характер.

Весьма странным и необоснованным является и следующее мнение, высказанное в статье: «Мы не сможем создавать рабочие места с той же скоростью, с которой в регионе прирастает население. Тем более, с нормальным заработком и при нынешнем уровне трудовой культуры у местных жителей». Оно не учитывает, что реализация совместных проектов развития, инициированных Корпорацией, во-первых, обеспечит рывок в промышленном развитии на базе внедрения новых технологий и создания наукоемких производств, а значит и наличие высокооплачиваемых рабочих мест, во-вторых, неизбежно повлечет формирование соответствующей инфраструктурной системы, а, следовательно, как минимум наличие дополнительных рабочих мест в поликлиниках, школах, детских садах, магазинах и т.д.

Следует отметить, что в статье, говоря, что «по мнению экспертов, при массовой безработице в республиках Средней Азии невозможно отучить матерых наркоторговцев от преступного ремесла путем создания нескольких рабочих мест», сделана попытка подмены понятий. Во-первых, деятельность Корпорации должна купировать наличие массовой безработицы в странах ЦАР. Во-вторых, как правило, наркотики провозят не «матерые наркоторговцы», а граждане, вынужденные заниматься этой деятельностью для того, чтобы прокормить семью. Именно для этого социального слоя населения наличие на родине рабочих мест может послужить решающим фактором в отказе от деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков.

Надо сказать, что Российская Федерация, проводя активную внешнюю политику по уменьшению предложения наркотиков, реализует мероприятия по сведению к минимуму спроса на них внутри страны.

В настоящее время в России существует очевидная структурная диспропорция, когда количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за наркопреступления, в десять раз превышает число лиц, проходящих социальную реабилитацию. В Европе показатели прямо противоположные: на одного осужденного приходится трое реабилитируемых наркопотребителя. Отсюда вывод – необходима безотлагательная гуманизация процесса денаркотизации общества.

Эффективным инструментом по снижению спроса на наркотики в дополнение к силовым методам должна стать Национальная система комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, в рамках которой разрабатывается государственная межведомственная программа Российской Федерации «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» (далее – Программа).

Главная задача Программы заключается в увеличении числа включенных в эффективные программы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей – до 150 тыс. человек ежегодно (с нынешних 25 тыс. человек) и повышение эффективности освобождения от наркотической зависимости как минимум до 30% стойкой длительной ремиссии (с нынешних примерно 3%). На реализацию Программы, действие которой рассчитано на 7 лет, потребуется 150 миллиардов рублей.

Социальный эффект реализации Программы заключается в спасении от смерти порядка миллиона наших сограждан, включая тех, кто благодаря реабилитации не начнёт употреблять наркотики. Декриминализуя общество через вовлечение в реабилитацию, можно будет сократить смертность молодёжи еще минимум на 7–10%.

Среди остальных позиций, заявленных в статье, следует остановиться на следующих моментах.

В редких случаях, с мнением, высказанным в статье, нельзя не согласиться. Так, не вызывает сомнения тезис о том, что «материальная база нашего хозяйства требует очень глубокой технологической модернизации». Использование в материале достоверной информации несомненно применяется для придания статье ореола правдивости и адекватности.

В заключение в статье задается вопрос: «Почему же руководители государства приоритет отдают не насущным проблемам, а масштабным проектам?» Ответ может быть однозначным – это две составляющие одного процесса. Они взаимно дополняют и взаимно обуславливают друг друга. По сути, масштабные проекты, решая какую-либо генеральную задачу, складываются из огромного количества «мелочей». Достигнуть конечной цели невозможно, не разрешив поэтапно насущные проблемы.

Подводя итог, следует констатировать, что кардинальное улучшение наркоситуации в Российской Федерации возможно только при комплексном подходе, включающем значительное уменьшение спроса и предложения наркотиков. Решение проблемы производства и распространения наркотиков заключается в проведении крупномасштабных антинаркотических операций по ликвидации центров изготовления наркотиков на территории Афганистана, а также организации социально-экономического подъема стран ЦАР и Афганистана через создание инфраструктур следующего поколения, которые технологически в состоянии обеспечить доступ основной части населения государств к современному качеству жизни.

Владимир БОРЕВ

Информационно-аналитическое издание jjjj№117 2013



НАРКОМАТ

  ЗАЧЕМ РОССИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta