ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ПОДЪЕМ ЭКОНОМИКИ – ПУТЬ К РЕШЕНИЮ МНОГИХ ПРОБЛЕМ
  Алексей УЛЮКАЕВ, министр экономического развития РФ
ГЛОБАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
НУЖНО БЫТЬ В ПОСТОЯННОМ ДИАЛОГЕ
  Александр ШОХИН, президент РСПП
НОВАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ ДЛЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
  ГОСЗАКАЗ
  Сергей АНИКИН, заместитель руководителя Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка)
СОВМЕСТНЫЙ ТОРГ УМЕСТЕН
  Сергей ЧЕМЕЗОВ, генеральный директор ГК «Ростех», председатель Союза машиностроителей России
ОБОЮДНАЯ ПОЛЬЗА ПАРТНЕРСТВА ОЧЕВИДНА
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель Председателя Союза машиностроителей России, первый заместитель Председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности
ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ
  РЕГИОН
  Александр МИХАЙЛОВ, губернатор Курской области
ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ ВКЛЮЧЕН ПОСТОЯННО
  Александр АНДРЕЕВ, руководитель Группы компаний «Вагонмаш»
НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ – ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ВАГОНМАШ»
  Сергей МИТИН, губернатор Новгородской области
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ИМИДЖА. ИТОГИ И ЗАДАЧИ ПРАВИТЕЛЬСТВА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ ТОРПЕДИРУЮТ ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
  ОБЩЕСТВО
  Иван ГРАЧЕВ, председатель Комитета по энергетике Госдумы РФ
ЖКХ: МЕНЯТЬ НАДО ВСЁ, НАЧИНАЯ С ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА
  ЖКХ: НОВЫЙ ВИТОК МОДЕРНИЗАЦИИ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ «ВСТРЯСКА»?
  СТРОИТЕЛЬСТВО
  В МОЛОДОЙ ГОРОД ПРИЕДУТ МОЛОДЫЕ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ОТ НАС РЕШИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ОТ ПОДДЕРЖКИ – К РАЗВИТИЮ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей СОБЯНИН, временно исполняющий обязанности мэра Москвы
МАКСИМАЛЬНО КОМФОРТНЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ ВСЕХ ИНВЕСТОРОВ
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
КОНСОЛИДАЦИЯ УСИЛИЙ
  НАРКОМАТ
  ЗАЧЕМ РОССИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ


















Философ с душою поэта

Николай Владимирович Станкевич (1813-1840 гг.) – одна из ярких фигур русской общественной мысли первой половины XIX века. В 30-х годах он организовал в Москве литературно-философский кружок, вошедший в историю как «кружок Станкевича». Достаточно сказать, что в это сообщество входили Виссарион Белинский, Алексей Кольцов, Тимофей Грановский, Януарий Неверов, Константин Аксаков, Иван Тургенев, Михаил Бакунин, Василий Боткин, Михаил Катков, Василий Красов и другие молодые люди, ставшие впоследствии гордостью Отечества.



Николай Станкевич прожил короткую жизнь, судьба отпустила ему всего 27 лет. О нем написано много и в то же время до обидного мало. До сих пор не было полной биографии Станкевича, многие нераскрытые страницы жизни этой незаурядной личности еще ждут своих исследователей. Попытку восполнить этот пробел предпринял журналист и писатель Николай Карташов, который недавно завершил работу над книгой о Станкевиче и издал её в популярной серии «Жизнь замечательных людей» (Николай Карташов. Станкевич. – М.: Молодая гвардия, 2013. (Серия «ЖЗЛ»). – 264 с. – 2000 экз.) В ней в художественно-документальной форме представлена биография этого выдающегося человека. Примечательно, что издание выходит в год 200-летия со дня рождения Николая Владимировича.

Автор опирался на архивные материалы, документы и воспоминания современников, сумел подробно описать жизнь своего героя, который за 27 лет сделал столько, чтобы его имя навсегда осталось в истории Отечества.

Один из современников писал: «Россия должна быть благодарна Станкевичу уже за то, что он открыл поэта Алексея Кольцова…». В книге подробно рассказывается о первой встрече и дружбе двух талантливых личностей. Станкевич сыграл решающую роль в творческой и духовной судьбе поэта. В январе 1831 года на страницах «Литературной газеты» было опубликовано стихотворение никому неизвестного Алексея Кольцова «Перстень» (более позднее название – «Кольцо»). Оно было сопровождено следующим предисловием Станкевича: «Вот стихотворение самородного поэта, г. Кольцова. Он воронежский мещанин, и ему не более двадцати лет от роду; нигде не учился и, занятый торговыми делами по поручению отца, пишет часто дорогою, ночью, сидя верхом на лошади. Познакомьте читателей “Литературной газеты” с его талантом».

А спустя несколько лет в Москве вышел и первый сборник «пиес» поэта. Издание, озаглавленное «Стихотворения Алексея Кольцова», было осуществлено при непосредственном участии Станкевича и на его деньги. Станкевич отобрал 18 стихотворений, в том числе «Не шуми ты, рожь», «Удалец» («Мне ли, молодцу разудалому…»), «Люди добрые, скажите», «Песня пахаря» (Ну! Тащися, сивка), «Ты не пой, соловей», которые и по сей день остаются подлинными поэтическими и песенными шедеврами.

На страницах книги Николая Карташова мы видим людей той эпохи – Белинского, Грановского, Тургенева, Бакунина, Аксакова, Боткина… Их портреты, поступки и отношения воссозданы автором с документальной достоверностью. Станкевич был для них не только близким другом и товарищем, но авторитетным мыслителем, к мнению которого они неизменно прислушивались.

В повествовании читатель встретится с Пушкиным, Рылеевым, Лермонтовым, Гоголем, Гончаровым, Герценом, Лажечниковым, Костомаровым, Венециановым, Щепкиным… Славная когорта представителей «золотого века»! С одними из них у Станкевича были лишь короткие встречи, с другими учился, с третьими — дружил. В той или иной степени он давал оценку их творчеству. Вообще интересен его взгляд на литературу и искусство того времени, чему автор книги уделяет пристальное внимание.

Станкевич тоже писал стихи и прозаические повествования, о чем детально рассказывается в жизнеописании. Юноше не было и семнадцати лет, когда он создает одно из своих крупных и значительных произведений – трагедию «Василий Шуйский». Ее первые главы начал публиковать журнал «Бабочка» в марте 1830 года.

«Василий Шуйский» написан в стиле, близком к героико-патриотической трагедии начала ХIХ века. В основу трагедии Станкевич положил исторические события, которые развертываются в 1610 году, в последний год царствования Василия Шуйского, взошедшего на престол в результате народного восстания против Дмитрия Самозванца. В своем произведении поэт показывает заговор коварного и властолюбивого Димитрия Шуйского против умного и талантливого полководца Михаила Скопина-Шуйского и самого царя – Василия Шуйского. Бояре хотят вовлечь в свои интриги народ, ясно осознавая, что народ – это огромная сила, с помощью которой можно добиться поставленной цели. Неслучайно один из заговорщиков Захарий Ляпунов наставляет Димитрия Шуйского:

Так, прав ты, князь:
народ наш беспределен
В любви и в верности,
как и в отмщеньи!


Примечательно, что «Василий Шуйский» Станкевича появился за год до опубликования пушкинского «Бориса Годунова». И Пушкин, и Станкевич черпали материал для своих трагедий из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Критика вполне доброжелательно приняла произведение молодого автора, о чем свидетельствуют сочувственные отзывы в ряде московских и петербургских изданий.

Например, «Литературная газета» в номере от 30 июля 1830 года под рубрикой «Русские книги» писала: «Трагедия «Василий Шуйский», со всеми ее несовершенствами, есть очень приятное явление в нашей литературе. Мы слышали, что автор оной шестнадцати лет. Начало раннее, но прекрасное. Это не безотчетливо снизанная из звучных стихов повесть или так называемая поэма. Труд, совершенный господином Станкевичем, есть, по выражению художников, труд академический. Он попробовал силы свои на предмет, ожидающий еще писателя зрелого и великого, и показал исполнением, что может сделать истинный талант в его лета».

В заключение критик пожелал автору терпения и страсти безослабно себя совершенствовать, а также «больших успехов на просторном поле русской драматургии».

Одно время некоторые исследователи считали, что автором рецензии был не кто иной, как сам Александр Сергеевич Пушкин. Правда, последние литературные раскопки этот факт не подтверждают, но и не отвергают. Более вероятно, рецензия была написана редактором «Литературной газеты» Антоном Дельвигом – поэтом и критиком, другом Пушкина еще с лицейской поры.

Благожелательную рецензию на пьесу Станкевича опубликовал в «Северных цветах» известный критик того времени, ставший вскоре редактором «Литературной газеты» О.М. Сомов.

Стихотворения поэта можно было прочитать на страницах популярных в то время «Литературной газеты», журналов «Телескоп», «Северные цветы», «Атеней» и других. Сам Пушкин отбирал его стихи для публикации! И хотя Станкевич взыскательно оценивал свои способности и не признавал в себе поэтического дара, стихи его отражают литературную реальность того времени. Служение Отечеству, долг гражданина, возвышающее чувство любви, красота родных мест – вот мотивы, которые пронизывают многие произведения поэта.

«Жизнь Станкевича была наполнена глубоким смыслом. Настоящее сокровище раздумий о Родине, литературе, философии, искусстве составляет его «Переписка», – говорит автор книги. И далее приводит слова великого Толстого об этом уникальном литературном памятнике XIX века и его авторе. В письме к публицисту Б.Н. Чичерину Лев Николаевич делился впечатлением: «Читал ли ты «Переписку» Станкевича? Боже мой! Что это за прелесть. Вот человек, которого я любил бы как себя, веришь ли, у меня теперь слезы на глазах… Больно читать его – слишком правда, убийственно грустная правда…»

В книге из уст главного героя звучит именно такая правда. Многие высказывания Станкевича не потеряли своего значения и в наше время, это прежде всего стремление к самопознанию, постижению души человека и объяснению тайн мироздания. Он придерживался своих ориентиров на фоне жизненных пороков и размышлял об их исправлении.

Сегодня в современной России политики, ученые, общественные институты упорно ищут национальную идею. Кипят жаркие дискуссии: идти по западному пути, развивать и углублять демократию или, может быть, возвратиться на круги своя, чуть ли не к допетровской Руси. В этих спорах ищется для России и какой-то особый, третий путь, по которому еще никто не ходил в мире. Подобные споры были и во времена Станкевича. В горячих схватках участвовали любомудры, западники, славянофилы… И все хотели как лучше, а получалось, как всегда.

Станкевич одним из путей общественного развития России считал просвещение. Кроме того, говорил он, в обществе должны быть незыблемыми такие устои, как религия и любовь к Отечеству, ибо они составляют их существо. Неслучайно в одном из его стихотворений почти афоризмом звучат слова:

Все бессильны укоризны,
Победить судьбу – кто мог?
Утешенье в бурной жизни
Мне да будет – вера, бог
И любовь к святой Отчизне!


О религии Станкевич как-то написал: «Я… понимаю религию. Без нее нет человека». Еще высказывание: «Моя религия тверда… она во мне чиста, чужда суеверия и непоколебима. В наше время всякий человек с порядочным образованием и с душою признает ее за основание жизни. Любовь к Отечеству также тверда во мне, потому что я люблю в нем хорошее, не считаю нужным восхищаться соложеным тестом и терпеливо смотрю на недостатки, которые должны изгладиться временем и образованием… Я уважаю человеческую свободу, но знаю хорошо, в чем она состоит, и знаю, что первое условие для свободы есть законная власть».

С особой теплотой написаны главы, посвященные трогательным отношениям Станкевича и Любови Бакуниной, приводятся их письма.

В целом получилась содержательная книга, достойно знаменующая юбилейный год Станкевича. Написал ее увлеченный и дотошно изучивший предмет человек. Заметна ответственность автора перед теми, кому эта книга адресована. Её прочитает и заинтересованный читатель, и знаток литературы.

Анатолий КРЯЖЕНКОВ

Информационно-аналитическое издание jjjj№117 2013



КУЛЬТУРА

  ФИЛОСОФ С ДУШОЮ ПОЭТА
  ВО СЛАВУ СВЯТОГО ИМЕНИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta