ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
В БОРЬБЕ С ГЛАВНЫМ ЗЛОМ XXI ВЕКА НЕТ МЕСТА КОМПРОМИССАМ
  Виктор ИВАНОВ, директор ФСКН России, председатель IDEC-XXX
МЕНЯЕТСЯ МИР, МЕНЯЕТСЯ МИССИЯ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
К ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ОТКРЫТОЙ ВЛАСТИ
  ОБЩЕСТВО
  НАРОДНЫЙ ФРОНТ – ЗА МОЩНУЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ РОССИЮ
  ЗАКОН
  Иван ИВАНЮК, начальник инспекции по комплексному контролю международных проектов и региональных стратегий развития Счетной палаты РФ
ЧТО ТАКОЕ РАЗВИТИЕ,или Почему не выполняются указы президента
  ТЭК РОССИИ
  Аркадий ДВОРКОВИЧ, заместитель Председателя Правительства РФ
ПУТЬ К УСПЕХУ – МОДЕРНИЗАЦИЯ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ДРАЙВЕР ЭКОНОМИКИ РОССИИ
  Михаил АБЫЗОВ, министр Российской Федерации
РАБОТА В ОТКРЫТОМ РЕЖИМЕ
  ОБРАЗОВАНИЕ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый вице-президент СоюзМаш России, президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности
КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК. ЭТОТ ВОПРОС НУЖНО РЕШАТЬ СИСТЕМНО
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Евгений УГРИНОВИЧ, директор международного департамента Министерства образования и науки РФ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОГРЕСС
  НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ОТ ПОДДЕРЖКИ – К РАЗВИТИЮ
  МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2013»
  БИЗНЕС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ 2013»
  СОДРУЖЕСТВО
  ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ КАЗАХСТАНА
  МИР ПОСЛЕ НЕФТИ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
АВТОРИТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА РАСТЕТ
  Борис ТИТОВ, уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей, председатель ООО «Деловая Россия»
ФОРМУЛА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО БИЗНЕСА: «УДОБНО – БЕЗОПАСНО–ВЫГОДНО»
  Александр БРЕЧАЛОВ, президент ООО МСП «Опора России»
МАЛЫЙ БИЗНЕС – ЭТО ЕДИНИЦА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  ПОДСТАВЫ НА ДОРОГАХ
  ПРОФЕССИЯ
  ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ
  НАСЛЕДИЕ
  НЕ ДАЙТЕ РАЗРУШИТЬ СВЯТЫНЮ
  ПОД КРЫЛОМ СКОРБЯЩЕГО АНГЕЛА





















Результаты есть. Но резервы не исчерпаны

Андрей БЕЛОУСОВ, министр экономического развития РФ

«Девять «дорожных карт» покрывают все болевые точки, все недостатки нашего национального предпринимательского климата. Они практически решают задачу вхождения России в группу ведущих стран мира по качеству бизнес-климата», – сообщил министр в рамках доклада на состоявшемся 11 июня 2013 г. совещании под председательством Д.А. Медведева о разработке и реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в России.

Сегодня в этих «дорожных картах» предусмотрено более 500 мероприятий, по 126 из них уже наступил срок исполнения. Если бы нам удалось полностью в этом году выполнить все мероприятия, которые предусмотрены в девяти «дорожных картах» на текущий год, то смогли бы передвинуться в рейтинге Doing Business с 112-го места, которое мы сегодня занимаем, примерно на 50-е. То есть был бы совершенно очевидный рывок.

Два системных результата

Первый результат констатировала группа экспертов Мирового банка, которая весной приезжала в Москву для того, чтобы произвести очередной раунд оценки России по методологии Doing Business. По оценке экспертов, если раньше улучшением бизнес-климата занималось в стране порядка 10 человек, то сегодня это уже сотни людей, и работа впервые приобрела системный характер. Практически в эту работу вовлечены все ведомства и все бизнес-организации. Вот это, на мой взгляд, является очень важным результатом. Нам нужно эту энергетику, которая возникла в результате такого движения, не потерять, а использовать.

И второй результат в том, что в работу сейчас вовлечены регионы, в первую очередь, Москва. Когда мы два года назад проводили субнациональные исследования по основным субъектам Российской Федерации (всего было вовлечено 30 субъектов) по методологии Doing Business вместе с Мировым банком, то Москва тогда из 30 регионов заняла 30-е место.

Сегодня, когда проводилась работа, в том числе по экспертной оценке, по реализации «дорожных карт», в Москве был создан специальный штаб, который провел инвентаризацию всех административных процедур в сферах строительства, присоединения к электросетям, а также оценку документов, необходимых к выполнению. Более того, состоялось специальное заседание московского правительства, на котором были подведены итоги работы и принято решение, запрещающее муниципалитетам, префектурам и управам принимать любые акты кроме тех, которые были зафиксированы на уровне московского правительства. Эта информация была доведена до инвесторов и тех компаний, которые присоединяются к электросетям.

Каковы результаты? Могу сказать, что для базового объекта (обычно это логистический центр) количество процедур в рамках этой работы было сокращено в 4 раза, срок – почти в 3 раза. В части доступа к электросетям количество процедур сокращено с 10 до 4, срок подключения – практически вдвое. С одной стороны, это свидетельствует об энергии, с которой Москва занимается этими проблемами. С другой – о тех колоссальных резервах, которые у нас есть в этих областях и которые нам нужно на федеральном уровне зафиксировать и распространить на другие регионы. Москва сегодня стала таким пилотом для нас, площадкой, где мы вместе с АСИ отрабатываем технологии решения проблем, связанных с улучшением бизнес-климата.

Порядок особого контроля

Существует несколько системных проблем. Первая – это низкий уровень исполнительской дисциплины. В силу особенностей регламента, по которому работает вся система федеральных органов исполнительной власти, у нас сегодня исполнение «дорожной карты» вообще не стоит на контроле в Аппарате Правительства. Это приводит к тому, что многие документы, материалы, нормативные акты, которые есть внутри «дорожной карты», подолгу зависают либо в министерствах, либо в Аппарате Правительства.

Мы предлагаем радикальным образом изменить эту систему и установить особый порядок контроля за исполнением мероприятий «дорожных карт». Сейчас мы вместе с Агентством стратегических инициатив, с Клубом лидеров развернули мониторинг. Но если вся эта система не будет замыкаться ответственностью на уровне Аппарата Правительства, то, конечно, она срабатывать не будет. Поэтому первое – это ввести порядок особого контроля.

Второе. Мы предполагаем, что за каждой «дорожной картой» должно быть закреплено основное ответственное ведомство. У нас такая система внед-рена в федеральных целевых программах. Это не означает, что данное ведомство должно выполнять все мероприятия. Взять, к примеру, «дорожную карту» по таможенному администрированию. Большая часть ее относится к компетенции Минтранса. Есть вопросы и к Россельхознадзору, который находится на таможенной границе. Но, тем не менее, должен быть один орган, который все видит, все контролирует, и за все отвечает, – в данном случае, мы считаем таким органом Федеральную таможенную службу. Аналогичный подход должен быть и с «дорожной картой» по присоединениям к электросетям. Много тем там относятся к субъектам Федерации, но мы считаем, что в целом ответственность должна быть у Минэнерго. По всем «картам» должен быть такой главный ответственный.

И третье. Мы считаем, что каждая «дорожная карта» должна раз в год рассматриваться на заседании Правительства – и с точки зрения исполнения, и с точки зрения внесения в нее корректировок.

Корректировка требует единого видения

Вторая проблема, с которой мы существенно столкнулись, – это как раз проблема, связанная с корректировками. У нас сегодня «дорожные карты» построены по проектному принципу бегущей волны. Это означает, что целевые индикаторы построены до 2018 г. и любой ответственный исполнитель видит, как он должен двигаться по годам. Более того, у нас эти целевые индикаторы внесены как контрольные показатели KPI для руководителей федеральных органов исполнительной власти. Но сами мероприятия построены таким образом, что основная их часть – по отдельным картам где-то от 70 до 80% – реализуется за год-полтора. Таким образом, мы с самого начала закладываем механизм корректировки карт.

Проходит полтора года, мы подводим итоги – что выполнено, что не выполнено – и дальше делаем новую редакцию этой карты, ориентируясь на те индикаторы, по которым мы должны двигаться. Это стандартный принцип проектного управления, он реализуется во многих компаниях. Не мы его изобрели и не BCG (The Boston Consulting Group), которая нам помогала в данном вопросе.

Но что у нас получается? Когда мы начинаем осуществлять корректировку, то обнаруживаем, что министерства и бизнес очень по-разному видят как саму процедуру корректировки, так и ее результат. Мы сейчас полностью подготовили две «дорожные карты», которые нуждаются в полном обновлении. Это «карта» по присоединению к электросетям и «карта» по строительству. Подготовка «дорожной карты» по регулированию в строительстве шла с большим трудом. Она, кстати сказать, до сих пор не внесена в Правительство, в отличие, скажем, от карты по электроэнергетике, по присоединению к сетям, которая в настоящее время находится в Аппарате Правительства.

Что нужно для того, чтобы реализовать, исправить эту системную проблему? Для этого необходимо определить единый порядок корректировки «дорожных карт», имея в виду, что эта работа долговременная, она будет продолжаться до 2018 г. И мы готовы взять это на себя.

Мониторинг

Третья системная проблема связана с мониторингом. На первый взгляд, эта тема достаточно простая – осуществлять мониторинг «дорожной карты». Но мы буквально на старте столкнулись с тем, что федеральные органы исполнительной власти, ответственные за то или иное мероприятие, и бизнес видят результаты исполнения того или иного мероприятия совершенно по-разному.

Федеральные органы исполнительной власти, как правило, считают за результат внесение нормативно-правового акта в Правительство или в лучшем случае в Государственную Думу. А для бизнеса – результат, когда что-то должно измениться в его функционировании, то есть на земле. Безусловно, бизнес прав, но для того чтобы эта система заработала, нужно четко определить, что должны мониторить, кто должен мониторить и в каком порядке осуществлять мониторинг.

Что мониторить? Чтобы ответить на этот вопрос, мы во все «дорожные карты» по всем мероприятиям вносим четко описанный результат реализации данного мероприятия с точки зрения бизнеса. Очень болезненная корректировка, многие ведомства сопротивляются, но эту работу нужно довести до конца, и я прошу у Председателя Правительства поддержки в этом вопросе.

Кто мониторит? Тоже сложный вопрос. Когда мы говорим, что мониторить должен бизнес, нужно понять, какой конкретно бизнес. Далеко не весь бизнес участвует в строительстве или, тем более, в присоединении к электросетям.

Мы сейчас пошли по пути стандартного создания фокус-групп, то есть по каждому из направлений «дорожных карт» у нас создан пул респондентов из бизнеса – это чистый бизнес, который работает, что называется в «поле», где-то примерно 100–150 компаний. Эта работа проводилась вместе с федеральными органами исполнительной власти, бизнес-объединениями и вместе с Агентством стратегических инициатив. Сейчас такие группы созданы, и, объясняя участникам этих пулов, что мы хотим и что мы делаем, получать у них фидбэк, обратную реакцию. Для реализации самой техники будут привлекаться ведущие социологические организации. Эта процедура тоже должна быть описана в рамках дополнительного соглашения Министерства экономического развития и Агентства стратегических инициатив.

В целом, в разных «дорожных картах» у нас наблюдается очень разная картина. Тем не менее, работа уже началась, и в бизнес-сообществе есть ощущение, что результаты уже просматриваются. Хотя, должен сказать, ожиданий пока больше.

При поддержке пресс-службы Минэкономразвития России

Информационно-аналитическое издание jjjj№116 2013



ПМЭФ 2013

  Обращение Президента России В.В.Путина к участникам, организаторам и гостям ХVII Петербургского международного экономического форума
  Александр ШОХИН, президент РСПП, председатель «Деловой двадцатки»
ДИАЛОГ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
  Георгий ПОЛТАВЧЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга
ВЗВЕШЕННОСТЬ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
  УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  Андрей БЕЛОУСОВ, министр экономического развития РФ
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕСТЬ. НО РЕЗЕРВЫ НЕ ИСЧЕРПАНЫ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta