ПМЭФ 2013
  Обращение Президента России В.В.Путина к участникам, организаторам и гостям ХVII Петербургского международного экономического форума
  Александр ШОХИН, президент РСПП, председатель «Деловой двадцатки»
ДИАЛОГ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
  Георгий ПОЛТАВЧЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга
ВЗВЕШЕННОСТЬ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
  УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  Андрей БЕЛОУСОВ, министр экономического развития РФ
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕСТЬ. НО РЕЗЕРВЫ НЕ ИСЧЕРПАНЫ
  ОБЩЕСТВО
  НАРОДНЫЙ ФРОНТ – ЗА МОЩНУЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ РОССИЮ
  ЗАКОН
  Иван ИВАНЮК, начальник инспекции по комплексному контролю международных проектов и региональных стратегий развития Счетной палаты РФ
ЧТО ТАКОЕ РАЗВИТИЕ,или Почему не выполняются указы президента
  ТЭК РОССИИ
  Аркадий ДВОРКОВИЧ, заместитель Председателя Правительства РФ
ПУТЬ К УСПЕХУ – МОДЕРНИЗАЦИЯ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ДРАЙВЕР ЭКОНОМИКИ РОССИИ
  Михаил АБЫЗОВ, министр Российской Федерации
РАБОТА В ОТКРЫТОМ РЕЖИМЕ
  ОБРАЗОВАНИЕ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый вице-президент СоюзМаш России, президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности
КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК. ЭТОТ ВОПРОС НУЖНО РЕШАТЬ СИСТЕМНО
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Евгений УГРИНОВИЧ, директор международного департамента Министерства образования и науки РФ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОГРЕСС
  НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ОТ ПОДДЕРЖКИ – К РАЗВИТИЮ
  МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2013»
  БИЗНЕС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ 2013»
  СОДРУЖЕСТВО
  ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ КАЗАХСТАНА
  МИР ПОСЛЕ НЕФТИ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
АВТОРИТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА РАСТЕТ
  Борис ТИТОВ, уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей, председатель ООО «Деловая Россия»
ФОРМУЛА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО БИЗНЕСА: «УДОБНО – БЕЗОПАСНО–ВЫГОДНО»
  Александр БРЕЧАЛОВ, президент ООО МСП «Опора России»
МАЛЫЙ БИЗНЕС – ЭТО ЕДИНИЦА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  ПОДСТАВЫ НА ДОРОГАХ
  ПРОФЕССИЯ
  ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ
  НАСЛЕДИЕ
  НЕ ДАЙТЕ РАЗРУШИТЬ СВЯТЫНЮ
  ПОД КРЫЛОМ СКОРБЯЩЕГО АНГЕЛА


















К единой системе открытой власти

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ

5 июня 2013 г. премьер-министр провел встречу с членами Экспертного совета при Правительстве РФ и представителями экспертного сообщества. На встрече обсуждались итоги первого года работы системы «Открытое правительство» и задачи на ближайшую перспективу.

Через горнило экспертов

Сама по себе идея Открытого правительства состоялась, потому что игнорировать эти процедуры сегодня уже невозможно. Они прижились, они стали частью работы нашего основного Правительства. Вопрос, конечно, в том, насколько они эффективны, что они нам дали? В любом случае через процедуры Открытого правительства нам удалось пропустить довольно много документов. 30 законопроектов, в том числе: «Об образовании», «Об охране окружающей среды», «Об основах социального обслуживания населения», несколько десятков государственных программ и концепций. В любом случае в итоговых документах можно найти следы работы Открытого правительства, в этом сомнений никаких нет. Стали ли лучше в результате нашей с вами совместной работы эти документы? Это покажет время. Обсуждение всегда несет в себе такое рациональное зерно, которое связано просто как минимум с приведением бюрократических документов в «чувство», созданием каких-то более современных форм работы и устранением содержательных проблем. Открытое правительство этим и занималось.

Наиболее показательным моментом было обсуждение закона о промышленной безопасности, которое проходило достаточно неформально. В результате (это признают все, самое главное, признает бизнес, который всегда критично относится к государственным процедурам) законопроект стал существенно лучше, было внесено много изменений и, по сути, сформирован новый механизм. Отмечу также дискуссии, которые шли при решении вопросов о создании мегарегулятора финансового рынка, об основных направлениях налоговой политики.

Начиная практически с этого года, эксперты участвуют в обсуждении законов и других документов на заседаниях нашего большого Правительства. Система заработала также внутри отдельных министерств и ведомств в рамках проекта «Открытое министерство». Обсуждение со всеми заинтересованными сторонами позволяет делать работу министерств и ведомств, федеральных органов исполнительной власти более открытой, более понятной для людей. Хотя, мне кажется, в этом плане нам еще очень многое предстоит сделать. Наша задача заключается в том, чтобы система стала более совершенной, более современной.

Стандарты открытости

Федеральные ведомства постепенно, но раскрывают данные в так называемом машиночитаемом формате. Это позволяет использовать информацию для создания удобных мобильных приложений, соответствующих сервисов и в целом для развития IT-индустрии. Новый импульс должен создать единый портал открытых данных, который будет уже запущен в работу в ближайшее время. Здесь особое слово Совету по открытым данным. Надеюсь, что все поручения, которые я давал, будут выполнены, и этот портал заработает в достаточной мере эффективно.

Сегодня мы можем обсуждать и формирование стандартов открытости федеральных органов исполнительной власти, по итогам которых составляется соответствующий рейтинг.

Механизмы Открытого правительства используются в разных областях. Но мне кажутся очень важными такие сферы, как контроль за государственными закупками, инвестиции. Проведен анализ государственных закупок за прошлый год, запущена тестовая версия портала «Электронный бюджет» и готовится к внедрению в соответствии с принятым законом Федеральная контрактная система. Недавно я подписал постановление об обязательном публичном технологическом и ценовом аудите крупных инвестпроектов с государственным участием. Надеюсь, что эти инструменты вместе будут использоваться в достаточной мере эффективно.

Все мы, действительно, должны быть единой системой открытой власти. Но объективности ради надо признать, что для того и существуют различные ветви власти, чтобы как-то сбалансировать друг друга. Есть Открытое правительство, есть законопроект, который подготовлен при активном участии экспертов, и это позиция исполнительной власти, но есть позиция Президента, которая может быть другой, это нормально. Тем более что Президент у нас не является составной частью исполнительной власти, является гарантом Конституции и должен следить за качеством законопроектов. Есть, наконец, позиция парламента.

Но, конечно, желательно, чтобы важнейшие вещи, о которых мы договариваемся, все-таки сохранялись. И основные экспертные позиции должны формироваться в недрах исполнительной власти при вашем активном участии.

Обсуждать ли на заседаниях большого Правительства вопросы, поставленные экспертами? В принципе можно, но мы должны тогда понимать, к чему в целом придем. Потому что это не может быть такое же открытое обсуждение, которое мы ведем с экспертами. Для чего, собственно, эта площадка-то и возникла – чтобы мы тут поспорили, вышли на какую-то компромиссную траекторию и зафиксировали это в рекомендациях Открытого правительства, Экспертного совета при Правительстве.

Заседание Правительства – это более формальная вещь, оно должно завершаться принятием решений, которые вносятся в протокол. Вот если мы сможем найти здесь какую-то, так сказать, составляющую, которую можно вставить прямо в заседание Правительства, в протокол, давайте попробуем, я возражать не буду. Во всяком случае, ради эксперимента. Но это должен быть тогда какой-то общий интересный вопрос, чтобы не получилось так, что мы обсуждаем какую-то частную отраслевую проблему, а 90% членов Правительства скучают, потому что они этим не занимаются. Вот если, например, обсуждать, как деньги делить, то все будут с удовольствием участвовать в этом обсуждении, но это все-таки делать лучше не на заседании Правительства.

Не скрою: очень часто Правительство находится в цейтноте и действительно принимает многие решения с колес. Но это не значит, что и мы должны стремиться к тому, чтобы все решения были максимально быстрыми. Наоборот, многие решения требуют очень тщательного обсуждения, тогда они будут эффективными, и именно в этом ваша миссия.

По многим вопросам мы спорили, часто не соглашались друг с другом, но в конечном счете большинство решений, которые мы старались принимать, основывались на различных экспертных позициях. Подчеркиваю – на различных, а не на одной какой-то позиции.

Конструктивный диалог

Действительно, очень важно, как нас воспринимают люди. Вообще все решения, которые принимаются Правительством, их эффективность, честность, порядочность людей, которые работают, справедливость решений, которые нами принимаются и предлагаются людям, – это очень тонкая работа.

Я слежу за тем, как, например, обсуждаются наши решения. Буквально каждый день в социальных сетях вывешиваются основные решения, которые мы принимаем, может быть, наиболее резонансные для людей. Смотрю за отзывами. Они разные, но, знаете, у меня есть некоторое ощущение, что мы все взрослеем. Если, допустим, год назад абсолютное большинство мнений по итогам принятия решений, по итогам обсуждений сводилось к тому, что «все равно ничего не сделают», то сейчас в министерства приходит довольно много гораздо более глубоких замечаний: «мы считаем, что нужно так, а не так». Не просто индивидуальные просьбы, но и весьма содержательные, аргументированные точки зрения, проблемы, которые я со своим поручением отдаю уже на исполнение. Это и правильный диалог, а с другой стороны, анализ типичных проблем.

Мы продолжим эту работу, потому что, сколько бы ни критиковали идею Открытого правительства, экспертного обсуждения, ничего другого все равно предложить невозможно. Мы продолжим работу в том же формате, который с вами придумали и который, как мне представляется, приносит пользу.

Владимир ЛИСИН, председатель совета директоров ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»

Открытое правительство, без сомнения, полезный инструмент взаимодействия бизнеса и власти. Эта форма имеет право на жизнь, и надо ее продолжать развивать. Необходимо обеспечить участие Открытого правительства при принятии Правительством законопроектов на условиях, затрагивающих деятельность бизнеса, начиная с концепции, определяя реальные сроки для их рассмотрения. Взять, к примеру, Закон по экологии. В рамках Открытого правительства мы пришли к тому, что закон не будет работать отдельно, оторванный от системы модернизации промышленности и индустрии. Если экологические мероприятия не приносят дохода, значит, они в этой ситуации реализовываться не будут. Мы можем закрыть предприятия, можем штрафовать их, но закон должен работать. И это говорит о том, что Открытому правительству необходимо было включиться на стадии концепции, а не тогда, когда ведомство направило проект закона на второе чтение.

Леонид МЕЛАМЕД, генеральный директор ЗАО «Холдинговая компания «Композит»

За год работы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации рассмотрено больше 30 законопроектов, свыше 10 госпрограмм, задействовано более 500 экспертов. Поставленная задача о необходимости преодолеть кастовость в экспертной работе, мне кажется, была выполнена. Главное, создана технологическая платформа, на которой эксперты могут в режиме онлайн вести обсуждение разного рода проблем. Так или иначе, считаю, что создан хороший, как мне кажется, ресурс для поддержки Правительства мощностью в десятки тысяч единиц IQ и относительно дешевый.
Однако на сегодняшний день работа Экспертного совета является малорезультативной, в первую очередь потому, что подавляющее количество запросов на экспертизу носит пожарный характер, иногда буквально несколько дней отделяют начало работы от необходимости вынести заключение. Опыт показал, что совершенно бессмысленно рассматривать документ на поздней стадии. Экспертиза должна работать на самых ранних этапах, она вообще должна быть больше востребована на уровне департаментов органов исполнительной власти, чем на самом высоком уровне.

Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ

Для Министерства здравоохранения, которое находится фактически на передовой всяческих социальных, так скажем, чувствительных тем, работа с Открытым правительством – просто абсолютная необходимость. И с первых дней у нас действительно сформировался очень тесный контакт. Так получилось, что по указам мы кроме государственной программы должны были сделать целую подборку серьезных стратегий, касающихся таких тем, как лекарственное обеспечение, медицинская наука и кадровая политика. По всем этим направлениям у нас сложились рабочие группы и подгруппы, которые работали в постоянном режиме. Все эти документы рассматривались и многократно развивались. И в тот момент, когда они выносились на Правительство, это были уже проговоренные с экспертами и проработанные документы.

Леонид РОШАЛЬ, директор «Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии»

Для Министерства здравоохранения, которое находится фактически на передовой всяческих социальных, так скажем, чувствительных тем, работа с Открытым правительством – просто абсолютная необходимость. И с первых дней у нас действительно сформировался очень тесный контакт. Так получилось, что по указам мы кроме государственной программы должны были сделать целую подборку серьезных стратегий, касающихся таких тем, как лекарственное обеспечение, медицинская наука и кадровая политика. По всем этим направлениям у нас сложились рабочие группы и подгруппы, которые работали в постоянном режиме. Все эти документы рассматривались и многократно развивались. И в тот момент, когда они выносились на Правительство, это были уже проговоренные с экспертами и проработанные документы.

Информационно-аналитическое издание jjjj№116 2013



ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

  Владимир ПУТИН, Президент России
В БОРЬБЕ С ГЛАВНЫМ ЗЛОМ XXI ВЕКА НЕТ МЕСТА КОМПРОМИССАМ
  Виктор ИВАНОВ, директор ФСКН России, председатель IDEC-XXX
МЕНЯЕТСЯ МИР, МЕНЯЕТСЯ МИССИЯ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
К ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ОТКРЫТОЙ ВЛАСТИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta