ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
В БОРЬБЕ С ГЛАВНЫМ ЗЛОМ XXI ВЕКА НЕТ МЕСТА КОМПРОМИССАМ
  Виктор ИВАНОВ, директор ФСКН России, председатель IDEC-XXX
МЕНЯЕТСЯ МИР, МЕНЯЕТСЯ МИССИЯ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
К ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ОТКРЫТОЙ ВЛАСТИ
  ПМЭФ 2013
  Обращение Президента России В.В.Путина к участникам, организаторам и гостям ХVII Петербургского международного экономического форума
  Александр ШОХИН, президент РСПП, председатель «Деловой двадцатки»
ДИАЛОГ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
  Георгий ПОЛТАВЧЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга
ВЗВЕШЕННОСТЬ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
  УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  Андрей БЕЛОУСОВ, министр экономического развития РФ
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕСТЬ. НО РЕЗЕРВЫ НЕ ИСЧЕРПАНЫ
  ОБЩЕСТВО
  НАРОДНЫЙ ФРОНТ – ЗА МОЩНУЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ РОССИЮ
  ЗАКОН
  Иван ИВАНЮК, начальник инспекции по комплексному контролю международных проектов и региональных стратегий развития Счетной палаты РФ
ЧТО ТАКОЕ РАЗВИТИЕ,или Почему не выполняются указы президента
  ОБРАЗОВАНИЕ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый вице-президент СоюзМаш России, президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности
КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК. ЭТОТ ВОПРОС НУЖНО РЕШАТЬ СИСТЕМНО
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Евгений УГРИНОВИЧ, директор международного департамента Министерства образования и науки РФ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОГРЕСС
  НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ОТ ПОДДЕРЖКИ – К РАЗВИТИЮ
  МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2013»
  БИЗНЕС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ 2013»
  СОДРУЖЕСТВО
  ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ КАЗАХСТАНА
  МИР ПОСЛЕ НЕФТИ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
АВТОРИТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА РАСТЕТ
  Борис ТИТОВ, уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей, председатель ООО «Деловая Россия»
ФОРМУЛА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО БИЗНЕСА: «УДОБНО – БЕЗОПАСНО–ВЫГОДНО»
  Александр БРЕЧАЛОВ, президент ООО МСП «Опора России»
МАЛЫЙ БИЗНЕС – ЭТО ЕДИНИЦА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  ПОДСТАВЫ НА ДОРОГАХ
  ПРОФЕССИЯ
  ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ
  НАСЛЕДИЕ
  НЕ ДАЙТЕ РАЗРУШИТЬ СВЯТЫНЮ
  ПОД КРЫЛОМ СКОРБЯЩЕГО АНГЕЛА


















Драйвер экономики России

Александр НОВАК, министр энергетики РФ

Российский топливно-энергетический комплекс занимает лидирующие позиции практически по всем отраслям. В нефтяной отрасли – первое место в мире по добыче, в газовой отрасли делим первое и второе места, в электроэнергетике и добыче угля входим в первую пятерку стран.
Инвестиции в отрасли достигают 2,7 трлн. руб. в год. В целом мы оцениваем инвестиционный потенциал до 2020 г. в объеме около 30 трлн руб. За этой огромной суммой - загрузка мощностей, строительство транспорта, промышленности, спрос на инновации, на квалифицированных специалистов. То есть ТЭК является драйвером российской экономики, с которым связаны, в том числе, и планы по масштабной модернизации и развитию конкурентоспособности страны.
Если мы хотим сохранить конкурентоспособность отраслей российского ТЭК, их бюджетную эффективность, экспортный потенциал, нам нужно оперативно реагировать на многие вызовы. Нам предстоит ответить на вызовы сланцевой революции, развитие рынков СПГ, повысить энергоэффективность экономики, компенсировать потери, связанные со снижением спроса энергоресурсов в Европе. И решить эти задачи без ускоренной модернизации, повышения инвестиционной привлекательности и снижения энергоемкости отраслей ТЭК, невозможно.
От отраслей топливно-энергетического комплекса ждут повышения эффективности расходов как текущих, так и инвестиционных, ограничения роста тарифов, повышения качества и доступности услуг, внедрения современных технологий и нового спроса на квалифицированные кадры. Свои ожидания есть и у бизнеса, и у государства. Министерство энергетики знает об этих запросах, располагает соответствующими программами, направленными на развитие эффективности отраслей ТЭК в современных условиях.
За прошедший год инвестиции в нефтедобычу составили 835 млрд руб., а в нефтеперерабатывающей отрасли 174 млрд руб., то есть фактически прирост по сравнению с прошлым годом на 14%. И это стало возможным, в том числе, благодаря реализации комплекса мер по стимулированию добычи нефти и модернизацией НПЗ, так называемой системы «60-66-90», принятому новому техническому регламенту по качеству топлива и дифференциации актива в зависимости от класса топлива.
В 2012 г. были завершены знаковые проекты, которые увеличили возможности по добыче и транспортировке нефти и газа. Были приняты важнейшие инвестиционные решения, которые дадут дополнительные возможности для развития отрасли как в нефтедобыче, так и новые мощности в нефтехимии.
Для расширения географии добычи и диверсификации поставок углеводородного сырья подготовлены меры налогового стимулирования крупных газовых проектов. Планируется ввести формулу НДПИ на газ в ближайшее время, которая будет учитывать экономику газовых проектов. Принята единая методика предоставления льгот по экспортной пошлине на нефть. Для стимулирования добычи на российском шельфе разработан законопроект по новому налоговому режиму для шельфовых проектов. Также разработан Министерством энергетики план комплексного стимулирования освоения ресурсов углеводородного сырья на континентальном шельфе.
В настоящее время прорабатывается режим организации экспорта СПГ с более широким кругом компаний, механизмом координации. Поддерживаются также проекты строительства новых мощностей сжиженного природного газа на Ямале, на Сахалине и в Приморском крае. Для развития внутреннего спроса помимо принятого режима «60-66-90» Минэнерго намерено стимулировать производство и потребление газомоторного топлива. Это позволит нам до 2020 г. фактически в 10 раз увеличить и количество, и объем газа, используемого в целях газомоторного топлива, и количество заправок.
Еще одна мера, призванная способствовать развитию внутреннего рынка, – это развитие биржевых торгов нефтью и газом.
Кроме того, для повышения конкурентоспособности и эффективности отрасли реальные результаты могут дать прорабатываемые сейчас министерством меры по развитию рынка сервисных услуг и институтов отраслевой кооперации в инновационной деятельности.
В числе задач развития угольной промышленности мы видим следующие направления.
Первое – расширение рынков сбыта и развитие транспортной инфраструктуры. Для развития рынков сбыта потребуется осуществлять переход на долгосрочные контракты поставок угля для предприятий элекроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства и металлургии, продолжить формирование биржевой торговли углем, расширить область использования угольной продукции. Цементная промышленность, химическое производство, глубокая переработка. Для создания и увеличения условий экспорта продукции требуется модернизация и развития железнодорожной и портовой инфраструктуры.
Второе направление. Для развития новых энергоугольных кластеров – это Забайкалье, Тыва, Якутия, Сахалин – министерство считает необходимым предусмотреть механизмы предоставления льгот по налогу на добычу полезных ископаемых для месторождений, расположенных в труднодоступных и отдаленных местах.
Третье направление – повышение безопасности подземной добычи. Для этого необходимо также продолжить совершенствование нормативной базы, проектирование и эксплуатацию угольной промышленности. И я считаю, отдельными задачами, требующими решения, являются разработка механизма государственно-частного партнерства с целью ликвидации неэффективных шахт, внесение изменений в законодательство в части особенностей банкротства организаций, которые сегодня эксплуатируют опасные производственные объекты, а также внесение изменений в законодательство для наделения Правительства РФ полномочиями по определению порядка создания горнодобывающими предприятиями ликвидационных фондов.
В 2012 г. электроэнергетика стабильно обеспечивала потребности экономики и социальной сферы страны в электрической и тепловой энергии. В числе главных показателей: к электрическим сетям было присоединено компаниями, входящими в Российские сети, холдинг МРСК и дочернее независимое общество ИФСК, 216 тыс. новых потребителей с общей нагрузкой более 6 гигаватт. Это очень высокий показатель за 2012 г. И вторая цифра – совокупный объем финансирования инвестиционных программ субъектами электроэнергетики составил 866 млрд. руб., что на 10% больше, чем в 2011 г. То есть фактически около 30 млрд долл. в электроэнергетике вкладывается в инвестиции.
Среди наших крупных проектов – строительство объектов электроснабжения для саммита АТЭС во Владивостоке; развитие энергетики Дальнего Востока и Байкальского региона; реализация схем энергоснабжения сочинского энергорайона в преддверии Олимпийских игр. Сейчас Министерство над этим активно работает. Нам предстоит огромная работа не только по окончанию строительства объектов, но и по организации именно надежной эксплуатации этих объектов. После проведения Олимпиады российским энергетикам предстоит подготовить объекты энергоснабжения Чемпионата мира по футболу и ряд других крупных мероприятий.

Информационно-аналитическое издание jjjj№116 2013



ТЭК РОССИИ

  Аркадий ДВОРКОВИЧ, заместитель Председателя Правительства РФ
ПУТЬ К УСПЕХУ – МОДЕРНИЗАЦИЯ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ДРАЙВЕР ЭКОНОМИКИ РОССИИ
  Михаил АБЫЗОВ, министр Российской Федерации
РАБОТА В ОТКРЫТОМ РЕЖИМЕ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta