ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
В БОРЬБЕ С ГЛАВНЫМ ЗЛОМ XXI ВЕКА НЕТ МЕСТА КОМПРОМИССАМ
  Виктор ИВАНОВ, директор ФСКН России, председатель IDEC-XXX
МЕНЯЕТСЯ МИР, МЕНЯЕТСЯ МИССИЯ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
К ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ОТКРЫТОЙ ВЛАСТИ
  ПМЭФ 2013
  Обращение Президента России В.В.Путина к участникам, организаторам и гостям ХVII Петербургского международного экономического форума
  Александр ШОХИН, президент РСПП, председатель «Деловой двадцатки»
ДИАЛОГ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
  Георгий ПОЛТАВЧЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга
ВЗВЕШЕННОСТЬ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
  УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  Андрей БЕЛОУСОВ, министр экономического развития РФ
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕСТЬ. НО РЕЗЕРВЫ НЕ ИСЧЕРПАНЫ
  ОБЩЕСТВО
  НАРОДНЫЙ ФРОНТ – ЗА МОЩНУЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ РОССИЮ
  ТЭК РОССИИ
  Аркадий ДВОРКОВИЧ, заместитель Председателя Правительства РФ
ПУТЬ К УСПЕХУ – МОДЕРНИЗАЦИЯ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ДРАЙВЕР ЭКОНОМИКИ РОССИИ
  Михаил АБЫЗОВ, министр Российской Федерации
РАБОТА В ОТКРЫТОМ РЕЖИМЕ
  ОБРАЗОВАНИЕ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый вице-президент СоюзМаш России, президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности
КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК. ЭТОТ ВОПРОС НУЖНО РЕШАТЬ СИСТЕМНО
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Евгений УГРИНОВИЧ, директор международного департамента Министерства образования и науки РФ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОГРЕСС
  НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ОТ ПОДДЕРЖКИ – К РАЗВИТИЮ
  МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2013»
  БИЗНЕС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ 2013»
  СОДРУЖЕСТВО
  ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ КАЗАХСТАНА
  МИР ПОСЛЕ НЕФТИ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
АВТОРИТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА РАСТЕТ
  Борис ТИТОВ, уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей, председатель ООО «Деловая Россия»
ФОРМУЛА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО БИЗНЕСА: «УДОБНО – БЕЗОПАСНО–ВЫГОДНО»
  Александр БРЕЧАЛОВ, президент ООО МСП «Опора России»
МАЛЫЙ БИЗНЕС – ЭТО ЕДИНИЦА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  ПОДСТАВЫ НА ДОРОГАХ
  ПРОФЕССИЯ
  ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ
  НАСЛЕДИЕ
  НЕ ДАЙТЕ РАЗРУШИТЬ СВЯТЫНЮ
  ПОД КРЫЛОМ СКОРБЯЩЕГО АНГЕЛА


















Что такое развитие, или Почему не выполняются указы президента

Иван ИВАНЮК, начальник инспекции по комплексному контролю международных проектов и региональных стратегий развития Счетной палаты РФ

Воплощение в жизнь прошлогодних указов президента, связанных с предвыборными обещаниями, и написание планов работы министерств и ведомств стало тяжелым испытанием для государственных чиновников, а также для всей системы управления социально-экономическим развитием страны. Хотя глава государства назвал в этих указах, казалось бы, простые и очевидные вещи – достижение конкретных результатов в чувствительных, стратегически важных вопросах. Причем результатов не формального выполнения тех или иных показателей, а в виде достижения ощутимых социальных эффектов, будь то повышение заработной платы учителям или снижение смертности от болезней кровообращения.

Развитие как российский бренд и конкурентное преимущество

В.В. Путин пояснил, что это не довесок к стратегическим документам, это и есть стратегия развития страны на ближайшую перспективу. Но, как оказалось, министрам и губернаторам все никак не удается написать соответствующий план действий и определить ответственных за его реализацию.

Представляется, что дело здесь не только в уровне квалификации управленцев высшего звена и их сотрудников. Проблема и в том, что практически ни к одному из существовавших до сих пор стратегическому документу не надо было писать эффективный план по его реализации, да и, честно говоря, это оказалось невозможно сделать ввиду декларативности стратегирования и сомнительности методологических основ.

Даже устоявшаяся терминология, к сожалению, несет неопределенную нагрузку. Не мешало разобраться хотя бы, что понимается под наиболее распространенным во многих официальных документах словосочетанием «социально-экономическое развитие». Соединение социального с экономическим никакой понятийной рамки не задает, лишь говорит о том, что надо их как-то сочетать, а одно обычно развивается в ущерб другому. Как сочетать – нет ответа.

Что надо понимать под словом «развитие» не определяется вообще никак. Хотя слово само по себе хорошо соответствует нашему менталитету, можно сказать, это наш бренд и даже конкурентное преимущество по сравнению с прагматичным Западом.

Там вместо термина «развитие» употребляют слово «прогресс», которое фактически означает одно – движение к намеченной цели. В этой парадигме неважно, что является шагом в нужном направлении – снижение уровня безработицы или смена режима в какой-то стране. И то, и другое – прогресс, позитивное изменение, если помогает решить стратегическую задачу. И писать планы просто, и контролировать их выполнение тоже, и показатели очевидны без всяких мировоззренческих заморочек.

Наши базовые национальные ценности коренным образом отличаются от западных, наше движение вперед одухотворено, и этот потенциал, действительно, может быть источником развития.

На повестке дня – технологический прорыв

Юрий Громыко сотоварищи даже международный евразийский проект назвали «Razvitie» Смысл его состоит в том, чтобы совместно с Западной Европой создать еще один, кроме Китая, полюс генерации общественного богатства на территории Евразии.

Правда, при этом определение развития тоже носит довольно обтекаемый характер: «Задача состоит не только в прогнозировании естественно сложившихся процессов, их учете и возможной коррекции, но в инициации, программировании и проектировании процессов совершенно другого типа. Эти процессы нового типа мы и называем процессами развития, противопоставляя их процессам роста. В отличие от процессов роста процессы развития предполагают осознанное принятие общностями людей и, значит, группами населения некоторого целенаправленного, значимого и понимаемого ими движения в будущее».

У нас во всех стратегиях и концепциях развития, многие из которых написаны как будто под копирку, развитие обычно присутствует только в названии. В самом тексте речь идет о повышении объемов производства, точках роста, создании кластеров и т.п. Не надо быть крупным философом, чтобы понимать, что рост и развитие это далеко не одно и то же.

Можно привести печальный пример некогда процветающей фирмы «Кодак», которая год за годом наращивала производство фотоаппаратов и пленок к ним, будучи лидером в своей отрасли. Но затем разорилась, потому что не уделяла внимания развитию. Вернее, она уделяла, именно ее специалисты первыми нашли подступы к цифровой технологии, но не сумели ее использовать. Качественный скачок сделали конкуренты «Кодака».

Без технологического форсайта ни о каком экономическом развитии говорить не приходится. Реально вопросами развития у нас пока никто не занимается, если не считать не совсем удачных попыток с инновациями, нанотехнологиями, «Сколково», не очень встроенных в стратегии и планы с конкретными структурными изменениями в экономике и целевыми эффектами.

Развитие означает именно качественный скачок на основе новых научных, технологических, управленческих решений. Этот скачок практически всегда происходит за счет предыдущих технологий или образа жизни населения. Так прекрасная бабочка, которая должна родиться из куколки, какое-то время использует ее останки в качестве строительного материала.

Именно так должен действовать бизнес, осуществляя пересборку своих материальных, нематериальных, людских и иных ресурсов, для вхождения в новый сегмент рынка.

Власть, бизнес, общество – движущие силы страны

А как должно действовать государство для того, чтобы, действительно, обеспечить «развитие страны»? А что вообще означает это словосочетание – развитие страны? Это скорее фигура речи, чем конкретное научно обоснованное понятие. По крайней мере, в документах под этим понимается разве что рост валового внутреннего продукта и повышение качества жизни. Для начала, наверное, не мешало бы разобраться, что реально может развиваться и как управлять этим развитием.

Как известно, основными факторами, определяющими движение страны вперед, являются власть, бизнес и общество. От баланса их интересов зависит устойчивость и безопасность самого процесса развития. И если нас интересует само управление этим процессом, то предлагается говорить не о развитии экономики или социальной сферы, что достаточно абстрактно и, как показывает практика, несопрягаемо в рамках программно-целевого планирования и неизмеримо при существующей системе показателей, а о развитии власти, бизнеса и общества как основных движущих сил развития.

Само развитие при этом тоже надо идентифицировать и говорить о развитии экономическом, социальном, экологическом, духовном, нравственном и т. д. Отдельно взятая личность тоже может развиваться экономически (к примеру, проявлять экономическую активность, использовать в обиходе различные банковские, финансовые инструменты и технологии), социально (повышая свое участие в жизни социума через различные габитусы), нравственно, духовно и т.д.

И вполне очевидно, что один вид развития, который является приоритетным для актора, зачастую осуществляется за счет другого вида развития. При этом для других акторов эффект может быть отрицательным. К примеру, если власть чересчур активно развивается экономически, то это приводит к коррупции. В результате ухудшаются деловой климат, качество управления, в обществе падает нравственный авторитет госчиновников.

Сумма векторов

Основным вектором развития бизнеса, естественно, является экономический. Но если бизнес не развивается в социальном плане, обеспечивая достойный уровень жизни своим работникам, переступает нормы общественной морали, то он, с одной стороны, создает лишние проблемы власти, с другой – разрушает общественные связи и устойчивость социума.

В свою очередь, у наемного работника должно присутствовать то, что когда-то называлось трудовым энтузиазмом. А его никогда не будет без соблюдения неких принципов социальной справедливости, так близких и понятных нашему народу. Жесткие, потогонные меры, как показывают исследования, не только у нас, но и в других странах, нужного эффекта не дают.

Общество при приоритете социального развития (уклады жизни) не может не уделять внимания экономическим аспектам (доступ широких слоев населения к экономической деятельности), духовному и нравственному развитию («духовные скрепы», общественная мораль).

Никакого развития не произойдет, если, кроме экономического потенциала, не станут формироваться социогуманитарные потенциалы: интеллектуальный, культурный, жизнеспособность населения, социальная сплоченность, социокультурное многообразие, этнокультурная идентичность и не будет обеспечен баланс векторов развития.

Векторы, как известно, суммируются по правилу параллелограмма, и не стоит удивляться, когда результирующий вектор направлен совсем не туда, куда хотелось при исходном планировании.

Путь к созиданию

Имеющиеся в той или иной стране дисбалансы и соответствующие бифуркационные точки умело используются идеологами и организаторами разного рода оранжевых революций для создания резонансных явлений, разрушающих социум и государственность в целом. Президентом страны фактически ставится сейчас гораздо более сложная, стратегически важная задача – сделать так, чтобы социогуманитарные потенциалы были задействованы, работали в противовес разрушению – на созидание.

Формируя институциональное и программно-целевое пространство, очень важно представлять взаимную зависимость и взаимное влияние этих векторов, осознанно управлять ими для достижения синергетического эффекта. Иначе и стратегии, и планы могут остаться лишь на бумаге, что зачастую и происходит.

Когда обозначен конкретный целевой эффект, то, исходя из него, каждое министерство и ведомство просто обязано понимать, как его можно достичь или какой вклад внести в дополнение к усилиям других министерств, если целевой показатель является сложным. В этом случае выявлением факторов, влияющих на достижение результата, их весовых соотношений должен заниматься кабинет министров в целом. И план действий следует писать, видя дисбаланс векторов развития и предлагая пути устранения этих дисбалансов.

Вывод такой: министрам, которые пишут сейчас свои пятилетние планы, следует перейти от арифметики к векторной алгебре. Президентом задана новая логика и практика стратегирования, основанная на конкретных результатах и целевых эффектах. И всем придется перестраивать свою работу.

Информационно-аналитическое издание jjjj№116 2013



ЗАКОН

  Иван ИВАНЮК, начальник инспекции по комплексному контролю международных проектов и региональных стратегий развития Счетной палаты РФ
ЧТО ТАКОЕ РАЗВИТИЕ, или Почему не выполняются указы президента

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta