ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ЗАДАЧА – НАДЕЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
ГОСОБОРОНЗАКАЗ В СТАДИИ СЕРЬЕЗНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ. И ЭТО ДАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  ГОСУДАРСТВО
  РОСОБОРОНПОСТАВКА: В ИНТЕРЕСАХ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ, НА БЛАГО ОТЕЧЕСТВА
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2013
  ISSE – 2013: НА ПУТИ К ЛИДЕРСТВУ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ
  Анатолий ЕДРЁНКИН, исполнительный директор по направлению «Безопасность» ООО «Международные конгрессы и выставки»
АНАТОМИЯ УСПЕХА
  Юрий ЗАЯЦ, исполнительный директор выставки в ЗАО «ОВК «БИЗОН»
ВЫСОКИЙ ЭФФЕКТ УЧАСТИЯ
  Валерий ШУБАРЕВ, д.т.н., профессор, генеральный директор ОАО «Авангард»
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ – КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ
  Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: КОНТРОЛЬ, ПУБЛИЧНОСТЬ, ОПТИМИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ТЭК РОССИИ: ВЕКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ
  Герман ШУТОВ, технический директор ООО «ЭСТА-МСК»
«DoublExit»: ЭКСТРЕННОЕ САМОСПАСЕНИЕ ПРИ ПОЖАРАХ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АТАКАХ
  Александр ЧУПРИЯН, заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
МЧС РОССИИ ДЕЙСТВУЕТ СЛАЖЕННО И БЫСТРО
  Юрий ДЕШЕВЫХ, директор Департамента надзорной деятельности МЧС России
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БОРЬБЕ С ПРИРОДНЫМИ ПОЖАРАМИ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
ОСНОВНОЙ ДРАЙВЕР РОСТА СТАНКОСТРОЕНИЯ – РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПО РАЗВИТИЮ ОПК
  Андрей БЕЛОУСОВ, министр экономического развития РФ
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ
  Владимир КОМОЕДОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по обороне
ЗАКОНЫ – ЭТО ДОРОГА, ПО КОТОРОЙ ДВИЖЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНА
  Андрей БЕЛЬЯНИНОВ, руководитель Федеральной Таможенной службы
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ – ЭТО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
  Андрей НОВИКОВ, Руководитель Антитеррористического центра государств-участников СНГ, генерал-полковник полиции
АРХИТЕКТУРА БЕЗОПАСНОСТИ XXI ВЕКА – ВАЖНЕЙШИЙ ВОПРОС ПОВЕСТКИ ДНЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА
  Алексей АНАНЧЕНКО, государственный советник РФ 3 класса, к.и.н.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО И ЭПОХА
  ТЕХНОЛОГИИ
  ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ 2013
  АСЭРГРУПП: КОНГРЕССЫ. МОСКВА
  МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ: ПУТЬ-2018
  ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI–2013: ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВ ШОС
  НАВИГАЦИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, БИЗНЕСА, ГОСУДАРСТВА
  ЭКОНОМИКА
  ОККУПАЦИОННЫЕ СИЛЫ ИМПОРТА. ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ОТСТАИВАЕТ ИНТЕРЕСЫ НАШИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ДАЖЕ В РОССИИ
  ИСТОРИЯ
  МИФ О ГЕНОЦИДЕ ЧЕРКЕСОВ


















Государственная наградная система России, или О шкале ценностей власти

Борис МАЛАШЕВИЧ, советник президента Группы компаний «Синэрджента»

7 сентября 2010 г. Президент Российской Федерации подписал Указ №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». В 2012 г. вышло два уточняющих указа. Таким образом, в стране была введена новая наградная система, являющаяся верхним уровнем и основой системы морального и материального (различные льготы награжденным) поощрения деятельности граждан РФ. По сравнению с ранее действовавшей советской, новая наградная система претерпела серьезные изменения. Как представляется, не очень удачные.

«Мост» наискосок реки

Вновь установленная государственная наградная система РФ включает звание Героя Российской Федерации, 16 орденов, 3 знака отличия, 15 медалей, 60 почетных званий. Ряд ранее действовавших в России орденов и медалей, все юбилейные медали и 11 почетных званий не включены в новую наградную систему, т.е. теперь не являются государственными наградами России. Государственная премия РФ по непонятным причинам также не вошла в список. При анализе новой наградной системы именно системности в ее построении обнаружить не удалось. Образно говоря, «мост» построили и не поперек, и даже не вдоль реки, а как-то зигзагами, наискось, с параллелями и провалами.

Ограниченные рамки статьи не позволяют рассмотреть всю наградную систему. Остановимся, в качестве примера, на орденах, другие виды государственных и отраслевых наград имеют аналогичные недостатки.

Милитаризованность и… неравенство

Из 16 орденов – 7 строго военных и 1 полувоенный. Причем все они элитные, для старших офицеров и выше. Для солдата, матроса, сержанта, старшины орденов не предусмотрено. Следовательно, Президент РФ, подписав указ, признал их подвиги принципиально недостойными орденов. Очень напоминает барско-холопские порядки старых времен.

Из всего разнообразия родов Вооруженных сил по «отраслевому» признаку выделен почему-то только Военно-морской флот, причем сразу двумя орденами: «Ушакова» (командиры соединений) и «Нахимова» (офицеры). Сухопутные вой-ска, Военно-воздушные силы, Войска воздушно-космической обороны, Воздушно-десантные войска, Ракетные войска стратегического назначения, Внут-ренние войска, МЧС России и др. такой чести почему-то не удостоены.

Засоряет систему и непонятное обилие именных орденов для военной элиты (5 орденов, треть общего количества: Суворова, Ушакова, Жукова, Кутузова, Нахимова). В их статутах, написанных несколько различными словами, принципиальных смысловых различий практически нет, это вариации на одну тему (с двумя морскими нюансами). Их зачем-то перенесли из советской наградной системы, потеряв при этом более важные награды, например, орден Трудовой славы трех степеней. Оправдать их наличие в государственной наградной системе можно только при распространении такого же подхода на другие сферы деятельности человека. Чего нет. Да и не нужно – при таком подходе наградная система запредельно расширится.

Налицо парадокс

Сомнительна целесообразность введения офицерского ордена «За военные заслуги». По статуту, это орден за добросовестную службу исключительно в мирное время. Неужели для этого других военных орденов мало? Единственная его ценность – им можно наградить младших офицеров. Но только не за боевые действия! Наградная система не предусматривает возможности награждения за боевые действия орденом офицеров, занимающих должности младше командиров рот. В этом они приравнены к солдатам ? прапорщикам (вот как проявляется «демократия»). Исключение сделано опять только для офицеров ВМФ, для них имеется орден Нахимова. Не парадокс ли?

Для элиты

Из гражданских выделяются три ордена общего плана, практически не отличимых по статутам (слова несколько разные, но смысл одинаков):
• За заслуги перед Отечеством (4 степени) – для всех граждан;
• Святого апостола Андрея Первозванного – для «видных деятелей» (элиты);
• Александра Невского – для госслужащих (чиновничий).

Введение специальных орденов для элиты общества и чиновников хороших чувств к ним не вызывает. Могли бы обойтись и четырьмя степенями ордена «За заслуги перед Отечеством» – весьма достойная награда.

Не вызывают никаких вопросов ордена Почета, Мужества и Дружбы. Особенно Почета – универсальный орден, применимый в различных сферах деятельности человека и для любого гражданина. Видимо, это палочка-выручалочка, фиговый листок, помогающий как-то прикрыть любую дыру в наградной системе.

Религиозный мотив

В то же время, с моей точки зрения, представляется опасным внесение в государственную наградную систему многоконфессиональной страны религиозных мотивов одной, хотя и наиболее крупной конфессии – православия (ордена «Святого апостола Андрея Первозванного», «Святого Георгия» и «Святой великомученицы Екатерины», добавленный в 2012 г.). Есть опасение, что такое решение может спровоцировать религиозные противостояния.

Зияющие «дыры»

Вызывает вопрос полувоенный (8-й для военных) орден «За морские заслуги», явно отраслевой направленности мелкой классификации. Рядом с ним просятся «За речные заслуги», «За заслуги в авиации», «За заслуги на железной дороге», «За заслуги в телекоммуникациях»... Наличие этого ордена, более частного по сфере применения, усиливает беспорядочность наградной системы. И это при полном отсутствии орденов для существенно более крупных и важных отраслей деятельности человека.

Так, в наградной системе нет ни одного специального ордена, предназначенного для награждения граждан широчайших и разнообразнейших сфер материального производства, сферы добычи полезных ископаемых, энергетического, информационного обеспечения и т.п. Для чиновников есть, для военных есть, для моряков есть (даже три), за дружбу есть… А для производителей всего сущего нет! А ведь развитие именно этих отраслей деятельности человека определяет уровень экономики, жизни россиян и безопасности страны.

В наградной системе это явные огромные «дыры», закрыть которые должны и общий орден типа «Трудовой славы», и ряд орденов с отраслевой направленностью крупной классификации. Однако эти «дыры» властью созданы, из чего следует вывод, что соответствующие им сферы деятельности граждан России властным структурам не интересны.

Не числом, а умением

Особое недоумение вызывает орден «Родительская слава» (и, соответственно, одноименная медаль). В статутах всех других орденов указано, что ими награждаются за свершение тех или иных действий, т.е. за результат. И только в статуте ордена «Родительская слава» указано, что им награждаются родители, «которые воспитывают или воспитали семерых и более детей» (медаль – воспитывающие или воспитывавшие четырех и более детей). Т.е. за незавершенный процесс, когда результаты воспитания детей еще не могут быть известны (для награждения младшему должно быть 3 года, значит, старшему может быть менее 10 лет). Весьма странный, чисто количественный подход, который к оценке воспитания детей вообще не приемлем.

Очевидно, что имеется какой-то оптимальный состав семьи, при котором возможны качественное воспитание, образование и иная подготовка детей к жизни. Он определяется и количеством времени, которое родители могут уделить воспитанию, и достатком семьи. Представляется, что это 3–5 детей. Вот за них, когда они вырастут и будет ясен результат воспитания, и нужно давать орден. Вообще, орден (и медаль) «Родительской славы» для родителей должны «зарабатывать» дети. Если родители заслужили, независимо от количества детей, даже за одного выдающегося ребенка, их нужно награждать орденом «Родительской славы», заметно увеличивать пенсию и тем самым поднимать престиж семьи.

Стране нужно не столько количество, сколько, в первую очередь, качество воспитания детей. А нынешние орден и медаль «Родительской славы» не за воспитание новых граждан России, они за размножение, в т.ч. и криминальных элементов, которые массово тиражируются у нас, чаще всего, в неблагополучных многодетных семьях.

Интегральный показатель

Государственная наградная система представляет особый интерес, поскольку не может не отражать меру понимания и шкалу ценностей высшей власти страны. Ведь указы, пройдя многочисленные уровни согласования во властных структурах, были подготовлены и представлены Правительством, подписаны Президентом и молчаливо приняты Федеральным собранием РФ. Причем отражать в наиболее обобщенном, комплексном плане, демонстрирующем отношение властных структур, включая высшее руководство страны, ко всем и каждому из видов деятельности россиян. Наверное, невозможно придумать более обобщенный, интегральный показатель. Тем он нам и интересен.

Не до ордена, была бы Родина?

Мы рассмотрели только некоторые из недостатков государственной наградной системы. К сожалению, не усмотрели системного подхода к построению государственной наградной системы с комплексным и равноправным отражением всех видов деятельности человека. Но мы обнаружили, что стимулирующее воздействие созданной наградной системы направлено, в первую очередь, на военные и государственные сферы, а в них – на поощрение высших военных и государственных чиновников.

Выходит, что власть создала наградную систему «для себя», что высшим властным структурам наиболее важны их собственные интересы. Фрагментность и лоскутность созданной государственной наградной системы свидетельствует либо об отсутствии у высших властей понимания всего комплекса проблем в стране, либо о нежелании заниматься гармоничным развитием России.

Информационно-аналитическое издание jjjj№115 2013



ОБЩЕСТВО

  ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАГРАДНАЯ СИСТЕМА РОССИИ, или О ШКАЛЕ ЦЕННОСТЕЙ ВЛАСТИ
  ВОДОПАДЫ, БУХТЫ И ПОМПОН НА СЧАСТЬЕ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta