ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
РОССИЯ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СТАТУС ВЕДУЩЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕРЖАВЫ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
НАШИ БУДУЩИЕ ПРОЕКТЫ В КОСМОСЕ СТАНУТ БОЛЕЕ ПРАГМАТИЧНЫМИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
МЫ ДЕЛАЕМ СТАВКУ НА ИННОВАЦИОННУЮ ЭКОНОМИКУ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ – ПУТЬ К ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
  НАВИТЕХ-2013
  Владимир ПОПОВКИН, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос)
ОТ ИМЕНИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОСМИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА ПРИВЕТСТВУЮ УЧАСТНИКОВ VII МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА ПО СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ!
  НАВИТЕХ-2013
  ГЛОНАСС: ОБЩЕСТВО, НАУКА, КОММЕРЦИЯ
  Алексей АНАНЧЕНКО, Государственный советник РФ 3 класса, к.и.н.
ИННОВАЦИИ – В КООПЕРАЦИИ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА: ПОТЕНЦИАЛ РОСТА БУДЕТ РЕАЛИЗОВАН
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир ШАЛЬНЕВ, председатель Липецкого районного суда Липецкой области
БУКВА ЗАКОНА И СИТУАЦИЯ НА ДОРОГАХ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ПРАВОВОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – ОТ НАЛОГОВ ДО НЕДР
  ПТА-СИБИРЬ 2013
  ИКТ: КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ДОВЕРИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
  ГОСЗАКАЗ - 2013
  ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДОЛЖНО ВЫЗЫВАТЬ СПРОС
  АРХИМЕД-2013
  НЕФТЬ И ГАЗ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2013
  ММЭФ-2013: ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ ОБЩЕСТВА, БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА
  ПРОБЛЕМЫ СИБ: НАУЧНЫЙ И ДЕЛОВОЙ ПОДХОД
  СОДРУЖЕСТВО
  ПРАГМАТИЗМ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
  АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАН СНГ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  ПРОЕКТЫ
  ЩЁЛКОВСКИЙ РАЙОН – ТОЧКА РОСТА ПОДМОСКОВЬЯ
  ОБЩЕСТВО
  НЕМЧИНОВКА. ПОЧТИ МОСКВА
























ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН и государство: опыт и проблемы крупных инновационных проектов

Андрей ЗАБРОДСКИЙ, директор ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН, член-корр. РАН

Развитие сферы исследований и разработок (НИОКР) обеспечило в свое время решение задач индустриализации и обороны нашей страны, ее технологическую и экономическую независимость. При этом создание принципиально новых технологий и отраслей промышленности осуществлялось при активном участии институтов Академии наук.

С реализацией крупных проектов, оказавших огромное влияние на развитие экономики и оборонного потенциала страны, связаны многие яркие страницы в 95-летней истории Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе. В их числе создание импульсной радиолокации, размагничивание военных кораблей, создание активной танковой брони, термоэлектрических генераторов и холодильников, ядерного и термоядерного оружия, решение задач аэродинамики и тепловой защиты спускаемой головной части космических аппаратов для первых полетов человека, разработка отечественной полупроводниковой электроники и оптоэлектроники, решение задач термоядерного синтеза и многие другие.

Готова ли сфера НИОКР к вызовам?

Сегодня перед Россией стоят сходные вызовы: ускоренная реиндустриализация и инновационное развитие высокотехнологичных отраслей, обеспечение конкурентоспособности товаров на рынке ВТО, модернизация ОПК и крупномасштабное перевооружение армии. Готова ли к этим вызовам российская сфера исследований и разработок (НИОКР)?

По причинам хронической невостребованности и недостатка заказов со стороны реального сектора экономики страны, практически полного отсутствия инвестиций в течение последней четверти века сфера НИОКР сократилась и ослабла, утратила соответствие мировому уровню по технической вооруженности и инфраструктуре, а во многих направлениях – и по самим разработкам. Например, на одном из предприятий была утрачена переданная ранее из ФТИ технология космических солнечных батарей. По прошествии ряда лет Институту пришлось восстанавливать ее, правда, уже в более продвинутом варианте, на другом предприятии. Особенно сильно пострадала отраслевая наука. В значительно меньшей степени – академический сектор НИОКР. Ему удалось сохранить многие свои научные школы и коллективы разработчиков, способные обеспечить вывод на производство конкурентоспособной продукции при условии их технического перевооружения. С другой стороны, взращиваемым новым субъектам

НИОКР (университеты, Сколково, малый и средний инновационные бизнесы, ГЧП), куда сегодня идут основные средства на создание необходимой инфраструктуры и техперевооружение, в обозримом будущем не под силу взять на себя ответственность за решение масштабных задач и вызовов, стоящих перед российской сферой НИОКР.

Таким образом, роль и значение академического сектора исследований и разработок объективно возросли, на что неоднократно обращал внимание Президент страны. Но при этом увеличилось и число проблем, которые будут проиллюстрированы примерами из опыта ФТИ им. А.Ф. Иоффе.

Новации и опыт

Начну с новых для нас инструментов инновационного развития. При Институте успешно работает 26 малых предприятий в научно-технической сфере с общим годовым объемом около 230 млн. руб. Возможно, лет через 30 какие-то из них вырастут настолько, чтобы взяться самим за серьезные проекты, хотя при выполнении наших проектов мы, конечно, привлекаем ряд из них. По большей части крупных проектов в области государственно-частного партнерства опыт ФТИ оказался негативным. Так, партнерство РАН с Норникелем в области водородной энергетики через 5 лет завершилось выходом последнего из этого бизнеса. А жаль: в Физтехе сложился коллектив, который сделал ряд перспективных разработок по его заказам. В силу несостоятельности привлеченного со стороны Роснано инвестора рухнул наш проект строительства завода в Ставрополе (планировавшийся объем затрат 5,4 млрд. рублей) по производству концентраторных модулей для солнечной энергетики. Эти модули в 2 раза превосходят кремниевые по эффективности. Можно только сожалеть, что аналогичный проект начал сейчас реализовываться в Калифорнии, а не в России. Правда, ФТИ участвует в значимом инвестпроекте по созданию тонкопленочной солнечной энергетики в России: уже год при Институте функционирует Научно-технический центр тонкопленочных технологий в энергетике с главной задачей обеспечить поддержку в сфере НИОКР для организации крупного промышленного производства модулей и солнечных энергетических установок в Новочебоксарске.

Основным инструментом развития для прикладной части ФТИ стали крупные проекты в сфере НИОКР в направлениях, где имеется превосходство наших научных школ и востребованность со стороны рынка: госзаказ на конкурсной основе через различные Федеральные целевые программы (ФЦП) и заказы со стороны промышленности, включая оружейно-промышленный комплекс (ОПК). В их числе создание и развитие отечественной солнечной энергетики наземного и космического базирования, гетероструктурной нанофотоники (полупроводниковых лазеров, фотоприемников и светодиодов различного назначения, сенсоров), разработка эффективных энергонакопителей, приборов и устройств импульсной полупроводниковой электроники и широкополосной электроники, новых функциональных и конструкционных материалов.

Выполнение этих проектов позволило удвоить академический бюджет ФТИ и довести его до 1,5 млрд. руб. в 2012 г. Несмотря на это и на то, что ФТИ имеет один из лучших в стране центров коллективного пользования, нам не удалось решить важнейшие задачи технического перевооружения и модернизации технологической инфраструктуры. Дело в том, что бюджет Российской академии наук сегодня носит «кризисный» характер, в котором доля зарплаты составляет 80%. Предложенная Президентом В.Путиным в его ежегодном послании Федеральном собранию еще в 2007 г. программа инновационного развития и технического перевооружения научно-исследовательских институтов, аналогичная принятой ранее такой же национальной программе для университетов, не была реализована. На 1 января 2013 г. износ оборудования в ФТИ составил 84%, а из почти 30000 единиц основного оборудования только 2000 не имеют 100% износа! Именно по этой причине Институту не удалось в полной мере реализовать свой потенциал по части исследований и разработок в сфере НИОКР, в том числе в интересах национальной безопасности.

Обратим внимание на то, что требуемое технологическое и инженерное оборудование в России не производится и крайне дорогое. Так, одна лишь установка для роста эпитаксиальных наноструктур стоит от двух-трех миллионов долларов США. Включать приобретение такого оборудования в затраты на НИОКР практически невозможно, а если и возможно, то затем при постановке на баланс надо заплатить неподъемный налог на прибыль. Наконец, объект НИОКР, как правило, не наноструктура, а чип или даже модуль. Для их изготовления также требуется весьма дорогостоящее оборудование с ценой от сотен миллионов до миллиардов рублей.

Уникальный пилотный проект НИОКР-центра

В интересах модернизации и инновационного развития высокотехнологичного комплекса страны, включая ОПК, был разработан наиболее значимый для страны инвестиционный проект Института – пилотный проект НИОКР-центра ФТИ им. А.Ф. Иоффе. Благодаря поддержке полпреда Президента в СФО И.Клебанова и поручениям Правительства РФ и лично бывшего его Председателем В.Путина, данным в 2010–2011 гг., проект, рассчитанный на 5 лет, начал реализовываться с текущего года в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники на 2008–2013 гг.».

Проект направлен на решение задач обеспечения НИОКРовскими разработками производства новой продукции по 18 направлениям, где имеется лидерство научных школ и разработчиков ФТИ, в таких секторах промышленности как электроника, оптоэлектроника, энергетика и энергосбережение, телекоммуникации, производство новых функциональных и конструкционных материалов, военные вооружения и специальная техника. Ежегодный объем работ НИОКР-центра составит 1,5 млрд. руб. Освоение в промышленном производстве его инновационных разработок приведет к выпуску конкурентноспособной продукции на 10–15 млрд. руб. в год. В результате реализации проекта Институт получит 24000 кв. м новых производственных площадей (включая 4000 кв. м «чистых» комнат), на которых появится 600 современных рабочих мест. Планируемый объем затрат по проекту – 5 млрд. руб. в ценах 2012 г. Современные технологические зоны НИОКР-центра тесно увязаны друг с другом и обеспечивают полные циклы планируемых видов работ.

Проект под угрозой срыва

В проект НИОКР-центра заложено две основных идеи. Первая состоит в том, что для направлений с близким технологическим циклом проектируется создание «под одной крышей» единой инфраструктуры, что позволяет многократно удешевить проект по сравнению со случаем создания независимых технологических центров для каждого из направлений в отдельности. Вторая заключается в том, чтобы снять с бюджета ответственность за обеспечение функционирования НИОКР-центра: он будет работать в режиме самоокупаемости, т.е., полного покрытия операционных затрат за счет средств, получаемых от заказчиков НИОКР. Но именно эти достоинства проекта требуют безусловного финансирования его в полном объеме. Другими словами, главная опасность для проекта, кстати, единственного в ФЦП направленного на модернизацию технологической инфраструктуры, состоит в том, что он уязвим с точки зрения урезания и выполнения своего бюджета.

Опасность эта оказалась вполне реальной. Из-за неправильного написания министерскими чиновниками названия Института (лишние кавычки) в Федеральной адресной инвестиционной программе «зависли» в казначействе 100 млн. руб., предназначенные для проведения в текущем году проектных и изыскательских работ по проекту. Но самое страшное оказалось впереди. Минобрнауки России, ответственное за формирование новой ФЦП на 2014–2020 гг., в одностороннем порядке принял решение о 45%-м сокращении объемов финансирования проекта в 2014–2017 гг. В этом случае, чтобы сохранить общую инфраструктуру, Институт вынужден будет пожертвовать оборудованием для 3/4 направлений, закрыв их. Соответственно уменьшится объем работ НИОКР-центра. Рухнет идея его самоокупаемости, исчезнут микро- и макроэкономическая эффективность и привлекательность. Государство и промышленность потеряют от невыполненных работ в десятки раз больше того, что хотят сэкономить на проекте чиновники, которые не могут не понимать, что без инвестиций в стране не будет инноваций. Разумеется, мы будем бороться за спасение проекта.

Заинтересованность, компетенция, координация

Между тем, по итогам прошлого года России опять не удалось понизить роль сырьевых отраслей в экономике. Почему же усилия руководства страны и таких институтов как Физтех в течение ряда лет не приводят к реальным макроэкономическим сдвигам? Опыт ФТИ показывает, что не хватает заинтересованности промышленности (с началом программы масштабного перевооружения армии такой интерес начал демонстрировать ОПК) и бизнеса, компетенции чиновников министерств и ведомств, законодателей. И самое главное – назрела настоятельная необходимость по примеру других стран-членов БРИКС иметь в России Министерство науки и технологий как высокопрофессиональный межведомственный координационный орган, схожий по функциям с существовавшим у нас в стране ранее ГКНТ, который был бы наделен ответственностью за все системные вопросы развития сферы исследований и разработок.

Информационно-аналитическое издание jjjj№114 2013



ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ХХI ВЕКА - 2013

  ИННОВАЦИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ ШОС
  Юрий АРСКИЙ, академик РАН, директор ВИНИТИ РАН; Руджеро ГИЛЯРЕВСКИЙ, доктор технических наук, профессор
ВИНИТИ РАН – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАНК ИНФОРМАЦИИ И ЗНАНИЙ
  Игорь ФЕДЮКИН, заместитель министра образования и науки Российской Федерации
НАУКА: ИННОВАЦИОННОСТЬ, СИСТЕМНОСТЬ, РАЗВИТИЕ
  Алексей КОМИССАРОВ, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы
МОСКВА – ИННОВАЦИОННАЯ СТОЛИЦА РОССИИ
  Андрей ЗАБРОДСКИЙ, директор ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН, член-корр. РАН
ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН и ГОСУДАРСТВО:ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ КРУПНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta