ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
РОССИЯ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СТАТУС ВЕДУЩЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕРЖАВЫ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
НАШИ БУДУЩИЕ ПРОЕКТЫ В КОСМОСЕ СТАНУТ БОЛЕЕ ПРАГМАТИЧНЫМИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
МЫ ДЕЛАЕМ СТАВКУ НА ИННОВАЦИОННУЮ ЭКОНОМИКУ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ – ПУТЬ К ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
  НАВИТЕХ-2013
  Владимир ПОПОВКИН, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос)
ОТ ИМЕНИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОСМИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА ПРИВЕТСТВУЮ УЧАСТНИКОВ VII МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА ПО СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ!
  НАВИТЕХ-2013
  ГЛОНАСС: ОБЩЕСТВО, НАУКА, КОММЕРЦИЯ
  Алексей АНАНЧЕНКО, Государственный советник РФ 3 класса, к.и.н.
ИННОВАЦИИ – В КООПЕРАЦИИ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА: ПОТЕНЦИАЛ РОСТА БУДЕТ РЕАЛИЗОВАН
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир ШАЛЬНЕВ, председатель Липецкого районного суда Липецкой области
БУКВА ЗАКОНА И СИТУАЦИЯ НА ДОРОГАХ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ПРАВОВОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – ОТ НАЛОГОВ ДО НЕДР
  ПТА-СИБИРЬ 2013
  ИКТ: КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ДОВЕРИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
  ГОСЗАКАЗ - 2013
  ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДОЛЖНО ВЫЗЫВАТЬ СПРОС
  АРХИМЕД-2013
  НЕФТЬ И ГАЗ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2013
  ММЭФ-2013: ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ ОБЩЕСТВА, БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА
  ПРОБЛЕМЫ СИБ: НАУЧНЫЙ И ДЕЛОВОЙ ПОДХОД
  СОДРУЖЕСТВО
  ПРАГМАТИЗМ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
  АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАН СНГ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  ПРОЕКТЫ
  ЩЁЛКОВСКИЙ РАЙОН – ТОЧКА РОСТА ПОДМОСКОВЬЯ
  ОБЩЕСТВО
  НЕМЧИНОВКА. ПОЧТИ МОСКВА
























НАУКА: инновационность, системность, развитие

Игорь ФЕДЮКИН, заместитель министра образования и науки Российской Федерации

Государственная политика в сфере развития науки, высоких технологий направлена на эффективное использование профессионального, и инфраструктурного потенциала современной российской научно-технологической сферы. Но формирование значимого и заметного инновационного сектора российской экономики, реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. требуют не только сохранения достигнутого нами в этой сфере, но и формирования новых элементов, инструментов, форм организации и взаимодействия с российским научным сообществом.

Принцип «двух ключей»

В своей работе, своих планах и действиях мы всегда хотим активно взаимодействовать как с профессиональным сообществом, так и с обществом в целом. Нам важно быть услышанными, понятыми, но и мы хотим знать настроения, желания и оценки людей. Например, совсем недавно, в марте, прошло первое заседание Совета Министерства образования и науки РФ по науке. Возглавил его уважаемый ученый, академик РАН А.Р. Хохлов. Мы создали постоянно действующий совещательный орган при министерстве с широкими полномочиями, вплоть до использования принципа «двух ключей», когда решение принимается министерством только при наличии положительного заключения Совета по науке. Ведь главная цель этого Совета - повышение эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности в научно-технической сфере. Это хорошая форма взаимодействия с профессиональным сообществом, принятия ответственных, взвешенных, эффективных, публичных и убедительных решений.

Модернизация системы аттестации

Государству важно добиться не только сохранения, но и развития системы подготовки и аттестации профессиональных кадров, и кадров высшей квалификации, в частности. Поэтому совсем не случайно одним из важных направлений оздоровления ситуации в этой сфере стала принципиальная борьба с нарушениями в сфере аттестации научных кадров. Проблема эта возникла не вчера, но ее решение откладывалось на неопределенное время, поскольку она не частная, а системная и затрагивает очень многое и очень многих. А нам в министерстве необходимо было найти и выделить главные элементы, главные проблемы, которые, с одной стороны покажут масштаб существующих вызовов, а с другой стороны, всколыхнут общественное обсуждение этих животрепещущих проблем, создадут общественный консенсус поддержки позитивных перемен в этой сфере.

Мы хотим, чтобы не чиновник занимался и решал вопросы научной аттестации, а ответственность брали бы на себя сами профессионалы в этой области, профессиональные организации ученых и сами организации, вузы, где созданы и функционируют диссертационные советы. Наша цель не регламентировать и указывать, а создавать возможности, помогающие реализовать как компетентность, так и достижения (бренд) организации. Репутация должна стать таким же важным элементом регулирования отношений в этой сфере, как и профессионализм. С репутации отдельного ученого начинается репутация и организации, и страны, и, следовательно, наши возможности влиять и определять свое развитие, конкурентоспособность и эффективность.

Вот и сейчас мы сделали очередной шаг в этом направлении, опубликовали для широкого общественного обсуждения проект Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации. И это наша принципиальная позиция – делать системные изменения, принимать решения, опираясь только на весь имеющийся активный потенциал профессионального сообщества и гражданского общества.

Открытость и публичность

Мы очень хорошо понимаем, что наши ученые действительно были перегружены ненужным бумаготворчеством, а исследования - излишним формализмом, отчетностью. Сегодня мы создаем организационные, финансовые, технологические условия для эффективной реализации научного профессионального потенциала ученых и организаций. Например, нами проведен анализ отчетности федерально-целевых программ (ФЦП), после чего на треть было сокращено количество документов, заполняемых исполнителем. Эти программы в этом году завершатся, но наши наработки лягут в основу конкурсной документации новых ФЦП, которые будут запущены в 2014 г. и станут одним из основных инструментов формирования инновационного сектора экономики России.

Такой открытый и публичный характер нашей деятельности мы будем применять и распространять на все сектора научно-технической сферы. В частности, и в реализации федеральных целевых программ и проведении по ним конкурсов. Мы хотим, чтобы наука перестала быть «абстракцией», обрела общественно значимые имена лица, а победы в таких конкурсах оценивались бы и обществом и учеными не как случайность или сговор, а как несомненный и заслуженный итог работы ученых. И такие усилия предпринимаются нами уже сегодня: в конце апреля - начале мая начнется онлайн тестирование проекта «Карты российской науки». Этот проект объединит все публичные сведения о научных публикациях и патентах российских ученых, поможет увязать все источники информации между собой, представить точки роста в российской науке, а также проблемные точки, где необходима помощь и принятие решений со стороны государства.

Информационно-аналитическое издание jjjj№114 2013



ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ХХI ВЕКА - 2013

  ИННОВАЦИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ ШОС
  Юрий АРСКИЙ, академик РАН, директор ВИНИТИ РАН; Руджеро ГИЛЯРЕВСКИЙ, доктор технических наук, профессор
ВИНИТИ РАН – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАНК ИНФОРМАЦИИ И ЗНАНИЙ
  Игорь ФЕДЮКИН, заместитель министра образования и науки Российской Федерации
НАУКА: ИННОВАЦИОННОСТЬ, СИСТЕМНОСТЬ, РАЗВИТИЕ
  Алексей КОМИССАРОВ, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы
МОСКВА – ИННОВАЦИОННАЯ СТОЛИЦА РОССИИ
  Андрей ЗАБРОДСКИЙ, директор ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН, член-корр. РАН
ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН и ГОСУДАРСТВО:ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ КРУПНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta