ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ХХI ВЕКА - 2013
  ИННОВАЦИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ ШОС
  Юрий АРСКИЙ, академик РАН, директор ВИНИТИ РАН; Руджеро ГИЛЯРЕВСКИЙ, доктор технических наук, профессор
ВИНИТИ РАН – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАНК ИНФОРМАЦИИ И ЗНАНИЙ
  Игорь ФЕДЮКИН, заместитель министра образования и науки Российской Федерации
НАУКА: ИННОВАЦИОННОСТЬ, СИСТЕМНОСТЬ, РАЗВИТИЕ
  Алексей КОМИССАРОВ, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы
МОСКВА – ИННОВАЦИОННАЯ СТОЛИЦА РОССИИ
  Андрей ЗАБРОДСКИЙ, директор ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН, член-корр. РАН
ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН и ГОСУДАРСТВО:ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ КРУПНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
  НАВИТЕХ-2013
  Владимир ПОПОВКИН, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос)
ОТ ИМЕНИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОСМИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА ПРИВЕТСТВУЮ УЧАСТНИКОВ VII МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА ПО СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ!
  НАВИТЕХ-2013
  ГЛОНАСС: ОБЩЕСТВО, НАУКА, КОММЕРЦИЯ
  Алексей АНАНЧЕНКО, Государственный советник РФ 3 класса, к.и.н.
ИННОВАЦИИ – В КООПЕРАЦИИ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА: ПОТЕНЦИАЛ РОСТА БУДЕТ РЕАЛИЗОВАН
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир ШАЛЬНЕВ, председатель Липецкого районного суда Липецкой области
БУКВА ЗАКОНА И СИТУАЦИЯ НА ДОРОГАХ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ПРАВОВОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – ОТ НАЛОГОВ ДО НЕДР
  ПТА-СИБИРЬ 2013
  ИКТ: КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ДОВЕРИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
  ГОСЗАКАЗ - 2013
  ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДОЛЖНО ВЫЗЫВАТЬ СПРОС
  АРХИМЕД-2013
  НЕФТЬ И ГАЗ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2013
  ММЭФ-2013: ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ ОБЩЕСТВА, БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА
  ПРОБЛЕМЫ СИБ: НАУЧНЫЙ И ДЕЛОВОЙ ПОДХОД
  СОДРУЖЕСТВО
  ПРАГМАТИЗМ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
  АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАН СНГ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  ПРОЕКТЫ
  ЩЁЛКОВСКИЙ РАЙОН – ТОЧКА РОСТА ПОДМОСКОВЬЯ
  ОБЩЕСТВО
  НЕМЧИНОВКА. ПОЧТИ МОСКВА

























Россия должна сохранить статус ведущей космической державы

Владимир ПУТИН, Президент России

В 2013 г. на финансирование космических программ в России выделено около 181 млрд. руб., рост по сравнению с 2008 г. – более чем в три раза. По общему объему выделяемых средств мы занимаем третье место в мире после Соединенных Штатов и объединенной Европы, а по среднегодовым темпам роста госфинансирования таких программ опережаем ведущие космические державы почти в пять раз.

Безусловно, есть ряд нерешенных проблем, которые тормозят развитие отрасли. Они накопились за те годы, когда страна не имела возможности вкладывать в космос и была вынуждена эксплуатировать советский задел, благо он оказался достаточно серьезным, мощным, позволил нам сохранить сильные позиции. Так, на российских ракетах-носителях «Протон» и «Союз», других ракетах выполняется около 35–40% всех мировых пусков сегодня. И, тем не менее, значительная часть ракетно-космического оборудования значительно устарела, более 80 процентов используемой электронной компонентной базы производится за рубежом. Фактически отсутствуют стимулы и механизмы инновационного развития отрасли.

В основах государственной политики в области космической деятельности на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу должен быть зафиксирован целый ряд приоритетных задач.

Одна из них – это ввод в строй космодрома Восточный. У России должна быть своя надежная национальная площадка для решения всего комплекса задач в области космической деятельности. В соответствии с графиком первые пуски ракет намечены на 2015 г., а в 2020 г. Восточный должен быть введен в эксплуатацию полностью. Это значит, что здесь должны будут запускаться модули орбитальных станций, межпланетные космические средства для изучения и освоения Луны, Марса, других планет.

Космодром должен стать важным звеном аэрокосмической системы России, мощным инновационным центром развития всей страны и Дальнего Востока, способствовать реализации проектов, направленных на решение многих технических и экономических задач, в том числе фундаментальных и прикладных исследованиях в физике, химии, биологии, других областях науки.

Вторая ключевая задача – это опережающее развитие прикладных направлений российской космонавтики. Вы знаете, долгое время приоритет у нас отдавался пилотируемым проектам. В разные годы на них расходовалось от 40 по 58 процентов бюджета космической программы, часто в ущерб другим направлениям. Как следствие, мы отстали от мирового уровня в ряде областей, например, по средствам дистанционного зондирования земли, системам персональной спутниковой связи, регистрации и спасения объектов, терпящих бедствие, и так далее. Заметный отрыв от ведущих космических держав образовался у нас и в технологиях, обеспечивающих программы освоения так называемого глубокого космоса. Конечно, мы должны сохранить все, что было накоплено в пилотируемой части, но необходимо подтянуть и другие направления, которые я только что упомянул.

Третья базовая задача – это реализация перспективных проектов в области ракет-носителей и новых космических аппаратов различного назначения, а также разработка и производство ракетных двигателей, мощность которых на порядок должна превышать мощность действующих.

Особый акцент должен быть сделан на развитие технологической базы, обеспечивающей производство космических средств мирового уровня, а также на создание условий для работы предприятий–операторов космических систем прикладного назначения.

Четвертая приоритетная задача – это наращивание группировки космических аппаратов на орбите. Сегодня российская группировка социально-экономического назначения заметно уступает соответствующим группировкам других космических держав.

Пятая задача. В космическую отрасль нужно активнее привлекать новые научные и инженерные кадры, прежде всего, разумеется, талантливую молодежь, а для этого создавать необходимые условия для профессионального роста, обеспечивать достойную заработную плату, социальные условия, развивать систему научных грантов, кстати сказать, и на космодроме Восточном. Это должна быть не только площадка для пусков ракет, это должен быть научный центр, где мы должны создать условия комфортного проживания людей, безусловно, должен быть хороший медицинский центр, как я уже сказал, научный, спортивный, культурно-развлекательный, так, чтобы люди чувствовали себя комфортно там и стремились там работать, стремились туда приехать на работу.

Ракетно-космическая промышленность относится к наукоемким отраслям. Поэтому особое внимание нужно уделить составу научных работников, имеющих ученые степени.

И, наконец, еще одна принципиальная задача. Мы должны определить структуру управления самой отраслью, которая позволила бы нам достичь поставленных целей. Конечно, у нас соответствующие структуры существуют, но мы всегда в последнее время говорили о необходимости совершенствования этих структур. В принципе, не исключаю, что можно было бы создать министерство космоса.

Пресс-служба Президента России

Информационно-аналитическое издание jjjj№114 2013



ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

  Владимир ПУТИН, Президент России
РОССИЯ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СТАТУС ВЕДУЩЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕРЖАВЫ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
НАШИ БУДУЩИЕ ПРОЕКТЫ В КОСМОСЕ СТАНУТ БОЛЕЕ ПРАГМАТИЧНЫМИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
МЫ ДЕЛАЕМ СТАВКУ НА ИННОВАЦИОННУЮ ЭКОНОМИКУ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ – ПУТЬ К ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta