ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
РОССИЯ ДОЛЖНА СОХРАНИТЬ СТАТУС ВЕДУЩЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕРЖАВЫ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
НАШИ БУДУЩИЕ ПРОЕКТЫ В КОСМОСЕ СТАНУТ БОЛЕЕ ПРАГМАТИЧНЫМИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
МЫ ДЕЛАЕМ СТАВКУ НА ИННОВАЦИОННУЮ ЭКОНОМИКУ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ – ПУТЬ К ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
  ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ХХI ВЕКА - 2013
  ИННОВАЦИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ ШОС
  Юрий АРСКИЙ, академик РАН, директор ВИНИТИ РАН; Руджеро ГИЛЯРЕВСКИЙ, доктор технических наук, профессор
ВИНИТИ РАН – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАНК ИНФОРМАЦИИ И ЗНАНИЙ
  Игорь ФЕДЮКИН, заместитель министра образования и науки Российской Федерации
НАУКА: ИННОВАЦИОННОСТЬ, СИСТЕМНОСТЬ, РАЗВИТИЕ
  Алексей КОМИССАРОВ, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы
МОСКВА – ИННОВАЦИОННАЯ СТОЛИЦА РОССИИ
  Андрей ЗАБРОДСКИЙ, директор ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН, член-корр. РАН
ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН и ГОСУДАРСТВО:ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ КРУПНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
  НАВИТЕХ-2013
  Владимир ПОПОВКИН, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос)
ОТ ИМЕНИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОСМИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА ПРИВЕТСТВУЮ УЧАСТНИКОВ VII МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА ПО СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ!
  НАВИТЕХ-2013
  ГЛОНАСС: ОБЩЕСТВО, НАУКА, КОММЕРЦИЯ
  Алексей АНАНЧЕНКО, Государственный советник РФ 3 класса, к.и.н.
ИННОВАЦИИ – В КООПЕРАЦИИ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир ШАЛЬНЕВ, председатель Липецкого районного суда Липецкой области
БУКВА ЗАКОНА И СИТУАЦИЯ НА ДОРОГАХ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ПРАВОВОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – ОТ НАЛОГОВ ДО НЕДР
  ПТА-СИБИРЬ 2013
  ИКТ: КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ДОВЕРИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
  ГОСЗАКАЗ - 2013
  ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДОЛЖНО ВЫЗЫВАТЬ СПРОС
  АРХИМЕД-2013
  НЕФТЬ И ГАЗ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2013
  ММЭФ-2013: ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ ОБЩЕСТВА, БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА
  ПРОБЛЕМЫ СИБ: НАУЧНЫЙ И ДЕЛОВОЙ ПОДХОД
  СОДРУЖЕСТВО
  ПРАГМАТИЗМ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
  АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАН СНГ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  ПРОЕКТЫ
  ЩЁЛКОВСКИЙ РАЙОН – ТОЧКА РОСТА ПОДМОСКОВЬЯ
  ОБЩЕСТВО
  НЕМЧИНОВКА. ПОЧТИ МОСКВА















В апреле 2013 г. на китайском острове Хайнань состоялась 12-я ежегодная конференция Азиатского форума Боао (АФБ). Участники конференции обсуждали будущее мировой экономики, которой предстоит долгий и тернистый путь трансформации. Тема прошедшего мероприятия «Азия за всеобщее развитие: реструктуризация, ответственность и сотрудничество». В работе конференции АФБ участвовала делегация Торгово-промышленной палаты Российской Федерации во главе с президентом Палаты Сергеем Катыриным.
С.Н.Катырин принял участие в заседании секции «Падение темпов роста на развивающихся рынках». На секции в формате свободной дискуссии обсуждались, в частности, вопросы нового замедления роста мировой экономики, рисков сползания к новой рецессии, что может вызвать падение цен на энергоносители. Такое развитие событий способно создать серьезные риски и для российской экономики. Какие меры реально могут способствовать преодолению зависимости от сырьевого экспорта? Как в этой связи может сказаться вступление России в ВТО? Способна ли российская экономика наращивать темпы роста, какие меры для этого будут предприняты? Свою оценку ситуации дал и Сергей Катырин.

Российская экономика: потенциал роста будет реализован

Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ

Экономический рост в России пока носил восстановительный характер. В дальнейшем он будет идти за счет увеличения внутреннего потребительского и инвестиционного спроса при усилении тенденции к импортозамещению.

Основные меры на пути модернизации экономики

В настоящее время от 30 до 50% экономического роста в России обеспечивается экспортом энергоносителей. Для модернизации российской экономики и ослабления ее зависимости от природных ресурсов можно выделить следующие основные меры: стимулирование несырьевого экспорта, развитие высокотехнологичных отраслей, совершенствование делового климата, повышение эффективности и прозрачности государственного управления, модернизация ключевых отраслей промышленности и оборонного комплекса, борьба с коррупцией, развитие интеграционных процессов.

Поддержка высокотехнологичного сектора

Среди основных задач развития российской экономики – поддержка высокотехнологичного сектора. За последние четыре года был предпринят ряд шагов, направленных на модернизацию и инновационное развитие страны. Создан комплекс институтов развития инновационной экономики, принят закон о создании малых инновационных предприятий при ВУЗах, разработана Стратегия инновационного развития российской экономики, законодательно снижены административные барьеры для инновационных компаний, запущены технологические платформы, объединяющие образование, науку, бизнес, а также пилотные программы по поддержке и развитию инновационных кластеров в российских регионах.

В ближайшие годы в экономике серьезно возрастет доля инновационных отраслей и высокотехнологичного экспорта, существенно повысятся расходы на НИОКР. Однако сами по себе «денежные вливания» не дадут необходимого эффекта. Необходимо повысить эффективность и доступность институтов развития, расширить участие малого и среднего бизнеса в программах инновационного развития госкомпаний, ввести льготные режимы для инновационных компаний и стимулировать внедрение инноваций.

Сегодня Россия реализует комплексный подход по разработке системы мер поддержки выхода российских компаний на зарубежные рынки. По оценкам, доля начинающих организаций-экспортеров (в общем числе зарегистрированных малых и средних предприятий) превысит в результате в 2015 году 20%. С 2011 года работает Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. К 2020 году планируется увеличение доли высокотехнологичного экспорта более чем в 2 раза, а доли высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП страны – в 1,5 раза.

Как улучшить деловой климат?

До сих пор одним из уязвимых мест российской экономики является деловой климат. В рейтинге Всемирного банка Doing business Россия сегодня находится на 112?м месте из 183. Поэтому одна из важных задач – радикальное улучшение делового климата. Какие меры для этого предпринимаются? В частности, ведется работа по реализации «Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации». Оптимизируются системы таможенного и налогового регулирования. Расширяется доступ к госзаказу в рамках Федеральной контрактной системы. Принимаются меры по искоренению дискриминации бизнеса в доступе к имущественным и земельным ресурсам. Совершенствуется система обеспечения безопасности ведения бизнеса, прежде всего в рамках укрепления судебно-правовой и правоохранительной систем.

Деловое сообщество активно поддержало антикоррупционную работу властей страны. Крупнейшие общественные объединения предпринимателей страны – ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия» и «ОПОРА России» в сентябре 2012 г. подписали Антикоррупционную хартию российского бизнеса. Также создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена), формируются его региональные представительства. Повышается эффективность и прозрачность государственного управления.

Выход на зарубежные рынки

С целью поддержки несырьевого экспорта в стране создается система мер для обеспечения выхода российских компаний на зарубежные рынки, разрабатываются «дорожные карты» по поддержке российского экспорта. Важную роль в этом должно сыграть Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (работает с 2011 г.), которое призвано оказывать страховую поддержку экспорта товаров и услуг российского производства, способствовать развитию современной системы финансирования экспорта, а также оказывать страховую поддержку российских инвестиций за рубежом.

По оценкам, доля начинающих организаций-экспортеров (в общем числе зарегистрированных малых и средних предприятий) превысит в результате в 2015 г. 20%. К 2020 г. планируется увеличение доли высокотехнологичного экспорта более чем в 2 раза, а доли высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП страны – в 1,5 раза.

Присоединение России к ВТО

Это значительный шаг на пути к интеграции в систему мировых связей, однако оценивать последствия этого пока преждевременно. Присоединение к ВТО расширяет возможности международной интеграции не только России, но и всего Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.

В присоединении России к ВТО есть свои издержки. Например, по прогнозам Министерства экономического развития РФ, объем выпадающих доходов бюджета из-за вступления в ВТО в 2015 г. оставит 300 млрд. руб. при снижении среднего уровня тарифной защиты с нынешних 9,6 до 6%.

В то же время Россия будет настаивать на отмене тех мер по ограничению экспорта, которые были введены против ее экспортеров до вступления в ВТО. По имеющимся оценкам, объем таких ограничений оценивается примерно в 2 млрд. долл.

При содействии Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ

СПРАВКА. Азиатский форум Боао (АФБ) был создан в феврале 2001 г. на учредительной конференции, в которой приняли участие представители 26 стран. АФБ – это действующая на постоянной основе неправительственная некоммерческая международная региональная организация (штаб-квартира в Боао). Она призвана содействовать созданию, как сказано в учредительных документах, «процветающей, стабильной, гармоничной, самодостаточной и мирно сосуществующей с другими регионами мира новой Азии», и реализации целей социально-экономического развития путем предоставления площадки для диалога между представителями политических, общественных, научных и деловых кругов разных стран мира.

Информационно-аналитическое издание jjjj№114 2013



ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС

  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА: ПОТЕНЦИАЛ РОСТА БУДЕТ РЕАЛИЗОВАН

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta