КОСМОС – ДЛЯ ЖИЗНИ, ДЛЯ ЛЮДЕЙ!
  В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
  Вячеслав БЕЗБОРОДОВ, генеральный директор ОАО «НПК «РЕКОД»
КОРПОРАЦИЯ «РЕКОД»: КОМПЛЕКСНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  Николай ТЕСТОЕДОВ, генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (ОАО «ИСС»)
ИННОВАЦИИ – ЭТО ПРЕВРАЩЕНИЕ ЗНАНИЙ В ДЕНЬГИ
  КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ: КАК РЕГУЛИРОВАТЬ И УПРАВЛЯТЬ?
  ФКП «НИЦ РКП»: СВЫШЕ 60 ТЫСЯЧ ИСПЫТАНИЙ
  Леонид ШАЛИМОВ, генеральный директор ФГУП «Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова» (ФГУП «НПО автоматики»)
ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
  Владимир ПОПОВКИН, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос)
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ!
  Михаил КОРКУНОВ, директор ФГУП ОКБ «Факел»
ДВИГАТЕЛИ ОКБ «ФАКЕЛ»: ВЫСОКАЯ НАДЕЖНОСТЬ И ДОЛГОСРОЧНАЯ ГАРАНТИЯ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
АВИАСТРОЕНИЕ: ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
  Ефим МЕЖИРИЦКИЙ, генеральный директор НПЦАП, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Премии Правительства РФ, акад. РАКЦ, д.т.н.
ПОЛВЕКА НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Борис ШУСТОВ, чл.-корр. РАН, директор Института астрономии РАН, председатель экспертной группы по космическим угрозам при Совете по космосу РАН
ВОЗМОЖНО ЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ КОСМИЧЕСКИМ УГРОЗАМ?
  Юрий ВОРОБЬЕВ, заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕРЕЗ МОДИФИКАЦИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  Владимир ПУЧКОВ, министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ ПО ПАРИРОВАНИЮ УГРОЗ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Михаил АБЫЗОВ, министр РФ, председатель Совета по государственно-частному партнерству при ВПК при Правительстве РФ
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОПК
  Александр ШОХИН, президент РСПП
СОКРАЩЕНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА БИЗНЕС – НАШ КЛЮЧЕВОЙ ТЕЗИС
  МИР
  ЕВРОПА: ВРЕМЯ ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ
  ТЕХНОЛОГИИ
  МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2013»
  ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА «НАВИТЕХ»
  КОНКУРЕНЦИЯ ТРЕБУЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ
  МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «ИНТЕРПОЛИТЕХ»
  ОБЩЕСТВО
  С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

























Пять уроков прошлого для новой индустриализации

Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ

20 марта 2013 г. в Москве, в Доме Правительства, состоялась военно-промышленная конференция «Актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации», посвященная 60-летию создания Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ. Пленарное заседание конференции прошло под председательством вице-премьера Д.О. Рогозина.

Результатом нашей работы будет не только стабильная и своевременная поставка в войска всего необходимого для их перевооружения, но в целом результатом должна стать новая индустриализация России. И сделать это без учета опыта работы советского ВПК, оборонных отраслей советской промышленности, без извлечения и усвоения уроков прошлого периода невозможно.

Урок первый – это успешный опыт применения принципа программно-целевого планирования. В период с 1963 по 1990 г. в Советском Союзе была отстроена четкая система организации взаимодействия между Министерством обороны и промышленностью по концептуальным вопросам создания вооружения, военной и специальной техники на основе программно-целевого планирования. Она предусматривала прогноз развития ВВСТ (вооружение, военная и специальная техника) вероятного противника, оценку научно-технических и производственных возможностей отечественной промышленности, формирование долгосрочной программы создания вооружения, военной и специальной техники и составление перечня необходимых НИР и ОКР. Эта работа выполнялась совместными усилиями – предприятиями промышленности под руководством головных НИИ и институтов Министерства обороны. При этом промышленность в большей мере акцентировала внимание на научно-техническом и промышленном потенциале, тогда как институты Минобороны развивали стратегию и тактику предотвращения угроз со стороны вероятного противника. Информация обеих сторон процесса интегрировалась на верхних этажах государства, где и принималось окончательное решение.

Тактико-технические задания на образцы вооружения и военной техники, все этапы проектов образцов проходили обязательную экспертизу в головных институтах оборонных отраслей, что позволяло находить разумный компромисс между возможным и желаемым. После 1991 г. решение концептуальных вопросов прогнозирования, создания вооружения и военной техники было полностью передано военному ведомству. К сожалению, и поныне система бюджетирования во многом предусматривает разделение установленного военного бюджета между видами вооруженных сил с предоставлением командованию видами права распределения средств в интересах своего вида. Такой способ подготовки оборонного бюджета не эффективен.

Второй извлеченный урок – нам надо действительно разобраться с угрозами на стратегических направлениях, четко определить, кто и какой у нас вероятный противник, и оформить такие сочетания Вооруженных сил и военно-технических средств, которые смогут воспрепятствовать этим угрозам как симметрично, так и асимметрично. Только после этого можно понять, какие Вооруженные силы нам предстоит построить, какова при этом миссия конкретного вида Вооруженных сил, какие военно-технические решения искать и какие исследования заказывать.

Третий урок состоит в том, что наши отцы оставили нам фундаментальную науку и 30-летний научно-технический задел, который позволяет до сих пор черпать в нем знания и технологии для создания современных вооружений, но его запасы стремительно тают. Теперь уже нам надлежит заложить в закрома родины интеллектуальное богатство нашей науки и конструкторской мысли. Надо немедленно восстановить методологию создания образцов вооружения и военной техники, при которой ход разработки конкретного образца можно проследить от проведения фундаментальных исследований через прикладные и опытно-конструкторские работы до серийного производства.

Первым этапом на пути решения этой проблемы могла бы стать реализация подготовленной РАН и научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии программы фундаментальных и поисковых работ в интересахобороны и безопасности. Организационно данную программу мы планируем реализовать в рамках ФЦП ОПК, с тем чтобы ее заказчиками от промышленности были генеральные конструкторы, а научные институты обеспечивали бы ее реализацию, создавая задел на будущее.

Четвертый урок – кадры решают все. Кадровая проблема в ОПК сейчас является главной. От того, как и когда она будет решена, зависит реализация всей нашей политики по развитию ОПК. В последнее время у нас появились первые поводы для осторожного оптимизма. На финишной прямой находится работа над проектом программы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров на период 2013–2020 гг. Ее реализация предусматривает софинансирование при подготовке кадров со стороны ведущих организаций оборонно-промышленного комплекса. На особом контроле Правительства и его ВПК находится вопрос создания системы дополнительного профессионального образования.

Пятый урок – это урок математики. В целях эффективного выполнения ФЦП ОПК и снижения негативного влияния финансовых пиков правительством оперативно реализуются меры государственной поддержки тех организаций оборонки, которые осуществляют инвестиционные проекты.

Федеральным бюджетом предусмотрены госгарантии в 2013 г. на реализацию проекта ФЦП ОПК с использованием кредитов на сумму 31,5 млрд. руб. и субсидий в размере 441,6 млн. руб. Дополнительно в соответствии с решением Правительства РФ организациям ОПК предоставляются субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и Внешэкономбанке на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции. В федеральном бюджете на эти цели в 2013–2015 гг. зафиксировано 3 млрд. руб.

В интересах создания производства нового поколения вооружения и военной техники мы будем разжигать конкуренцию в конструкторской мысли и технологическом исполнении заказа, активно завлекая в реализацию гособоронзаказа частный национальный капитал. В Военно-промышленной комиссии нами создан Совет по государственно-частному партнерству.

Президент России Владимир Владимирович Путин поставил перед Правительством и промышленностью задачу обеспечить Вооруженные силы страны современной и ультрасовременной техникой. Реализацию поставленной задачи мы решили увязать с новой программой вооружений, ГПВ 2016–2025, в которой планирование перспективных образцов станет возможным лишь после проведения необходимых материаловедческих, технологических, производственных и других НИР. Они и определят полный спектр возможностей государства.

Фундаментальная наука должна стать повитухой, повивальной бабкой промышленности, готовой принять роды новой индустриальной России. Горизонт научного задела должен быть раздвинут с трех-пяти лет, как сейчас, на 20–30 лет вперед. Не стоит бежать за мощной спиной преуспевающего и самодовольного супостата, надо смело резать угол и кратчайшим путем выходить к цели. И помните – мы одной крови. Инженер, конструктор, рабочий – класс творцов, интеллигентов-тружеников. На вас вся надежда будущей великой страны.

Информационно-аналитическое издание jjjj№111 2013



ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

  Владимир ПУТИН, Президент России
АРМИЯ И ОПК ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ В ОДНОЙ СВЯЗКЕ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
МОДЕРНИЗАЦИЯ НА МАРШЕ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
ПЯТЬ УРОКОВ ПРОШЛОГО ДЛЯ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России
ПОДДЕРЖКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ УСИЛИТСЯ
  Иван МАРКОВ, председатель Липецкого областного суда
КУРС НА ОТКРЫТОСТЬ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta