ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
АРМИЯ И ОПК ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ В ОДНОЙ СВЯЗКЕ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
МОДЕРНИЗАЦИЯ НА МАРШЕ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
ПЯТЬ УРОКОВ ПРОШЛОГО ДЛЯ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России
ПОДДЕРЖКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ УСИЛИТСЯ
  Иван МАРКОВ, председатель Липецкого областного суда
КУРС НА ОТКРЫТОСТЬ
  КОСМОС – ДЛЯ ЖИЗНИ, ДЛЯ ЛЮДЕЙ!
  В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
  Вячеслав БЕЗБОРОДОВ, генеральный директор ОАО «НПК «РЕКОД»
КОРПОРАЦИЯ «РЕКОД»: КОМПЛЕКСНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  Николай ТЕСТОЕДОВ, генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (ОАО «ИСС»)
ИННОВАЦИИ – ЭТО ПРЕВРАЩЕНИЕ ЗНАНИЙ В ДЕНЬГИ
  КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ: КАК РЕГУЛИРОВАТЬ И УПРАВЛЯТЬ?
  ФКП «НИЦ РКП»: СВЫШЕ 60 ТЫСЯЧ ИСПЫТАНИЙ
  Леонид ШАЛИМОВ, генеральный директор ФГУП «Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова» (ФГУП «НПО автоматики»)
ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
  Владимир ПОПОВКИН, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос)
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ!
  Михаил КОРКУНОВ, директор ФГУП ОКБ «Факел»
ДВИГАТЕЛИ ОКБ «ФАКЕЛ»: ВЫСОКАЯ НАДЕЖНОСТЬ И ДОЛГОСРОЧНАЯ ГАРАНТИЯ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
АВИАСТРОЕНИЕ: ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
  Ефим МЕЖИРИЦКИЙ, генеральный директор НПЦАП, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Премии Правительства РФ, акад. РАКЦ, д.т.н.
ПОЛВЕКА НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Борис ШУСТОВ, чл.-корр. РАН, директор Института астрономии РАН, председатель экспертной группы по космическим угрозам при Совете по космосу РАН
ВОЗМОЖНО ЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ КОСМИЧЕСКИМ УГРОЗАМ?
  Юрий ВОРОБЬЕВ, заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕРЕЗ МОДИФИКАЦИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  Владимир ПУЧКОВ, министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ ПО ПАРИРОВАНИЮ УГРОЗ
  МИР
  ЕВРОПА: ВРЕМЯ ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ
  ТЕХНОЛОГИИ
  МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2013»
  ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА «НАВИТЕХ»
  КОНКУРЕНЦИЯ ТРЕБУЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ
  МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «ИНТЕРПОЛИТЕХ»
  ОБЩЕСТВО
  С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?













Государственно-частное партнерство в ОПК

Михаил АБЫЗОВ, министр РФ, председатель Совета по государственно-частному партнерству при ВПК при Правительстве РФ

Контроль за себестоимостью на всех этапах производства – это критерий не командной экономики, а рыночной, поэтому при модернизации ОПК необходимо учесть и применить, в том числе, опыт современного российского бизнеса, который был накоплен за последние 20 лет.

Амбициозная задача

На реализацию Государственной программы вооружения (ГВП) до 2020 г. выделено не только 20 трлн. руб. на госзаказ, но и более 3 трлн. руб. на перевооружение предприятий ОПК. Председатель Правительства Д.А.Медведев и вице-премьер Д.О.Рогозин поставили перед нами очень амбициозную задачу: к 3 трлн. руб. на модернизацию ОПК, которые выделяет государство, привлечь еще 3 трлн. руб. негосударственных инвестиций, состоящих из прямых инвестиций частного сектора и из инвестиций за счет заемного капитала.

Это крайне амбициозная задача с учетом того, что инвестиции необходимо реализовать до истечения самой программы ГПВ, которая предусмотрена до 2020 г. Таким образом, их освоение предполагается – и очевидно необходимо – в срок максимум в 2017 г. Тогда можно будет рассчитывать, что на современно оснащенных производствах мы и произведем бо?льшую часть государственного оборонного заказа. То есть времени у нас осталось слишком мало.

Совет: основные акценты

В августе 2012 г. Президентом было определено одним из важнейших условий развития оборонно-промышленного комплекса совершенствование механизмов государственно-частного партнерства. Для этого при Военно-промышленной комиссии был создан Совет. В него вошли более 100 представителей бизнеса, а также государственных структур. Работа построена и разделена на 10 групп по направлениям. Приняты на сегодняшний день детальные программы работы Совета на 2013 г. по каждой из групп.

Основными акцентами для нас будет подготовка новой современной нормативно-правовой базы, регламентирующей применение механизмов государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе, в частности, распространение сферы применения проекта ФЗ «О государственно-частном партнерстве в Российской Федерации». Правительство две недели тому назад приняло проект этого закона, и мы надеемся на его скорейшее принятие Госдумой. Без этого нового закона о ГЧП невозможно эффективное привлечение инвестиций.

Второе направление – это анализ регулирующих и контрольно-надзорных функций органов государственной власти по отношению к разработчикам и производителям продукции ОПК.

Третье – вопрос доступности информации в ее открытой части, в том числе в формате открытых данных, об имеющихся потребностях ОПК в новой продукции и государственном заказе на длительную перспективу. В этом отношении и с Министерством обороны наша работа строится, и с Военно-промышленной комиссией. Здесь, что называется, есть серьезные подвижки.

Четвертое направление – обеспечение контроля за эффективностью расходования средств на реализацию государственного оборонного заказа. Что уже сделано? Советом одобрена концепция применения механизмов ГЧП в ОПК, которая нами была разработана совместно с Министерством промышленности и торговли, одобрена членами Совета, и она будет, что называется, надстраиваться в течение 2013 г. исходя из практики применения этой концепции. Мы приступили к обсуждению и в целом одобрили, и уверен, что до конца марта поставим точку в обсуждении проекта порядка создания вооружения и специальной техники за счет средств организаций и частных инвесторов в инициативном порядке. На сегодняшний день соответствующего регламента не было, и инициативные разработки фактически оставались вне правового поля.

О проблемах

Что касается проблем по государственно-частному партнерству, его развития в сфере оборонно-промышленного комплекса, я бы выделил из них ключевые шесть. 1. Лицензирование по ряду направлений работы в оборонке занимает очень много времени и ресурсов. 2. Доступ для использования НИР и ОКР компаниями с частным капиталом. 3. Доступность полигонов для отработки испытаний новой техники. 4. Доступность капитала для создания новых производств. 5. Гарантированный госзаказ, который должен быть сроком более 10 лет. 6. Решение вопроса прав на интеллектуальную собственность и разработки.

Задачи 2013

Задачи, которые ставит перед собой Совет в 2013 г., заключаются в следующем. Совершенствование нормативно-правовой базы. Развитие кооперации и привлечение частных компаний на втором уровне кооперации – на уровне суб-подрядов. Это серьезный инструмент снижения себестоимости. Поддержка пилотных проектов по созданию и производству новых головных образцов, производимых с участием частного капитала. Примеры этому есть. Это опыт по созданию бронемашин группой «Базэл», новое стрелковое вооружение – и ОРСИС, и «Стриж». Нам нужны истории успеха. Нам нужны те, на кого надо будет равняться при развитии военно-промышленного комплекса и привлечении частного капитала.

Следующая задача – использование механизмов ГЧП при реализации госинвестиций в переоснащение основных фондов оборонного комплекса. Как сделать так, чтобы инвестиции были доступны и понятны для участия в их реализации частных компаний? Я имею в виду строительство, покупку новых технологий отечественного производства. Или мы будем покупать все станки за рубежом? Если и дальше так пойдет дело, то в основном переоснащение наших основных фондов будет происходить за счет импортного оборудования, а это 3 трлн. руб. – существенные деньги российского бюджета.

Нам есть что масштабировать

Масштабирование лучших практик и позитивного опыта – это фокус Совета, на 2013 год. Нам есть что масштабировать. Сегодня государственно-частное партнерство развивается в том числе и с участием государственных корпораций. В частности, государственная корпорация «Росатом» развивает несколько проектов с привлечением частных компаний, «Ростехнологии» развивают несколько таких проектов. Нам надо, собственно говоря, этот опыт масштабировать, демонстрировать и делать из него тоже своеобразную историю успеха, показательную для привлечения сюда частного отечественного капитала. Тогда, я уверен, задачи, которые стоят перед оборонно-промышленным комплексом, будут выполнены.

Информационно-аналитическое издание jjjj№113 2013



ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС

  Михаил АБЫЗОВ, министр РФ, председатель Совета по государственно-частному партнерству при ВПК при Правительстве РФ
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОПК
  Александр ШОХИН, президент РСПП
СОКРАЩЕНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА БИЗНЕС – НАШ КЛЮЧЕВОЙ ТЕЗИС

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta