ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
АРМИЯ И ОПК ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ В ОДНОЙ СВЯЗКЕ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
МОДЕРНИЗАЦИЯ НА МАРШЕ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
ПЯТЬ УРОКОВ ПРОШЛОГО ДЛЯ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России
ПОДДЕРЖКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ УСИЛИТСЯ
  Иван МАРКОВ, председатель Липецкого областного суда
КУРС НА ОТКРЫТОСТЬ
  КОСМОС – ДЛЯ ЖИЗНИ, ДЛЯ ЛЮДЕЙ!
  В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
  Вячеслав БЕЗБОРОДОВ, генеральный директор ОАО «НПК «РЕКОД»
КОРПОРАЦИЯ «РЕКОД»: КОМПЛЕКСНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  Николай ТЕСТОЕДОВ, генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (ОАО «ИСС»)
ИННОВАЦИИ – ЭТО ПРЕВРАЩЕНИЕ ЗНАНИЙ В ДЕНЬГИ
  КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ: КАК РЕГУЛИРОВАТЬ И УПРАВЛЯТЬ?
  ФКП «НИЦ РКП»: СВЫШЕ 60 ТЫСЯЧ ИСПЫТАНИЙ
  Леонид ШАЛИМОВ, генеральный директор ФГУП «Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова» (ФГУП «НПО автоматики»)
ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
  Владимир ПОПОВКИН, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос)
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ!
  Михаил КОРКУНОВ, директор ФГУП ОКБ «Факел»
ДВИГАТЕЛИ ОКБ «ФАКЕЛ»: ВЫСОКАЯ НАДЕЖНОСТЬ И ДОЛГОСРОЧНАЯ ГАРАНТИЯ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
АВИАСТРОЕНИЕ: ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
  Ефим МЕЖИРИЦКИЙ, генеральный директор НПЦАП, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Премии Правительства РФ, акад. РАКЦ, д.т.н.
ПОЛВЕКА НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Михаил АБЫЗОВ, министр РФ, председатель Совета по государственно-частному партнерству при ВПК при Правительстве РФ
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОПК
  Александр ШОХИН, президент РСПП
СОКРАЩЕНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА БИЗНЕС – НАШ КЛЮЧЕВОЙ ТЕЗИС
  МИР
  ЕВРОПА: ВРЕМЯ ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ
  ТЕХНОЛОГИИ
  МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2013»
  ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА «НАВИТЕХ»
  КОНКУРЕНЦИЯ ТРЕБУЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ
  МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «ИНТЕРПОЛИТЕХ»
  ОБЩЕСТВО
  С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
















Возможно ли противодействовать космическим угрозам?

Борис ШУСТОВ, чл.-корр. РАН, директор Института астрономии РАН, председатель экспертной группы по космическим угрозам при Совете по космосу РАН

Одно из главных условий выживания и успешного развития человечества – умение прогнозировать наиболее существенные риски и способность парировать угрозы, связанные с этими рисками. Это важнейшая задача науки и техники. Развитие человеческой цивилизации сопровождается углублением понимания и мира, в котором мы живем, и самого человека. При этом выявляются новые, ранее неизвестные угрозы. К таким относятся, в частности, угрозы из космоса.

К наиболее серьезным космическим угрозам относят следующие.

Астероидно-кометная опасность (АКО) – угроза столкновения Земли с малыми телами Солнечной системы с причинением серьезного ущерба населению планеты вплоть до уничтожения человечества. Недавнее событие в небе над Челябинском как будто специально подчеркнуло актуальность проблемы.

Космический мусор – катастрофическое техногенное засорение ближнего космоса, представляющее угрозу сокращения или даже прекращения космической деятельности человечества.

Космическая погода – плохо прогнозируемые изменения активности Солнца, представляющие угрозу серьезных потерь, прежде всего в сфере производственной деятельности (в энергетике, связи и др.).

Проблемы АКО: от идеологии к закону

В наше время решение проблемы АКО уже рассматривается как одна из важных практических задач, стоящих перед человечеством. В России в последние годы отмечается возрастающая активность по изучению проблемы АКО уже не только в научно-технической среде, но и в структурах государственной власти.

Для координации исследований в этом направлении при Совете РАН по космосу создана Экспертная рабочая группа по космическим угрозам, в состав которой вошли эксперты – представители организаций и учреждений РАН, Роскосмоса, МОН (+МГУ), МЧС, Росатома, МО и других заинтересованных ведомств и организаций. Группой подготовлен проект (концепция) программы федерального уровня «Создание Российской системы противодействия космическим угрозам», который был представлен в Роскосмос. Конечно, это лишь идеологический документ, в котором обрисована проблема, описано состояние дел в мире и в России и указаны пути решения проблемы. Если концепция будет принята, она станет базой для разработки детального плана (программы) работ по этому направлению.

Сама программа – это уже другой уровень, это очень конкретный и детальный документ, имеющий уровень закона. Для разработки составляющих элементов такой программы нужны, конечно, усилия многих специалистов различных отраслей. Начать можно с создания ведомственных рабочих групп по направлениям, но для координации разработки и тем более осуществления программы совершенно необходим координирующий орган, определенный на федеральном уровне.

Практические задачи

Выделяют следующие основные составляющие проблемы АКО (как и проблемы космического мусора), требующие практического решения:
• обнаружение (выявление) всех опасных тел;
• определение степени угрозы (оценка рисков) и принятия решений;
• противодействие и уменьшение ущерба.

Первоочередная задача – решение проблемы обнаружения опасных небесных тел. Ситуация здесь очень острая. Достаточно сказать, что количество тел, сравнимых, или превышающих по размерам Тунгусское тело, и являющихся потенциально опасными в смысле столкновения с Землей на разумном (сто–двести лет) временном интервале, оценивается не менее чем в 200–300 тыс., а открыто их пока не более 2%! Это, кстати, означает, что неожиданное появление опасных тел вблизи Земли – не исключение, а типичная ситуация, и на принятие мер по противодействию и уменьшению ущерба может быть очень мало времени.

Почему же мы так мало информированы? Дело в том, что обычные даже самые крупные астрономические телескопы для массового (т.е. не менее 90% от общего числа) обнаружения опасных небесных тел непригодны. Нужны специальные широкоугольные телескопы достаточно большого диаметра (около 2 м). Такие телескопы существенно сложнее и дороже обычных, но они необходимы. Пока работает только один (в США). По специальным программам строятся мощные инструменты в США и Европе.

В России таких инструментов нет, но есть надежда, что общими усилиями они будут созданы. Необходима поддержка! Как минимум нужно закончить строительство и ввести в строй наземный телескоп АЗТ-33ВМ, строящийся в районе Байкала в обсерватории Монды Института солнечно-земной физики СО РАН. Некоторая финансовая поддержка РАН и Роскосмоса есть, но она недостаточна. Речь идет об относительно небольшой необходимой для завершения сумме (порядка 0,5 млрд. руб.), но и это деньги.

Конечно же, нужно создавать инструменты космического базирования. Они много дороже, но только с такими инструментами можно надеяться обнаруживать опасные тела, приходящие с дневного неба. 25 февраля с.г. был запущен канадский спутник NEOSSat для обнаружения крупных астероидов на дневном небе. Это лишь первая ласточка. В мире прорабатывается несколько проектов систем обнаружения космического базирования. В России в этом направлении ведутся НИР. Есть приглашения к международной кооперации.

Необходима системная координация

Для изучения обнаруженных опасных тел можно и нужно использовать уже имеющиеся средства, не исключая, конечно, создания новых. Главная проблема здесь – обеспечить системную координацию как на внутрироссийском, так и на международном уровне. Примерно те же проблемы и в сфере создания инструментов для выявления и мониторинга опасных объектов космического мусора.

В России в структуре МО действует система контроля космического пространства (СККП). Она работает успешно, но круг поставленных задач, естественно, ограничен. Никаких работ по проблеме АКО в рамках СККП не ведется. Проблема космического мусора также остается в основном за рамками СККП. Выполняются отдельные проекты в системе Роскосмоса (например, АСПОС), ведутся НИР по линии Роскосмоса и РАН, есть активные университетские группы (прежде всего в МГУ), но их работа мало координирована. Важно связать множество различных инструментов и групп в единую национальную систему, координируемую из логически единого, хотя и, возможно, физически распределенного, информационно-аналитического центра.

Первый шаг в этом направлении сделан. По заказу Роскосмоса выполнен системный проект, целью которого является проработка предложений по развитию существующих и созданию перспективных средств измерений, наблюдения и контроля космического пространства в интересах информационного обеспечения единой системы предупреждения и парирования космических угроз.

Прокомментирую ситуацию с двумя другими направлениями работ по проблеме АКО: оценка рисков и технологии принятия решений и проблема противодействия и уменьшения ущерба. Конечно, ведутся исследования и по этим направлениям. Здесь особо важна роль МЧС, а в последнем направлении также и МО. Есть много предложений, в том числе весьма масштабных, но все они требуют более глубокой научно-технической проработки и взвешенного технико-экономического обоснования. Например, есть очень громкие предложения по противодействию столкновениям с помощью кинетического или ядерного оружия. Мы проанализировали такие предложения, в частности, с точки зрения эффективности современных и перспективных российских средств доставки механизмов отклонения или разрушения. Гарантированных решений здесь пока нет.

Международная кооперация

Проблема АКО глобальная по своей природе, и для ее решения совершенно необходима эффективная международная кооперация. В мире работы по решению проблемы АКО ведутся с нарастающей интенсивностью.

В США уже 15 лет выполняется государственная программа, направленная на поиск и изучение опасных небесных тел. Регулярная составляющая финансирования была 20 млн. долл. в год, а с 2013 г. – 60 млн.долл. Готовится десятилетняя целевая программа обнаружения опасных небесных тел с применением наземных и космических телескопов стоимостью до 2 млрд. долл. По программам предотвращения и уменьшения ущерба информации меньше. Надеемся получить новые сведения на конференции по планетарной защите, которая состоится в апреле в Аризоне (США).

В Европе в 2009 г. начата долгосрочная программа «Контроль ситуаций в космосе» («Space Situational Awareness» – SSA). Программа включает три направления:
• контроль космического пространства (включая космический мусор);
• объекты, сближающиеся с Землей;
• космическая погода.

При ООН в 2001 г. была создана Группа действия 14 (UN COPUOS Action Team 14) по проблеме «Объекты, сближающиеся с Землей». Россия участвует в работе группы. В 2013 г. вниманию ООН представлен разработанный группой документ, регламентирующий принципы взаимодействия государств при организации работ по проблеме АКО.

Мир движется к созданию международной системы парирования космических угроз. Россия не должна оставаться в стороне. Здесь особо важна роль МИД.

Мы полагаем, что основной подход состоит в том, что для эффективного участия в международной кооперации Россия должна иметь и проводить собственную Программу создания системы противодействия космическим угрозам. Только тогда Россия может достойно участвовать в международной кооперации, защищая при этом свои интересы.

Не нужно также забывать, что технологии, необходимые для решения проблемы противодействия космическим угрозам, имеют вполне понятное двойное назначение.

В качестве выводов

1. Проблемы космических угроз реальны, в мире ими занимаются всерьез, и Россия не может остаться в стороне от общего развития.
2. Координация со стороны государства – необходимое условие в реалиях России. Важно обеспечить эффективное взаимодействие министерств и ведомств.
3. Для эффективной работы нужна программа федерального уровня. Проект концепции такой программы выполнен.
4. Системный проект, выполненный по заказу Роскосмоса, – важный конкретный шаг к созданию единой системы предупреждения и парирования космических угроз.

Я по природе оптимист и считаю, что можно надеяться на создание системы парирования космических угроз в России и на полноценное участие нашей страны в создании соответствующей мировой системы.

Информационно-аналитическое издание jjjj№113 2013



БЕЗОПАСНОСТЬ

  Борис ШУСТОВ, чл.-корр. РАН, директор Института астрономии РАН, председатель экспертной группы по космическим угрозам при Совете по космосу РАН
ВОЗМОЖНО ЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ КОСМИЧЕСКИМ УГРОЗАМ?
  Юрий ВОРОБЬЕВ, заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕРЕЗ МОДИФИКАЦИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  Владимир ПУЧКОВ, министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ ПО ПАРИРОВАНИЮ УГРОЗ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta