ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВАЦИИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ГОСЗАКУПКИ: ПРОЗРАЧНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  ГОСЗАКАЗ 2013
  Надежда СИНИКОВА, руководитель Рособоронпоставки
РОСОБРОНПОСТАВКА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ГОЗ
  Андрей САДОФЬЕВ, вице-президент, председатель Комитета по государственному заказу и развитию предпринимательства МОО «Московская Ассоциация предпринимателей»
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России
МЫ СТАВИМ ЗАДАЧУ ВОЙТИ В ДЕСЯТКУ ЛУЧШИХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ МИРА
  Александр ВОЙТЕНКОВ, директор ОАО «КБ «Дисплей», г. Витебск
ОАО «КБ «ДИСПЛЕЙ»: ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ АРМИИ
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации»
ОТ СТРАТЕГИЙ В ПРАКТИКЕ
  Вера СКРИПНИК, генеральный директор ОАО «Объединение общественного питания», г. Удомля, Тверская область
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ – БУДУЩЕЕ НАЦИИ
  Роман АРТЮХИН, руководитель Федерального казначейства
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА: НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ
  Александр МЕЛЬНИКОВ, директор ООО «Балтекс»
ГОСЗАКАЗ: ИГРА В ЧУЖИЕ ВОРОТА?
  Сергей БЕЛЯКОВ, заместитель министра экономического развития РФ
УПРАВЛЕНЦЫ ДЛЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
  Сергей САЛИХОВ, директор департамента развития приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки России
НОВЫЕ ФЦП: АДРЕСНОСТЬ, ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  Георгий СУХАДОЛЬСКИЙ, исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок, к.ф.-м.н.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В СИСТЕМЕ ГОСЗАКАЗА
  ТЕХНОЛОГИИ
  Дмитрий ЗЕЗЮЛИН, к.э.н., президент Салона «Архимед», Председатель Московского городского Совета ВОИР, генеральный директор ООО «ИнновЭкспо»
ВЫСТАВКИ КАК ЗЕРКАЛО РЫНКА ИННОВАЦИЙ
  «АРХИМЕД» – ПУТЬ К УСПЕХУ
  ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  ФОРУМ «ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ»
  МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПО СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ
  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОВЕРИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ
  НЕФТЬ И ГАЗ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2013
  XVII МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «ИНТЕРПОЛИТЕХ»
  ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
  ФОРУМ «ТЭК РОССИИ»
  ОБЩЕСТВО
  ПОГОДА В ДОМЕ, ИЛИ КАК ОБУСТРОИТЬ… СЕМЬЮ?
  ЗАБОР ДЛЯ ЛЕСА. ЧИНОВНИКИ ДИКТУЮТ ГОСУДАРСТВУ СВОИ ПРАВИЛА ИГРЫ
  СОДРУЖЕСТВО ББС.БЕЛОМОРСКОЙ БИОСТАНЦИИ МГУ – 75 ЛЕТ













Инвестпроводящая инфраструктура, или как преодолеть дефицит доверия между инвестором и властью

Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ

Привлечение иностранных инвестиций становится приоритетным не только для развивающихся экономик, как это было до недавнего времени, но и для развитых. В Германии, Великобритании, Франции, Финляндии и целом ряде других стран созданы специальные структуры, основная задача которых – привлекать прямые иностранные инвестиции.

В России существенной проблемой является разрыв между инвестиционным климатом и инвестиционным имиджем страны. Рейтинг Всемирного банка Doing Business по итогам 2012 г. ставит Россию лишь на 112-е место по уровню ведения предпринимательской деятельности. Однако этот показатель не отражает ситуации в целом, иллюстрируя лишь положение дел в Москве (в рейтинге учитываются показатели главного делового центра страны).

ТПП РФ ведет работу по совершенствованию инвестиционного климата и условий предпринимательства, продвижению инновационных проектов. На это направлена деятельность 33 профильных комитетов Палаты. За прошедший год подготовлены предложения и комментарии по более чем ста проектам федеральных законов, что тоже способствовало улучшению условий предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности.

Наши эксперты входят в рабочие группы Агентства стратегических инициатив по реализации дорожных карт «Национальной предпринимательской инициативы», Экспертный совет при Открытом правительстве, экспертные советы при комитетах Госдумы РФ по науке и наукоемким технологиям, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. По инициативе ТПП РФ ряд важных положений, направленных на совершенствование регионального инвестиционного климата, был внесен в итоговый доклад заседания Госсовета РФ «О повышении инвестиционной привлекательности субъектов РФ и создании благоприятных условий для развития бизнеса», которое состоялось 27 декабря 2012 г.

Однако важны не только законодательные инициативы. Эффективность мер по улучшению инвестиционного климата в регионе зависит от двух ключевых составляющих: системной и инициативной работы региональных властей по созданию условий для привлечения инвестиций и комплексной поддержки инвестиционной деятельности региона со стороны федерального центра.

Необходимо также продвигать к инвесторам информацию об имеющемся инвестиционном потенциале страны и регионов. На это мы нацеливаем наши загранпредставительства, работающие более чем в 25 странах мира, двусторонние деловые советы. Мы регулярно проводим на площадке ТПП презентации инвестиционного потенциала регионов. За последние три года состоялось более 15 таких мероприятий. В них принимают участие крупнейшие российские и транснациональные компании, ведущие управляющие компании и банки, представители дипломатического корпуса.

Одной из главных проблем на рынке инвестиционных услуг в России является дефицит доверия между инвестором и властью. Система ТПП существует во всем мире и везде пользуется авторитетом среди иностранных бизнесменов и инвесторов. Для того чтобы в полной мере задействовать имеющийся потенциал, мы решили создать на базе системы ТПП инфраструктуру, которая помогала бы российским компаниям устранить так называемый «информационный вакуум», и услугами которой могли бы пользоваться надежные деловые партнеры и инвесторы. Мы назвали ее «инвестопроводящей инфраструктурой».

В рамках данной системы инвестиционные проекты, предварительно отобранные и доработанные поступают реальным инвесторам. Первичный отбор проходит на уровне территориальной ТПП в тесном контакте с администрацией региона (муниципалитета) и агентством развития территории (там, где они есть). Они прекрасно знакомы с ситуацией на местах, что исключает работу по инвестиционному проекту с компанией, не обладающей достойной репутацией. С другой стороны, опираясь на наши связи за рубежом, мы работаем только с надежными и авторитетными инвесторами. В результате базовой ценностью такой системы становится доверие между начальной и конечной точками прохождения проекта, то есть между инициатором проекта и инвестором.

Общая схема взаимодействия выглядит следующим образом: из регионов в ТПП РФ поступает информация о приоритетных инвестиционных проектах и по каждому проекту работа ведется в соответствии с определенными этапами (отбор, оценка, экспертиза, продвижение). На наш взгляд серьезной проблемой остается недостаточная проработанность региональных инвестиционных проектов. В подтверждение приведу конкретный пример: на сегодняшний день в наш адрес поступило более четырехсот инвестиционных предложений, после первичного анализа и доработки для дальнейшего продвижения были отобраны около пятидесяти проектов, 15 из них переданы конкретным инвесторам для проработки непосредственно с их инициаторами. В 2013 г. при взаимодействии с рядом территориальных торгово-промышленных палат мы регламентируем этот процесс, создавая своеобразный «трубопровод» прохождения инвестиционных проектов «инициатор проекта – территориальная торгово-промышленная палата – ТПП РФ – инвестор».

Наши планы подкрепляются реальными шагами: в структуре ТПП РФ работает Департамент содействия инвестициям и инновациям, Экспертный совет по технологической оценке инвестиционных проектов, профильные комитеты и рабочие группы, Палата является соучредителем Международного агентства по привлечению инвестиций. Активно вовлечены в этот процесс и наши дочерние структуры – прежде всего, Центр международной торговли и ЗАО «Экспоцентр».

Важным направлением построения инвестопроводящей сети в нынешнем году станет вовлечение в нее инновационных проектов. В 2012 г. для поддержки инновационных проектов мы создали два фонда: Фонд развития инновационного предпринимательства и Торгово-промышленный инновационный фонд.

Фонд развития инновационного предпринимательства реализует проект по созданию системы Открытых центров исследований и разработок (Открытых R&D центров) на базе территориальных торгово-промышленных палат, технопарков, бизнес-инкубаторов и ВУЗов. Система позволяет объединить в единую «научно-технологическую» сеть малые и средние инновационные предприятия и использовать их потенциал и наработки при решении конкретных высокотехнологичных задач крупного бизнеса.

О целесообразности создания данной инфраструктуры говорит и международный опыт. Так, компания Cisco Systems, мировой лидер в области сетевых технологий, за последние годы приобрела более 120 технологических стартапов, интегрировав их в свою структуру. Доля аутсорсинга в Airbus и Boeing превысила 50 процентов, а при создании Boeing 787 на внешние разработки пришлось уже 70 процентов.

Проект стартовал в июле 2012 г., и уже сейчас количество центров приближается к двум десяткам. Получена первая «история успеха» – был полностью отработан технологический запрос в области беспилотных летательных аппаратов. Возможности системы позволили не только найти готовый комплекс, отвечающий потребностям предприятия-заказчика, но и предложить новые решения, интегрируя в них лучшие наработки, собранные по все стране.

В феврале 2013 г. была открыта электронная площадка, которая позволит объединить функциональность виртуального офиса с возможностями социальной сети для привлечения под решение сложных технологических задач научно-технический потенциал инновационных предприятий вне зависимости от их географического положения.

Таким образом, организации, использующие наш виртуальный офис для ведения собственного бизнеса, формируют «социальную» («научно-технологическую») сеть и при попадании профильного технологического запроса в систему могут принимать участие в обсуждении, предлагать решения и формировать кооперацию с целью его реализации.

Стоит особо подчеркнуть, что концепция системы Открытых R&D центров была одобрена Межгосударственным советом по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах государств-участников СНГ, а Фонд утвержден в качестве соисполнителя Программы инновационного сотрудничества в части создания межгосударственной многоуровневой информационно-коммуникационной платформы государств-участников СНГ.

Другой фонд, учрежденный Палатой, - Торгово-промышленный инновационный фонд. Модель работы этого Фонда ближе к традиционным представлениям: консультационная, организационная, финансовая помощь юридическим и физическим лицам, осуществляющим инновационную деятельность и имеющим значимые для экономики того или иного региона России инновационные проекты и разработки. Портфель заказов уже формируется. В нем проекты из самых разных отраслей: телекоммуникации, IT-технологии, экология, высокотехнологичная химия, организация транспортных перевозок.

Серьезное внимание в текущем году будет уделено поддержке развития инновационных кластеров. В большинстве регионов России, где формируются инновационные кластеры, действуют сильные, инициативные торгово-промышленные палаты (Калужская. Нижегородская, Ульяновская, Новосибирская, Томская области). Они активно участвуют в подготовке стратегий развития кластеров, определении приоритетных направлений поддерживаемой предпринимательской деятельности, форм участия в региональных программах поддержки и развития инновационного предпринимательства. Палаты готовы оказывать участникам кластеров весь многообразный комплекс услуг, связанных с формированием «инвестопроводящей» инфраструктуры, включая подготовку кадров, содействие в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, проведение маркетинговых исследований, подготовку бизнес-планов, оценку прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Таким образом, в 2013 г. акценты в работе ТПП России будут направлены на поддержку инвестиционных и инновационных проектов в реальном секторе экономики, привлечение инвестиций в регионы и муниципальные образования, проработку механизмов государственно-частного партнерства, включая пути совершенствования режима особых экономических зон и поддержку развития инновационных кластеров.

При содействии Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ

Информационно-аналитическое издание jjjj№112 2013



ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС

  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
ИНВЕСТПРОВОДЯЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ИЛИ КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕФИЦИТ ДОВЕРИЯ МЕЖДУ ИНВЕСТОРОМ И ВЛАСТЬЮ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta