ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВАЦИИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ГОСЗАКУПКИ: ПРОЗРАЧНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
ИНВЕСТПРОВОДЯЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ИЛИ КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕФИЦИТ ДОВЕРИЯ МЕЖДУ ИНВЕСТОРОМ И ВЛАСТЬЮ
  ТЕХНОЛОГИИ
  Дмитрий ЗЕЗЮЛИН, к.э.н., президент Салона «Архимед», Председатель Московского городского Совета ВОИР, генеральный директор ООО «ИнновЭкспо»
ВЫСТАВКИ КАК ЗЕРКАЛО РЫНКА ИННОВАЦИЙ
  «АРХИМЕД» – ПУТЬ К УСПЕХУ
  ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  ФОРУМ «ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ»
  МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПО СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ
  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОВЕРИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ
  НЕФТЬ И ГАЗ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2013
  XVII МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «ИНТЕРПОЛИТЕХ»
  ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
  ФОРУМ «ТЭК РОССИИ»
  ОБЩЕСТВО
  ПОГОДА В ДОМЕ, ИЛИ КАК ОБУСТРОИТЬ… СЕМЬЮ?
  ЗАБОР ДЛЯ ЛЕСА. ЧИНОВНИКИ ДИКТУЮТ ГОСУДАРСТВУ СВОИ ПРАВИЛА ИГРЫ
  СОДРУЖЕСТВО ББС.БЕЛОМОРСКОЙ БИОСТАНЦИИ МГУ – 75 ЛЕТ














































Гражданское общество в системе госзаказа

Георгий СУХАДОЛЬСКИЙ, исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок, к.ф.-м.н.

Развитие гражданского общества отражается и в увеличении его роли в системе государственного заказа. Под «гражданским обществом» в данном случае подразумеваем все его проявления: активность физических лиц, деятельность частных коммерческих компаний, общественных объединений и организаций. В системе госзаказа эти субъекты присутствуют по-разному, но обобщенно можно выделить четыре категории: общественные обсуждения размещаемых заказов (в т.ч. на суммы свыше млрд. рублей); общественные организации и советы; общественный контроль, коллективные иски; общественный краудсорсинг.

По принципу добровольности

Первые системные общественные обсуждения миллиардных контрактов стартовали в начале 2012 г., на основании поручения Владимира Путина, на тот момент Председателя Правительства РФ. Результаты анализа документации заказчиков оказались достаточно плачевными, они показали полезность таких мероприятий и необходимость их формализации.

Можно выделить две идеологии проведения общественного обсуждения закупок. Первая, которая предлагается МЭР РФ (разослана в органы исполнительной власти письмом Правительства РФ от 2 августа 2012 г. № АД-П13-4450), заключается в том, что на официальном сайте публикуется конечный вариант извещения и документации о закупках, которые заинтересованные лица или организации могут изучать, а затем выдвигать свои замечания и предложения. Эти замечания аккумулируются, затем ФАС России принимает некое решение. При этом ФАС и так в огромном объеме занимается контролем проведения торгово-закупочных процедур с точки зрения формальных процедур. Но в рамках общественных обсуждений замечания должны быть, прежде всего, по сути обсуждаемого контракта. При этом общественный анализ закупок, размещаемых самими антимонопольными органами, показал наличие таких же нарушений, которые ими выявляются у иных органов власти.

Вторая идеология (на наш взгляд, более эффективная) состоит в том, что сначала появляется проект документа, который изучается общественностью, а потом, после всех рассмотрений, публикуется в окончательном виде. Такая практика реализована Департаментом города Москвы по конкурентной политике, и является весьма эффективной, что помимо прочего подтверждается опытом проведения коммерческих закупок. Зачастую поставщики, понимая: что-то в проектах документов не так, обращаются к заказчику – даже не с жалобой, а с просьбой разъяснить либо скорректировать то или иное положение. Заказчик идет навстречу: продлевает сроки контракта, изменяет документацию и т. д. Зарубежная практика также свидетельствует – часто все претензии снимает сам заказчик на добровольной основе. Тогда к нему не применяются какие-либо финансовые или иные санкции. В существующем же механизме российских госзакупок такая практика невозможна. Намного предпочтительнее относиться к заказчикам и поставщикам как добросовестным и сознательным, но при этом строго отвечающим за результат.

Если мы говорим о закупках стоимостью свыше 1 млрд. руб., то такие операции готовятся несколько месяцев. Это означает, что когда появляется проект документа, вполне можно потратить две недели, чтобы провести его общественное обсуждение и получить замечания, которые заказчик, возможно, учтет добровольно.

А судьи кто?

Еще один важный вопрос: кто именно будет участвовать в обсуждении госзакупок?

Во-первых, обыватели, которые хотят повлиять на решение, затрагивающее их интересы. Например, если речь идет о строительстве моста возле их дачи.

Во-вторых, поставщики, которые на рынке работают и понимают, что именно нужно обжаловать. Но здесь есть препятствие: поставщик боится потерять контакт с заказчиком, попасть в неформальные «черные списки», если начнет жаловаться. Эта практика постепенно уходит, но данный фактор еще действует.

В-третьих, эксперты, которые могут принять участие в обсуждении по различным мотивам: личный пиар, гражданская позиция.

В-четвертых, общественные организации. Кто-то ориентирован только на обжалование, кто-то – на предотвращение нарушений, кто-то профессионально занимается только закупочной отраслью, кто-то – сразу многими направлениями.

На практике получается, что желающих тратить время и давать замечания по заказу не очень много.

Об эффективности механизма

Возникает вопрос: как эксперты будут привлекаться к обсуждению госзакупок? Необходимо создать механизм стимулирования и привлечения компетентных участников к рассмотрению процесса закупок.

Приоритетно стоит поддерживать не «агрессивное обжалование», важнее создать среду, в которой взрастут нормальные действия, а также появится больше сознательных заказчиков и поставщиков. В рамках существующей системы поддержки некоммерческих организаций целесообразно распространить ее механизм на грантовую поддержку НКО, которые целенаправленно занимаются организацией общественного обсуждения и оценки госзакупок. Это позволит обеспечить не инициативный, а гарантированный механизм общественного обсуждения и оценки.

В нынешней редакции проекта Федерального закона «О Федеральной контрактной системе» для НКО предусмотрены следующие функции: общественное обсуждение закупок; возможность предоставления преимуществ для общероссийских общественных организаций инвалидов; общее право на обжалование; общественный контроль за соблюдением требований законодательства.

В предыдущих версиях законопроекта также были нормы о вхождении представителей общественных объединений в состав Совета по контрактной системе при Правительстве РФ. Указывалось, что представители общественных объединений по контролю, иных общественных объединений и объединений юридических лиц должны составлять простое большинство членов Совета. В числе функций Совета предполагались: подготовка рекомендаций и предложений по развитию контрактной системы, предложений по обеспечению открытости и доступности информации, рассмотрение результатов общественного контроля.

Тем самым при Правительстве создавался орган по вопросам контрактной системы, аналогичный Общественным советам при министерствах и ведомствах по профильным вопросам. Считаем данную идею исключительно полезной, и предлагаем вернуть соответствующие нормы в законопроект.

В ст.18 законопроекта лишь отмечено, что случаи и порядок общественного обсуждения закупок устанавливаются Правительством РФ. В зависимости от того, какой из описанных подходов будет реализован, можно будет судить о потенциальной эффективности данного механизма.

Право на контроль

Общественный контроль, согласно ст.99 законопроекта, могут осуществлять и граждане, и организации, однако только общественным объединениям и объединениям юридических лиц предоставляются специальные права:
• осуществлять независимый мониторинг и оценку эффективности закупок, в том числе оценивать процедуры закупки;
• обращаться от своего имени в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлением о проведении мероприятий по контролю;
• обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы заказчика признаков состава преступления;
• обращаться в судебные органы в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с жалобами на неправомерные действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы заказчика.

Последний пункт является исключительно важным, поскольку закладывает основу для так называемых «групповых исков» в закупочной сфере. Данный инструмент позволяет обществу самому защищать и свои интересы, и интересы государства, не требуя при этом увеличения госаппарата. Однако для эффективной реализации инструмента необходимы отдельные уточнения в иные нормы законопроекта, а также введение внебюджетного финансового стимулирования таких исков (например, в процентах от выигранного иска).

Также следует учитывать, что контроль означает проверку на соответствие уже установленным нормам и правилам. Важно помнить, что общественные организации практически никогда не создаются в целях «контроля», а обычно они нацелены на поступательное развитие, генерацию и продвижение новых идей, поддержку своих членов и государства. В этом качестве общественные структуры могут отвечать за инициирование и проведение мероприятий интегрирующего характера (конференций, круглых столов и т.д.), либо выступать в качестве советника по методологическим вопросам для органа государственной власти (именно по методологическим, чтобы не провоцировать развитие лоббизма).

Краудсорсинг для госзакупок

Основываясь на системных идеях членов таких общественных организаций, вполне возможно инициировать и профильные проекты, способствующие развитию ФКС. Целесообразно учитывать широкие возможности общественных организаций и поддерживать на высоком уровне связи «заказчики – общественные организации – поставщики».

Одним из вариантов таких связей является общественный краудсорсинг, под которым в широком смысле понимается привлечение усилий открытого, обычно сетевого, сообщества к решению тех или иных задач. Только за последний год в закупочной отрасли можно привести три значимых примера краудсорсинга.

Первый из них был реализован на площадке Минэкономразвития в рамках разработки законопроекта «О ФКС». Вместе с тем, на площадке можно было лишь комментировать имеющиеся нормы, функционал создания новых редакций статей отсутствовал.

Второй был реализован в рамках Дорожной карты АСИ «Расширение доступа среднего бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» на площадке Witology. К сожалению, сразу после завершения проекта все его результаты были закрыты.

Третий проект нацелен на совершенствование закона 223-ФЗ и подзаконных нормативных актов, т.е. закупок субъектов естественных монополий и госкомпаний. Он реализован на сайте http://law.naiz.org с использованием движка WikiVote! Качество используемого решения дает основания остановиться на нем подробней, и рекомендовать его для применения в сфере госзаказа.

За основу площадки взят wiki-подход: участники работают над общим текстом, при этом каждому дана возможность создавать свои варианты небольших смысловых блоков, из которых собираются статьи и весь текст закона. Использование таких блоков, которые могут обсуждаться и оцениваться сообществом и на основании этих оценок встраиваться в финальный вариант, является ключевым отличительным свойством проекта.

Более того, внесению каждой предлагаемой участниками поправки предшествует стадия выявления и фиксация проблемы в действующих нормах, которая будет решаться предлагаемой поправкой. Тем самым достигаются концентрация на итоговой цели документа и внесение максимально осмысленных поправок.

При этом работа в рамках проекта оценивается, что приводит к росту рейтинга участника в зависимости от его вклада. В качестве отличия проекта можно отметить возможность договариваться и совмещать разные позиции, агрегируя предложения участников в единый итоговый текст. Организация работы участников вокруг общего объекта помогает обеспечить высокий уровень мотивированности и конструктивности сообщества.

Данный проект запущен на основании решения межведомственного совещании у министра Российской Федерации М. Абызова, с участием представителей Минэкономразвития, ФАС России, Минфина, Федерального Казначейства России. Согласно решению совещания, получаемые в рамках такого Интернет-портала предложения будут обобщаться и предоставляться в профильные органы государственной власти: Минэкономразвития, Федеральное Казначейство, ФАС, «Открытое правительство».

Как представители гражданского общества надеемся, что упомянутые в статье варианты общественного крау дсорсинга, контроля, обсуждений будут развиваться и углубляться, гармонично входя в общую систему госзаказа – не мешая ей, а повышая ее эффективность.

Информационно-аналитическое издание jjjj№112 2012



ГОСЗАКАЗ 2013

  Надежда СИНИКОВА, руководитель Рособоронпоставки
РОСОБРОНПОСТАВКА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ГОЗ
  Андрей САДОФЬЕВ, вице-президент, председатель Комитета по государственному заказу и развитию предпринимательства МОО «Московская Ассоциация предпринимателей»
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России
МЫ СТАВИМ ЗАДАЧУ ВОЙТИ В ДЕСЯТКУ ЛУЧШИХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ МИРА
  Александр ВОЙТЕНКОВ, директор ОАО «КБ «Дисплей», г. Витебск
ОАО «КБ «ДИСПЛЕЙ»: ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ АРМИИ
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации»
ОТ СТРАТЕГИЙ В ПРАКТИКЕ
  Вера СКРИПНИК, генеральный директор ОАО «Объединение общественного питания», г. Удомля, Тверская область
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ – БУДУЩЕЕ НАЦИИ
  Роман АРТЮХИН, руководитель Федерального казначейства
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА: НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ
  Александр МЕЛЬНИКОВ, директор ООО «Балтекс»
ГОСЗАКАЗ: ИГРА В ЧУЖИЕ ВОРОТА?
  Сергей БЕЛЯКОВ, заместитель министра экономического развития РФ
УПРАВЛЕНЦЫ ДЛЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
  Сергей САЛИХОВ, директор департамента развития приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки России
НОВЫЕ ФЦП: АДРЕСНОСТЬ, ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  Георгий СУХАДОЛЬСКИЙ, исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок, к.ф.-м.н.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В СИСТЕМЕ ГОСЗАКАЗА

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta