ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
РОССИЯ ДОЛЖНА ОПЕРЕЖАТЬ ПО ТЕМПАМ РОСТА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
IT-СЕКТОР БЫЛ И ОСТАНЕТСЯ ПРИОРИТЕТОМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
ШОС: УКРЕПЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КООПЕРАЦИИ
  Сергей НИКОЛЬСКИЙ, генеральный директор ООО «НПО Инженерные системы» (ИНСИСТЕМ)
INSYSTEM:ТЕХНОЛОГИИ 21 ВЕКА.
  ОБРАЗОВАНИЕ
  Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАДРОВЫЙ ГОЛОД В ОПК?
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации»
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ФОНД ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
  IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 2013-ВЕСНА»
  100-ЛЕТИЕ АЛЕКСАНДРА МАРИНЕСКО
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  «АМАРАНТ»: ДОСЬЕ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА
  Владимир ПУЧКОВ, глава МЧС России
ЗАДАЧИ БУДУТ РЕШЕНЫ НА САМОМ ВЫСОКОМ УРОВНЕ
  Владимир ВЕТРОВ, генеральный директор ФГП ВО ЖДТ России
СТАЛЬНЫЕ МАГИСТРАЛИ ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ
  ОБЩЕСТВО
  ВЫ ЖДАЛИ ОТ ЧУБАЙСА ДРУГОЙ ОЦЕНКИ?
  ХРАНИТЕЛИ ПЕРНАТЫХ

























Адаптация законодательства к новым условиям и новым вызовам

Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России

Магистральное направление деятельности Думского Комитета по промышленности связано с формированием законодательных основ, способных повысить конкурентоспособность отечественной промышленности и потенциал оборонно-промышленного комплекса. Об итогах работы законодателей в 2012 г. и задачах на 2013 г. Владимир Гутенев рассказал нашему изданию.

В своей работе мы пытались всеми доступными средствами максимально облегчить непростые условия функционирования предприятий машиностроительного комплекса страны, заложить фундаментальные основы их финансовой устойчивости и возможности динамичного развития.

Защита российского автопроизводителя

К достижениям 2012-го года в целом я бы отнес подписание Президентом страны закона об утилизационном сборе для отдельных видов колесных транспортных средств, одним из соавторов которого являюсь. Закон направлен не только на решение экологических проблем и создание необходимой для этого инфраструктуры, но и призван защитить отечественного автопроизводителя от экономических проблем после присоединения России к ВТО. Утилизационный сбор уравнивает конкурентные условия функционирования отечественных и зарубежных производителей автомобильной техники.

Представляется, что подобные инструменты могут быть достаточно универсальными. Поэтому в середине лета я внес в Госдуму аналогичный законопроект о распространении утилизационного сбора на самоходные сельскохозяйственные и лесозаготовительные машины, а также строительную и дорожную технику. Наши предложения, как известно, уже нашли поддержку у руководства страны. Утилизация будет основана на уплате импортерами, производителями или владельцами машин утилизационного сбора. Он пополнит доходную часть федерального бюджета. А чтобы поступившие средства были действительно использованы на утилизацию устаревшей техники, предложено рассмотреть возможность создания государственного внебюджетного фонда для финансирования утилизации машин.

Согласно законопроекту, Правительством РФ будет определен перечень машин и техники, в отношении которых установят требования по уплате утилизационного сбора и порядок компенсации затрат, возникших у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами. Освобождены от уплаты сбора за машины и технику будут производители, взявшие на себя обязательства самостоятельно обеспечить последующую безопасную их утилизацию.

Введение обязательной безопасной утилизации утративших потребительские свойства товаров будет способствовать созданию новых утилизационных мощностей и, как следствие, новых рабочих мест, улучшению экологической ситуации в стране, а также снижению себестоимости продукции при использовании в ее производстве вторичного сырья.

Участники ГОЗ: равные права и обязанности

В 2012 г. мы много работали над подготовкой очень важного законопроекта «О государственном оборонном заказе». Многие помнят, какую остроту в середине 2011-го принял вопрос о ритмичном и полноценном финансировании предприятий ОПК. Потребовалось вмешательство первых лиц государства и принятие серьезных кадровых решений. Но одновременно стало понятно, что в сфере государственного оборонного заказа имеется большой пласт законодательных проблем, которые не регулируются принятым в 1997 г. законом «О государственном оборонном заказе». Мы очень внимательно отнеслись к формированию перечня поправок в законопроект. В этой работе приняли участие Союз машиностроителей России и Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям». Мы провели опрос наших партнеров, обобщили их предложения, провели большую аналитическую работу, разработали и инициировали ряд весьма существенных поправок. Если коротко сказать об их содержании, то они призваны поставить заказчиков и исполнителей ГОЗ в равное положение, уравновесив между ними не только права, но и обязанности. Подписание закона Президентом накануне Нового года стало настоящим подарком для работников отечественной «оборонки».

Утилизация боеприпасов – тактическая победа

Нам удалось переломить ситуацию и с утилизацией боеприпасов путем подрыва. Этот способ утилизации, а точнее – уничтожения, часто приводил к человеческим жертвам и большим экономическим потерям. Только за минувшие семь лет из-за чрезвычайных ситуаций на военных складах экономический ущерб превысил 11 млрд. руб. Я, как депутат Госдумы, неоднократно обращался к руководителям различных органов исполнительной власти, лично к Министру обороны с депутатскими запросами и предложениями прекратить опасные и расточительные подрывы боеприпасов, тем более, что для этого существуют специализированные предприятия.

В середине декабря эта деятельность принесла результаты. Министр обороны РФ Сергей Шойгу решил прекратить процедуру утилизации старых боеприпасов путем подрыва. Ожидается, что для избавления от непригодных, но все еще опасных снарядов будут использованы методики и производственные мощности специализированных предприятий отрасли боеприпасов. Понимаю, что это не стратегическая, а только небольшая тактическая победа, и не только я, как депутат Госдумы, Первый вице-президент СоюзМаш России и Президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», способствовал этому результату. Но очень важно, что соответствующее решение, наконец, состоялось.

Нововведения в законопроект о ФКС

Теперь о планах законодательной деятельности на весеннюю сессию 2013 г. Нам предстоит принять актуальный для развития отечественной экономики законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». К его предшественнику – Федеральному закону № 94-ФЗ в настоящее время много претензий. Мы знаем о том огромном объеме государственных средств, которые уходят на сторону в сфере госзакупок. Это указывает, в том числе, и на несовершенство существующей законодательной базы.

В сущности, законопроект о ФКС, принятый в первом чтении, по отношению к закону «О государственном оборонном заказе» – даже более общий. Он является одним из фундаментальных законов, определяющих развитие промышленности в нашей стране. Тем более, что, в отличие от существующего положения, когда закон о закупках 94-ФЗ регулирует единственную стадию – стадию размещения госзакупок, новый закон о ФКС будет регулировать все стадии – планирование, размещение заказа, собственно реализацию государственных и муниципальных закупок, а также последующие стадии – контроль и аудит. Анализ законопроекта, проведенный в Комитете Госдумы по промышленности, показывает, что это – вполне добротный документ, который может быть взят за основу. Но как всякий законопроект, прошедший только первое чтение, он не свободен от некоторых недостатков и нуждается в корректировке.

Позитивным сигналом является закрепление в новом законе о ФКС 10% участия малого бизнеса в государственных тендерах. Тем не менее, я считаю, что доля малого бизнеса должна быть выше. Поэтому мы вышли с инициативой увеличить эти 10%, по крайней мере, до 15%, что станет стимулом развития инновационного малого и среднего бизнеса, который должен сформировать основу конкурентоспособной промышленности в нашей стране. На мой взгляд, актуальны также нововведения, направленные на обеспечение общественного контроля в сфере закупок. Они предполагают обеспечение открытого доступа к информации о планах закупок и результатах аудита контрактов и введение института общественного контроля государственных закупок. Формирование этого института является необходимой мерой в условиях участившихся случаев нецелевого расходования средств бюджета заказчиками и связанной с ними социальной напряженности в обществе.

Совершенствование госуправления

В период весенней сессии предстоит рассмотреть блок законопроектов по совершенствованию системы государственного управления, в том числе – промышленностью. По всем проектам законов мы предлагаем внесение существенных поправок, улучшающих качество исходных документов. Уже инициирован перечень поправок в закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Они не только приведут в соответствие российское законодательство к европейским нормам и условиям ВТО, но и будут способствовать рациональному балансированию экономической заинтересованности и ответственности при эксплуатации опасных объектов. Отмечу, что целый блок изменений и дополнений к законопроекту был инициирован экспертным сообществом. В привлечении компетентных специалистов к обсуждению законодательных инициатив есть и здравый смысл, и мудрость, поскольку у профессионалов, как правило, более четкое понимание не только положительных эффектов от тех или иных предложений, но и рисков и угроз, которые могут сопровождать вносимые документы. Именно поэтому при Думском Комитете по промышленности был сформирован целый ряд Экспертных советов по развитию различных отраслей, которые возглавили я и мои коллеги по депутатскому корпусу – Олег Савченко, Владимир Омельченко и Николай Сапожников. Нам удалось включить в их составы более десяти представителей Союза машиностроителей России.

Готовятся поправки и в закон «Об обороне», направленные на совершенствование государственного управления экономикой страны к отражению возможной военной агрессии. Но наиболее важным и фундаментальным документом по совершенствованию системы государственного управления, безусловно, является законопроект «О государственном стратегическом планировании», который в настоящее время подготавливается ко второму чтению. Принятие этого закона позволит усилить роль государственных институтов в определении долгосрочных целей и приоритетов развития страны, в формировании прозрачных правил ведения бизнеса в реальной экономике, в создании законодательных основ развития системы национальной безопасности. Закон позволит создать действенные инструменты развития в тех отраслях, где крат-косрочные рыночные механизмы оказываются неэффективными или вообще несостоятельными.

Мы внимательно рассмотрели предложенный к первому чтению вариант законопроекта, обнаружив в нем некоторые недостатки и несоответствия. Но при этом поняли, что большинство из них не являются критическими и могут быть устранены. В связи с этим предлагаем внести поправки, которые, надеюсь, будут внимательно рассмотрены, проанализированы и по возможности учтены. Учитывая сложность и высокую наукоемкость работ по государственному стратегическому планированию, мы также предлагаем определить специальный федеральный орган для реализации этой функции. Условно его можно назвать современной версией Госплана с тем существенным отличием от предшественника, что его деятельность должна акцентироваться не на директивных, а на индикативных методах государственного планирования и управления, дополняющих рыночные механизмы. Таким образом, уже в первой половине 2013 г. появляется реальная возможность по примеру многих стран сформировать действительно важный закон, который может существенно повысить эффективность системы государственного управления.

Впереди нас ждет большая и ответственная работа по совершенствованию законодательства и его адаптации к новым условиям и новым вызовам. Надеемся, в этой деятельности на помощь органов исполнительной власти, экспертного сообщества, а также граждан.

При содействии пресс-службы СоюзМаш России

Информационно-аналитическое издание jjjj№111 2013



ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ

  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
2013-й – ГОД ПЕРВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ В СФЕРЕ ОБОРОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  Николай КОСТЮЧКОВ, генеральный директор ЗАО «НЭПТ»
ЗАО «НЭПТ»: КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ПЕРИМЕТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
  Николай НИКИФОРОВ, министр связи и массовых коммуникаций РФ
IT И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В РОССИИ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
  XVIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ»
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России
АДАПТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ И НОВЫМ ВЫЗОВАМ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta