ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
РОССИЯ ДОЛЖНА ОПЕРЕЖАТЬ ПО ТЕМПАМ РОСТА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
IT-СЕКТОР БЫЛ И ОСТАНЕТСЯ ПРИОРИТЕТОМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
ШОС: УКРЕПЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КООПЕРАЦИИ
  Сергей НИКОЛЬСКИЙ, генеральный директор ООО «НПО Инженерные системы» (ИНСИСТЕМ)
INSYSTEM:ТЕХНОЛОГИИ 21 ВЕКА.
  ОБРАЗОВАНИЕ
  Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАДРОВЫЙ ГОЛОД В ОПК?
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации»
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ФОНД ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
  IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 2013-ВЕСНА»
  100-ЛЕТИЕ АЛЕКСАНДРА МАРИНЕСКО
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  «АМАРАНТ»: ДОСЬЕ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА
  Владимир ПУЧКОВ, глава МЧС России
ЗАДАЧИ БУДУТ РЕШЕНЫ НА САМОМ ВЫСОКОМ УРОВНЕ
  Владимир ВЕТРОВ, генеральный директор ФГП ВО ЖДТ России
СТАЛЬНЫЕ МАГИСТРАЛИ ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ
  ОБЩЕСТВО
  ВЫ ЖДАЛИ ОТ ЧУБАЙСА ДРУГОЙ ОЦЕНКИ?
  ХРАНИТЕЛИ ПЕРНАТЫХ

























IT и телекоммуникации в России: динамика развития

Николай НИКИФОРОВ, министр связи и массовых коммуникаций РФ

Под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева состоялось заседание президиума Президентского совета по модернизации экономики и инновационному развитию России, посвященное вопросам инновационного развития в сфере информационных технологий и телекоммуникаций. На заседании выступил глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. Предлагаем выдержки из доклада.

IT-отрасль: опережающий рост

Мы ставим цель, чтобы до 2018 г. отрасль IT как самостоятельная часть экономики росла в среднем в 3 раза быстрее общего темпа роста валового внутреннего продукта, а количество задействованных работников в этой сфере было в 2 раза больше, чем сейчас.

Несколько показателей развития отрасли IT. Вклад в валовой внутренний продукт – 1,2%. Любопытно, что при этом задействовано только 0,6% общего занятого в экономике населения, то есть в среднем вклад одного программиста уже выше среднего по Российской Федерации. Около 10 млрд. руб. – это важный для нас показатель сделок с привлечением венчурного финансирования. Но здесь потенциал далеко не исчерпан: цифра эта достаточно низкая, и мы считаем, что здесь нас в ближайшие годы ждет весьма серьезный рост. Есть оценка экспортной выручки: это примерно 3,5 млрд. долл. США. Также она демонстрирует достаточно положительную динамику.

Следует выделить следующие особенности развития российской IT-отрасли в отличие от IT-отраслей других стран: достаточно молодой возраст сотрудников (в среднем до 30 лет), достаточно низкая выручка, выработка на одного сотрудника. По сравнению со многими другими странами разница зачастую бывает в 5–10 раз. Это связано с тем, что мы до конца не реализуем свой потенциал в области продуктовых разработок, создания интеллектуальной собственности внутри страны и ее последующего тиражирования на глобальных рынках. Некоторые бренды российских IT-компаний уже всемирно известны. Хотя большой вопрос: что же считать российской IT-компанией. Бизнес становится глобальным, многие компании работают не всегда в российской юрисдикции, многие венчурные сделки заключаются не на территории России. Мы хотим разработать отдельную программу по повышению привлекательности российской юрисдикции для развития IT-бизнеса, и ее нужно обязательно реализовывать.

Рынок телекоммуникаций

Общий объем российского рынка телекоммуникаций мы оцениваем в 1,3 трлн. руб., что соответствует примерно 2% ВВП; инвестиции достаточно большие – около 320 млрд. руб. в год, и капитализация пяти крупнейших компаний – 2 трлн. руб. Это макроэкономические параметры. Россия сейчас занимает первое место на рынке Европы по общему количеству интернет-пользователей и четвертое место в мире по количеству пользователей сетей четвертого поколения, и здесь также наблюдается достаточно серьезная динамика роста. Были приняты важные решения по началу масштабной конверсии радиочастотного спектра, и мы видим, как все операторы сегодня активно эту тему разрабатывают.

Год за годом в России увеличивается проникновение мобильной связи. Сегодня этот показатель, который находится на уровне 160%, выше, чем в целом ряде европейских стран (в Италии – 152%, в Великобритании – 131%). В дальнейшем развитии мобильной связи свою роль сыграет и принятый закон о переносимости номеров, дающий возможность гражданам сохранять свой номер мобильного телефона при смене оператора. Сейчас этот вопрос уже решен, и все операторы к 1 декабря 2013 г. должны реализовать эту программу.

При этом в России проникновение оптоволоконных связей, обеспечивающих широкополосный доступ в Интернет (ШПД), существенно отстает от проникновения мобильной связи. Широкополосный доступ – это прямой инструмент для повышения эффективности работы экономики, производительности компаний, в том числе малого бизнеса. Есть множество аналитических оценок, что рост широкополосного доступа примерно на 10% дает прибавку к валовому внутреннему продукту около 1,4%.

Во многом отставание ШПД от мобильной связи обусловлено высокой стоимостью инфраструктуры в регионах с низкой плотностью населения. Сейчас на обеспечение всех 54 млн. домохозяйств РФ фиксированным ШПД, если бы пришлось начать все с нуля, потребовалось бы 650 млрд. руб. (при стоимости обеспечения одного домохозяйства – 12 тыс. руб.). Наша задача в ближайшее время – разработать ряд технологий, в том числе с привлечением зарубежных участников рынка, но используя Россию как некий уникальный рынок, как некую возможность для технологического прорыва. Необходимо разработать технологию, которая позволила бы снизить себестоимость примерно до 3 тыс.руб. Вопрос снижения себестоимости подключения одного домохозяйства имеет для России, по сути, ключевое значение. Если мы сможем добиться выхода на такой продукт, то буквально в ближайшие один-два года осуществим рывок именно с точки зрения технологий широкополосного доступа и устранения цифрового неравенства.

Необходимо разработать и принять Национальный план развития широкополосного доступа для Российской Федерации, который должен включать, собственно, методику определения территорий, где мы должны проявить меры государственной поддержки, а источником финансирования для подобного рода проекта, по сути, становится три источника. Первый – это фонд универсальной услуги: около 15–20 млрд. руб. Это плата за использование радиочастотного спектра операторами: около 15 млрд. руб. И проект в рамках координации расходов госорганов на информатизацию: это еще 20 млрд. руб. В общем, это серьезный источник, и мы понимаем, что здесь дополнительное привлечение финансирования весьма затруднительно. Считаем, что если эффективно распорядиться каждым рублем из упомянутых мною источников, то это уже позволит серьезно повысить эту эффективность.

Задачи по устранению цифрового неравенства и развитию широкополосного доступа сводятся к определению роли государства в модели частно-государственного партнерства, где мы должны стимулировать спрос таким образом, чтобы операторам было выгодно пойти работать на этих территориях и, собственно, внедрить технологии, которые позволят сократить капитальные затраты.

Электронные услуги

На наш взгляд, именно электронные платежи играют сегодня ключевую роль с точки зрения развития электронных услуг. Это легко видно, когда сравниваешь статистику по Российской Федерации со статистикой по другим странам. Мы видим, что мы отстаем примерно в 2–3 раза. Сегодня уровень использования в России электронных платежных средств, прежде всего пластиковых банковских карт составляет в среднем около 8%. При этом достаточно большой отрыв у Москвы, Московской области и низкие показатели у регионов. Если попытаться сравнить нас с другими странами, то мы видим, что мы отстаем и по количеству терминалов по приему банковских карт в расчете на душу населения, и по количеству транзакций по этим картам.

В настоящее время происходят серьезные изменения рынка мобильных устройств. Если раньше мобильный телефон позволял, по сути, только передавать голосовые данные, то сегодня это полноценный компьютер, очень развитая платформа для применения самых разных технологий. И очевидно, что внедрение технологий так называемой группы NFC, которые позволяют использовать телефон для бесконтактной оплаты на коротком расстоянии, конечно же, готовит нам здесь очередную революцию, очередной передел рынка, который мы как Российская Федерация, как государство должны опережающим образом предусмотреть с точки зрения своих программ и создания стандартов. Считаем, что нужно разработать ряд национальных технологических стандартов взаимодействия таких устройств при осуществлении электронных платежей, нормативно обеспечить повсеместность приема платежей в электронной форме и, возможно, с помощью тех же мер государственного регулирования, стимулировать наличие технологий для беспроводных платежей, в том числе в завозимом в Россию оборудовании.

Материал подготовлен при поддержке департамента внешних коммуникаций Минкомсвязи России

Информационно-аналитическое издание jjjj№111 2013



ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ

  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
2013-й – ГОД ПЕРВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ В СФЕРЕ ОБОРОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  Николай КОСТЮЧКОВ, генеральный директор ЗАО «НЭПТ»
ЗАО «НЭПТ»: КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ПЕРИМЕТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
  Николай НИКИФОРОВ, министр связи и массовых коммуникаций РФ
IT И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В РОССИИ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
  XVIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ»
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России
АДАПТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ И НОВЫМ ВЫЗОВАМ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta