ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
РОССИЯ ДОЛЖНА ОПЕРЕЖАТЬ ПО ТЕМПАМ РОСТА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
IT-СЕКТОР БЫЛ И ОСТАНЕТСЯ ПРИОРИТЕТОМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА
  ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
2013-й – ГОД ПЕРВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ В СФЕРЕ ОБОРОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  Николай КОСТЮЧКОВ, генеральный директор ЗАО «НЭПТ»
ЗАО «НЭПТ»: КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ПЕРИМЕТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
  Николай НИКИФОРОВ, министр связи и массовых коммуникаций РФ
IT И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В РОССИИ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
  XVIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ»
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России
АДАПТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ И НОВЫМ ВЫЗОВАМ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
ШОС: УКРЕПЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КООПЕРАЦИИ
  Сергей НИКОЛЬСКИЙ, генеральный директор ООО «НПО Инженерные системы» (ИНСИСТЕМ)
INSYSTEM:ТЕХНОЛОГИИ 21 ВЕКА.
  ТЕХНОЛОГИИ
  ФОНД ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
  IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 2013-ВЕСНА»
  100-ЛЕТИЕ АЛЕКСАНДРА МАРИНЕСКО
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  «АМАРАНТ»: ДОСЬЕ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА
  Владимир ПУЧКОВ, глава МЧС России
ЗАДАЧИ БУДУТ РЕШЕНЫ НА САМОМ ВЫСОКОМ УРОВНЕ
  Владимир ВЕТРОВ, генеральный директор ФГП ВО ЖДТ России
СТАЛЬНЫЕ МАГИСТРАЛИ ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ
  ОБЩЕСТВО
  ВЫ ЖДАЛИ ОТ ЧУБАЙСА ДРУГОЙ ОЦЕНКИ?
  ХРАНИТЕЛИ ПЕРНАТЫХ













СТРАТЕГИЯ развития конкуренции в образовании

Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации»

Бесплатное образование – конституционное право каждого гражданина России. Поэтому эта сфера финансируется государством. Однако специалист в образовании получает фиксированную оплату, вне зависимости от условий его труда (в лучшем случае за количество часов), а гражданин получает фиксированные услуги, практически не имея возможности самостоятельно выбрать специалиста, который предоставляет более высокое качество услуг.

Конкуренция внутри учреждений образования

В основе стратегии конкуренции два принципа. Первый – предоставление права выбора специалиста в сфере образования непосредственно перед посещением занятия. Второй – осуществление оплаты труда любого специалиста образования в зависимости от числа участвующих в занятиях учеников (студентов).

Выбор специалиста. Учащийся имеет при себе билет (пропуск), созданный с применением информационных технологий – с чипом о личных данных. У каждой аудитории стоит терминал, который автоматически фиксирует присутствие человека у конкретного преподавателя. Если во время занятия преподаватель не дал качественного материала, не вдохновил по данной дисциплине (или по любой другой причине, «просто не интересно»), учащийся может в следующий раз пойти на занятие к другому преподавателю или одномоментно сменить профиль своей специальности.

При такой стратегии практически не нужен лишний бюджет: терминал для одной аудитории – затраты несущественные по сравнению с самым простым ремонтом той же аудитории. При такой стратегии педагогам не нужно идти в коммерческую сферу. Нужно просто стать для всех учеников вдохновителем и открывателем новых горизонтов.

Конкуренция между учреждениями образования

Из школ аттестационные функции в целом уже выведены с помощью механизма ЕГЭ. Однако конкурентная среда не реализована полностью не только в вузах и ссузах, но и в школах.

Вузам целесообразно разрешить выдавать свои внутренние аттестаты, но государственный диплом о высшем образовании должна выдавать независимая комиссия. При этом, с целью ликвидации коррупции, так же как с ЕГЭ или компьютерным тестированием по ПДД, нужна понятная система тестов. После процедуры тестирования – прохождение через специальную комиссию. При этом на каждой встрече должен работать видеорегистратор, запись с которого должна оставаться в интернете и ее смог бы просмотреть любой желающий. Члены комиссии не должны знать, какой конкретно и из какого вуза к ним идет человек (должны знать только специальность), а студент не должен знать, кто конкретно будет в комиссии.

Большинство предметов присутствуют во всех вузах: математика, русский язык, иностранный язык, психология, философия и так далее. В целом студент должен иметь возможность выбирать между всеми преподавателями страны, которые преподают по дисциплинам его специальности. Если, например, студенту нравится математика в МИФИ у Иванова, физика в МГТУ им. Баумана у Петрова, а микропроцессоры в МГИУ у Сидорова? Значит, утром в МИФИ, днем в Бауманке, а вечером в МГИУ. Если не хватает времени на дорогу, он находит необходимые пары в каком-то одном вузе. Но право выбора преподавателя должно оставаться за самим студентом.

Что мы получим в результате?

1. Повышение статуса высшего образования в России и российского государственного диплома.
2. Здоровую конкуренцию в области образования, а значит и улучшение качества в этой сфере.
3. Одинаковые стартовые условия для всех вузов, ссузов и школ.
4. Естественное отмирание неэффективных образовательных учреждений.
5. Отсутствие необходимости разъединять или объединять какие-то вузы.
6. Свободу при выборе образовательных программ. Естественные конкурентные условия сами создадут качественные программы, которые смогут пройти через аттестацию, дадут качественное образование и трудоустройство для каждого гражданина России.

Информационно-аналитическое издание jjjj№111 2013



ОБРАЗОВАНИЕ

  Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАДРОВЫЙ ГОЛОД В ОПК?
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации»
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta