ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
2013-й – ГОД ПЕРВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ В СФЕРЕ ОБОРОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  Николай КОСТЮЧКОВ, генеральный директор ЗАО «НЭПТ»
ЗАО «НЭПТ»: КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ПЕРИМЕТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
  Николай НИКИФОРОВ, министр связи и массовых коммуникаций РФ
IT И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В РОССИИ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
  XVIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ»
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России
АДАПТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ И НОВЫМ ВЫЗОВАМ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
ШОС: УКРЕПЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КООПЕРАЦИИ
  Сергей НИКОЛЬСКИЙ, генеральный директор ООО «НПО Инженерные системы» (ИНСИСТЕМ)
INSYSTEM:ТЕХНОЛОГИИ 21 ВЕКА.
  ОБРАЗОВАНИЕ
  Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАДРОВЫЙ ГОЛОД В ОПК?
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации»
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ФОНД ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
  IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 2013-ВЕСНА»
  100-ЛЕТИЕ АЛЕКСАНДРА МАРИНЕСКО
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  «АМАРАНТ»: ДОСЬЕ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА
  Владимир ПУЧКОВ, глава МЧС России
ЗАДАЧИ БУДУТ РЕШЕНЫ НА САМОМ ВЫСОКОМ УРОВНЕ
  Владимир ВЕТРОВ, генеральный директор ФГП ВО ЖДТ России
СТАЛЬНЫЕ МАГИСТРАЛИ ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ
  ОБЩЕСТВО
  ВЫ ЖДАЛИ ОТ ЧУБАЙСА ДРУГОЙ ОЦЕНКИ?
  ХРАНИТЕЛИ ПЕРНАТЫХ













IT-сектор был и останется приоритетом для государства

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ

Премьер-министр провел заседание президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России по вопросу инновационного развития в сфере информационных технологий и телекоммуникаций.

Информационно-коммуникационные технологии – одна из самых динамичных и перспективных наших отраслей. В 2011 г. объем российского IT-рынка составил 650 млрд. руб., в 2012 г. – превысил 700 млрд. руб.

На мировом рынке информационных технологий у России репутация в целом благоприятная. Известно, что наши специалисты высоко ценятся и занимаются решением сложных алгоритмических задач, связанных с кибербезопасностью, которые касаются математического моделирования и обработки данных. Отечественная школа программистов действительно одна из лучших в мире, она конкурентоспособна в глобальном масштабе. Радует то, что все это сохраняется в мировом студенческом первенстве. Скажем, по программированию неоднократно побеждали наши команды – в частности, команда Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики. В 2012 г. российские школьники получили четыре золотые медали на Международной олимпиаде по информатике, разделив первое место со сборной Китая. Задел у нас хороший. И надо сделать все, чтобы таланты нашей молодежи раскрывались в полной мере именно в нашей стране. А для этого должна быть система поддержки такого рода деятельности.

Опережающее развитие информационных технологий определяет устойчивый рост практически всех отраслей экономики, именно поэтому IT-сектор был и останется приоритетом для государства. Для поддержки новых разработок предусмотрен 21 млрд. руб. в действующих государственных и федеральных целевых программах. Почти 2,5 млрд. руб. выделено вузам на приглашение ведущих ученых в области информационных технологий и реализации совместных проектов с промышленностью. И наконец, нашими отечественными институтами развития за последние несколько лет в отрасль вложено более 73 млрд. руб. Внешэкономбанк финансировал пять масштабных проектов в области развития элементной базы и создания инфраструктуры передачи данных на сумму практически 45 млрд. руб. Свой IT-кластер создал фонд «Сколково». Там зарегистрировано 238 участников и аккредитовано 35 венчурных фондов. «Роснано» одобрено к финансированию 13 проектов, тоже на значительные суммы. По линии Российской венчурной компании поддержано 35 проектов. В общем, институты развития свою лепту вносят: она уже достаточно весомая.

Еще одним фактором спроса на высокотехнологичные разработки являются программы инновационного развития инфраструктурных компаний с государственным участием, я имею в виду все компании, включая крупные, такие как «Ростелеком», «Почта России». Общий объем средств, который предусмотрен в них до 2015 г. на соответствующие цели, очень значительный – более 300 млрд. руб. В 2011 г. в НИОКР инвестировано более 1,5 млрд. руб. Деньги в отрасли есть. Но важно понять, что представляет из себя будущее индустрии, в каких направлениях это развитие будет происходить. Это и мобильные приложения, и обработка больших объемов данных (так называемая Big Data), и «облачные» технологии, конечно, и биоинформатика, и системы искусственного интеллекта, и целый ряд других направлений.

Наша совместная задача – создание условий для укрепления конкурентных позиций страны на глобальном рынке. Одна из особенностей отрасли – низкая капиталоемкость и абсолютно определяющая роль интеллектуального труда в создании продуктов и услуг. В этом контексте важно обеспечить эффективную патентную защиту, маркетинговое сопровождение разработок. Как известно, лидеры рынка тратят на это больше, чем на разработку новой продукции.

…Подготовка кадров для отрасли остается абсолютным приоритетом. Общее число работников IT-сферы составляет в настоящий момент 0,6% от занятого населения России. В экономически развитых странах этот показатель достигает 4–5%, а дополнительная потребность в высококвалифицированных специалистах оценивается компаниями отрасли не менее чем в 20–30% от общего числа выпускников в год.

Патентование и юридическая поддержка – тема исключительно важная и очень сложная, особенно в нашей стране. Затраты на патентование большие, и они по всей вероятности не могут быть существенно снижены. В то же время и в силу невысокой правовой культуры, в силу отсутствия денег в общем никто серьезно этим не занимается. Поэтому можно было бы подумать и о создании соответствующего фонда, для того чтобы заниматься патентной защитой. Надо понять, конечно, как он будет работать, на каких принципах, какова будет себестоимость одной заявки, ее оформления, сопровождения. Если это делать за государственный счет, придется думать еще и о том, каким образом отчитываться за всю эту работу. Это достаточно тонкая материя, но, с другой стороны, думать о том, каким образом защитить нашу интеллектуальную собственность, необходимо. И если на это нет денег у изобретателей, государству нужно создавать какие-то инструменты для этого.

www.government.ru

• В 2012 г. Россия заняла 56 место в ежегодном рейтинге развития ИКТ в мире (ранее – 77 место).
• В отрасли информационных технологий России работает более 400 тыс. человек, еще около 800 тыс. специалистов занято в других сферах экономики.
• Сектор информационных технологий увеличился до 716 млрд. руб., при этом общее количество ПК оценивается в 81 млн. шт. В 2012 г. Россия стала крупнейшим Интернет-рынком в Европе (около 70 млн. пользователей); число пользователей Интернета – 60 на 100 человек.
• Количество абонентов сотовой связи в России за III квартал 2012 г. выросло почти на 1% по сравнению со II кварталом 2012 г. и составило 250 млн. (число SIM-карт). Около 80% граждан имеют 2 и более сим-карты. 18% населения РФ старше 12 лет выходят в сеть посредством услуг сотовой связи.
• К концу 2012 г., в рамках реализации ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–2015 гг.», доля российского населения, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов, превысила 70%. Общий объем финансирования – 121,825 млрд. руб.



Аркадий ДВОРКОВИЧ, заместитель Председателя Правительства РФ
О ЛЬГОТАХ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Одна из форм государственной поддержки развития бизнеса в сфере информационных технологий – предоставление льгот по страховым взносам в Пенсионный фонд и в другие фонды обязательного страхования. Известно, что у этих льгот есть срок действия, и фактически речь идет о том, что в какой-то момент эти льготы перестанут действовать, хотя и они не являются всеобъемлющими, то есть не распространяются на многие компании.

Когда эти льготы вводились, у нас действительно были риски, что они не будут эффективными. Но жизнь показала, что те, кто может воспользоваться льготами, те работают достаточно эффективно. Можно было бы проработать вопрос о расширении спектра получателей соответствующих льгот и о снятии нынешнего довольно короткого срока, в который действуют эти льготы. Конечно, местонахождение центра прибыли очень важно, и, наверное, это самое главное. Но все-таки хотелось бы, чтобы и рабочие места тоже создавались у нас, и соответствующие компании имели сотрудников здесь, в России. А при доле выручки относительно фонда оплаты труда 50–60, а иногда и 70%, при нынешних ставках страховых взносов это просто нереально. Нужно понимать, что это очень мобильный бизнес, ему очень легко переместиться в соседние страны, в Восточную Европу, и мы просто потеряем эти рабочие места. Да, может быть, центр прибыли останется, и в этом смысле мы останемся конкурентоспособными, но постепенно будем эту конкурентоспособность терять.



Аркадий ВОЛОЖ, генеральный директор ООО «Яндекс»
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТКРЫТОСТИ

Если мы посмотрим на абсолютно любой сервис, которым пользуемся на компьютере, в телефоне, то видим простой интерфейс. На самом деле за ним стоит обработка огромного числа данных, поступающих из тысяч разных источников. И если с изготовлением интерфейсов самых массовых сервисов, с обработкой данных легко справляется бизнес, то данные очень часто поступают и производятся где-то на государственном или муниципальном уровне. Есть тысячи разных организаций, которые занимаются своей непосредственной деятельностью: лечат людей, подметают улицы, перевозят народ, выдают документы. Но было бы неплохо вменить им в обязанность, помимо выполнения основных функций, изготавливать массовые информационные сервисы. Это один подход. Другой подход – пусть они просто отдадут свои данные. Найдется целая экосистема, огромная экосистема бизнеса, которая выстроится за этими данными и будет производить тысячи разных приложений.

Для того чтобы такой подход существовал, нужно эти данные открыть, сделать доступными, и речь идет об очень разном виде данных. Это может быть геологическая информация, это может быть список предприятий, это может быть расписание общественного транспорта. Существуют сотни разных источников информации. Требования к этим данным понятны: они много где описаны, они должны быть полными, они должны все время обновляться и так далее. Более или менее понятно, что нужно делать, чтобы эти данные добрались до пользователя. Они должны быть открытыми на правовом уровне, то есть должно быть регулирование, которое заставляет их быть открытыми. И в этой части еще много чего надо делать. На самом деле эта часть во многом уже пройдена: во многих отраслях есть регулирование, заставляющее данные быть открытыми. Но одно дело – просто в законе написать, что данные должны быть открытыми, другое дело – как сделать, чтобы к этим данным реально был доступ. Потому что открытые данные… Ну вот они открытые где-то лежат, даже оцифрованные, где-то на полках. Что такое реально открытые данные? Это когда по коммуникационным сетям, через интернет можно эти данные в каком-то формате любому стартапу, любой организации достать и сделать из них сервис. Как пройти этот путь от формально открытых до реальных данных, находящихся в доступе, – вот это задача, которую надо решить, которую надо пройти. Эта работа уже ведется. Хочется как-то собрать ее всю в одно место, и наше конкретное предложение было бы создать какую-то экспертную группу, комитет, где бы мы все, что делается по открытым данным, обсуждали вместе с представителями Правительства, с представителями отрасли, с экспертами, и надеюсь, через год-два эти данные реально можно будет использовать везде.

Информационно-аналитическое издание jjjj№111 2013



ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

  Владимир ПУТИН, Президент России
РОССИЯ ДОЛЖНА ОПЕРЕЖАТЬ ПО ТЕМПАМ РОСТА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
IT-СЕКТОР БЫЛ И ОСТАНЕТСЯ ПРИОРИТЕТОМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta