ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
РОССИЯ ДОЛЖНА ОПЕРЕЖАТЬ ПО ТЕМПАМ РОСТА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
IT-СЕКТОР БЫЛ И ОСТАНЕТСЯ ПРИОРИТЕТОМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
ШОС: УКРЕПЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КООПЕРАЦИИ
  Сергей НИКОЛЬСКИЙ, генеральный директор ООО «НПО Инженерные системы» (ИНСИСТЕМ)
INSYSTEM:ТЕХНОЛОГИИ 21 ВЕКА.
  ОБРАЗОВАНИЕ
  Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАДРОВЫЙ ГОЛОД В ОПК?
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации»
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ФОНД ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
  IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 2013-ВЕСНА»
  100-ЛЕТИЕ АЛЕКСАНДРА МАРИНЕСКО
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  «АМАРАНТ»: ДОСЬЕ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА
  Владимир ПУЧКОВ, глава МЧС России
ЗАДАЧИ БУДУТ РЕШЕНЫ НА САМОМ ВЫСОКОМ УРОВНЕ
  Владимир ВЕТРОВ, генеральный директор ФГП ВО ЖДТ России
СТАЛЬНЫЕ МАГИСТРАЛИ ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ
  ОБЩЕСТВО
  ВЫ ЖДАЛИ ОТ ЧУБАЙСА ДРУГОЙ ОЦЕНКИ?
  ХРАНИТЕЛИ ПЕРНАТЫХ

























2013-й – год первых инновационных продуктов в сфере оборонной безопасности

Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ

Дмитрий Рогозин провел заседание Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, а также первое заседание Совета по государственно-частному партнерству при ВПК.

Проблема кадров для ОПК – ключевая

Без кадрового наполнения военной науки, кадрового обновления предприятий оборонно-промышленного комплекса задачи, которые стоят в рамках госпрограммы вооружений, решены быть не могут.

В результате принимаемых мер должна измениться система отбора и подготовки кадров для ОПК. В технические вузы мы должны набирать лучших из лучших, а не так, как теперь: по остаточному принципу. Вопрос кадров для ОПК – не отраслевой: это вопрос подхода государства, общества, нации к тому, чтобы наиболее значимые направления, связанные с обороной и безопасностью, наполнить четким и понятным содержанием. Профессии рабочего, инженера, конструктора, технолога должны стать авторитетными и престижными. Это вопрос не технический, не экономический, это политический вопрос, вопрос лица, содержания политики большой страны.

Пора навести порядок

До сих пор сотрудничество оборонно-промышленного комплекса страны и частного бизнеса имело только две формы взаимодействия – государственный контракт и приватизация. Каждая из них никогда не учитывала особенности интересов сторон. В результате отечественная «оборонка» имеет значительную долю государства, в отличие от других военных держав, где доля частого бизнеса в сфере ОПК достигает 60 %. Но даже те формы работы, которые применяются на сегодняшний момент, вызывают много вопросов. И чтобы представители частного бизнеса могли взять на себя риски проведения за свой счет научно-исследовательских работ, связанных с отстаиванием своего права на интеллектуальную собственность, на соучастие в перспективных исследованиях, нам надо навести в этой сфере порядок.

Те частные компании, которые пришли в ОПК, сталкиваются сегодня с серьезными проблемами, в том числе в вопросах отстаивания прав на интеллектуальную собственность и на участие в перспективных исследованиях. В этой связи необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу. Государство в свою очередь готово слушать и слышать предложения, на основании которых будут сформированы нормативная и правовая базы для успешного и стабильного вовлечения бизнеса в партнерство с государством. Будем оказывать содействие бизнесу, поддерживать те добрые начинания, которые направлены на укрепление национальной обороны.

Повышение конкурентоспособности

Мы заинтересованы в том, чтобы доля частного бизнеса в российской оборонке была увеличена по той простой причине, что это создает необходимую конкурентную среду внутри страны, усиливает конкурентные способности России на внешних рынках продажи оружия и реализации военной специальной техники. Нам надо помнить, что в современном конкурентном мире мы боремся за первые места в этой сфере производства, и пока нам это удается очень большой кровью. Для того чтобы успех стал стабильным, этим должны заниматься корпорации. Для этого у них есть свои компетенции, свои подходы, свои ресурсы, свои кадры. Такие корпорации сейчас формируются.

Кроме того, мы ожидаем, что с приходом частного бизнеса в ОПК придут свежие идеи и их носители, то есть люди, способные рисковать, защищать свою позицию, способные иногда низвергать традиции и излишние нормы, до сих пор регламентирующие работу в этой сфере, и обеспечить качественный рывок вперед. Также нам крайне важно рассчитывать на поддержку частного капитала в вопросах учебы и образования для подготовки талантливых кадров для российской оборонной промышленности.

Настало время конкретных результатов

2013 год должен стать годом первых инновационных продуктов в сфере оборонной безопасности. И этому процессу должен способствовать закон «О государственном оборонном заказе» (Федеральный закон №275-ФЗ, принятый Госдумой 19 декабря 2012 г., одобренный Советом Федерации 26 декабря 2012 г. и подписанный Президентом 30 декабря 2012 г., вступил в силу с 1 января 2013 г. – Ред.). Документ кардинальным образом меняет процесс ценообразования. С фиксированной стоимостью, которую предусматривала прежняя редакция закона, мы реально могли производить какие-то простые изделия. Подвод-ные ракетоносцы, стратегические бомбардировщики, авианосцы, когда не знаешь, что будет через 7–8 лет, производить было невозможно. Фактически старая редакция закона накладывала запрет на перспективное планирование, не говоря уже о загоризонтном.

Теперь мы сможем выработать систему контрактов, и они будут более гибкими в отношениях между промышленностью и государственным заказчиком. Эти контракты предполагают различные схемы ценообразования в зависимости от сложности технологического задания, самой продукции, которая будет производиться. Роль будет играть и форма собственности предприятия, с которым будет заключаться соглашение.

Настало время конкретных результатов. Минувший год у нас ушел на отстаивание промышленностью своих интересов. В итоге Федеральная служба по оборонному заказу была выведена из-под государственного заказчика, теперь она может быть объективной и в вопросе размещения гособоронзаказа, и контроле за его исполнением. Новая структура Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ уже завоевала право быть неким арбитром между оборонно-промышленным комплексом и заказывающим ведомством.



Михаил АБЫЗОВ, министр РФ, председатель совета по государственно-частному партнерству при ВПК при Правительстве РФ
ОПЫТ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ

Без реального сотрудничества бизнеса и государства в ОПК изменить лицо и эффективность этого сектора экономики невозможно. Один частный рубль, вложенный в ОПК, равен пяти государственным. Частный бизнес имеет не только свойство к риску, но и совсем другую степень ответственности за принимаемые экономические и инвестиционные решения. Это означает, что инвестиции частного сектора имеют большую устойчивость и большую эффективность. Важно не только привлечь частный капитал к реализации программы ОПК по переоснащению вооруженных сил, которая обеспечена бюджетом, но и с помощью привлечения частного капитала повысить эффективность реализации этой программы. У частного бизнеса есть соответствующий опыт конкурентной борьбы. Мы должны создавать продукцию, способную конкурировать с ведущими образцами мирового рынка.

Сегодня у представителей бизнеса существует немало сомнений относительно прозрачности реализации механизмов государственно-частного партнерства. Мы должны руководствоваться не терминологией освоения денег и ежегодного отчета, насколько выполнен оборонный заказ, насколько освоены денежные ресурсы, а перейти к тому, насколько это эффективно. В этом направлении сделан уже один важный шаг: провозглашена равнодоступность, одинаковые правила и условия для всех участников партнерства.



Юрий СЛЮСАРЬ, заместитель министра промышленности и торговли РФ
КОНЦЕПЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Разработана Концепция применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере ОПК России в интересах создания и производства нового поколения вооружения, военной и специальной техники. Стратегическая цель сотрудничества включает в себя привлечение в данную сферу компетенций, кадров, инноваций, технологий, капитала и опыта управления частных предприятий и организаций для совместного решения задач обеспечения национальной безопасности, повышения эффективности использования средств федерального бюджета и активов предприятий, организаций и учреждений ОПК, совместной разработки и реализации инвестиционных и инновационных проектов, совершенствования управления и информационно-аналитического обеспечения в сфере ОПК, налаживания трансфера технологий и комплексного развития военного и гражданского сектора научно-промышленного комплекса РФ. Это должно привести к созданию высокотехнологичных рабочих мест, повышению научно-технического и производственно-технологического потенциала ОПК, конкурентоспособности и высокому качеству продукции.



Владимир АВЕТИСЯН, советник генерального директора ГК «Ростехнологии», председатель Самарского регионального отделения ОООР «СоюзМаш России»
ВЫБОР МОДЕЛИ

Важно определить сферу применения государственно-частного партнерства в области ОПК. Необходимо сформулировать полный реестр требований к работе частных компаний в этой отрасли, правовые формы интеграции государства и частного капитала в таком партнерстве и опробовать сотрудничество на построении разных моделей – от полного производственного цикла, находящегося в частных руках, смешанных форм собственности до применения механизма концессий доверительного управления, чтобы понять, какая модель наиболее эффективна.



Сергей НЕДОРОСЛЕВ, председатель совета директоров ООО «УК «Каскол»

Везде в мире существует специфика государственно-частного партнерства в ОПК, в том числе и в России. Она заключается в том, что есть определенные требования к секретности, к допуску сотрудников, к регулированию этой деятельности. И государству важно провести регулирование так, чтобы с одной стороны оно могло защищать национальные интересы, а с другой – способствовать широкому развитию частного бизнеса именно в этой отрасли.

Для России это дело новое. В СССР производство продукции оборонного назначения, средств производства и сервисов было делом исключительно государственных предприятий. Сегодня большую часть работ взяли на себя частные предприятия. Поэтому необходима площадка, где могла бы возникнуть обратная связь между комиссией ВПК и частными предприятиями, готовыми инвестировать в «оборонку».

Информационно-аналитическое издание jjjj№111 2013



ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ

  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
2013-й – ГОД ПЕРВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ В СФЕРЕ ОБОРОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  Николай КОСТЮЧКОВ, генеральный директор ЗАО «НЭПТ»
ЗАО «НЭПТ»: КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ПЕРИМЕТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
  Николай НИКИФОРОВ, министр связи и массовых коммуникаций РФ
IT И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В РОССИИ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
  XVIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ»
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России
АДАПТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ И НОВЫМ ВЫЗОВАМ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta