ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России:
ИННОВАЦИИ – НЕ САМОЦЕЛЬ, А ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
МЕНЯЕТСЯ МИР – МЕНЯЕМСЯ МЫ
  ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2011
  Валентина ПЕТРЕНКО, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению:
ЗДОРОВЬЕ РОССИЯН ПОД НАДЕЖНОЙ ОХРАНОЙ
  Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:
НАМ УДАЛОСЬ ИЗМЕНИТЬ ИДЕОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  Леонид ПЕЧАТНИКОВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы:
ПОВЕРНУТЬ МЕДИЦИНУ ЛИЦОМ К БОЛЬНОМУ
  ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА, НАУКИ И БИЗНЕСА
  Юрий ХАЛИТОВ, директор ФГУП «Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины» ФМБА России
ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ ИННОВАЦИЙ: НАУКА, ПРОИЗВОДСТВО, ВНЕДРЕНИЕ
  Валерий КАЧАК, д.э.н., профессор, директор Департамента приоритетных направлений науки и технологий Министерства образования и науки РФ
НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ – ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
  Леонид РОШАЛЬ, д.м.н., профессор, президент Национальной медицинской палаты (НМП):
НАМ УДАЛОСЬ ОТСТОЯТЬ ПОЗИЦИИ МЕДИКОВ, МЫ ДОКАЗАЛИ, ЧТО НАШЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МНЕНИЕ МОЖЕТ И ДОЛЖНО ВЛИЯТЬ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ
  ФЛАГМАН ПРОИЗВОДСТВА МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
  EXPOPRIORITY'2011
  Сергей ИВАНЕЦ, заместитель министра образования и науки РФ:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ – ОСНОВНАЯ ГОРДОСТЬ НАШЕЙ СТРАНЫ
  Владислав МАЛЬКЕВИЧ, генеральный директор ЦВК «Экспоцентр»
В ИНТЕРЕСАХ БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ РОССИИ
  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ОТ ИДЕИ ДО КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ
  Антон ИВАНОВ, председатель Высшего арбитражного суда РФ
ТРИ АРГУМЕНТА «ЗА»
  Павел КРАШЕНИННИКОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ
  Галина КАЛИНИНА, руководитель проекта «Expopriority»
МОСТ МЕЖДУ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ
  НАНОТЕХНОЛОГИИ: ГОРИЗОНТЫ РОССИИ
  Алексей АНАНЧЕНКО, к.и.н., ведущий эксперт рубрики «Нанотехнологии: горизонты России»
НАНОМИР ИЗМЕНИТ НАШ МИР
  ИННОВАЦИИ: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  Андрей СВИНАРЕНКО, генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ, заместитель председателя правления ОАО «РОСНАНО»:
ПРОДУКТ ЕСТЬ, НО ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРОДАТЬ
  Леонид МЕЛАМЕД, генеральный директор холдинговой компании «Композит»:
БЕЗ «УМНЫХ» ПРОГРАММ РЫНОК НЕ РАСКАЧАТЬ
  Валерий КАГАДЕЙ, заместитель генерального директора ЗАО «НПФ «Микран»:
КОНКУРИРОВАТЬ ТЯЖЕЛО, НО ВОЗМОЖНО
  Алексей ГОНЧАРОВ, генеральный директор ЗАО «Уралпластик-Н»:
РОЖДЕНИЕ РОСНАНО – ЭТО ПРОСТО КРИК ДУШИ
  ОБЩЕСТВО
  ПОЧЕМУ РОССИЯНЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ ГОСУДАРЕВУ ЗАБОТУ?
  СУД ПОДДЕРЖАЛ МОНСТРА
  ТЕХНОЛОГИИ
  БЕЗОПАСНОСТЬ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ
  СТРОИТЬ ПО ЗАКОНУ
  «ЗАКАЗЧИК – ПОСТАВЩИК»: БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ
  СТРОИТЕЛЬСТВО
  ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
  КНИГИ
  ОКТЯБРЬ 17-ГО: РЕВОЛЮЦИЯ? ПЕРЕВОРОТ? В ЭТО ВРЕМЯ МНОГОЕ ЕЩЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЛОСЬ
  КУЛЬТУРА
  НАШЕ ВРЕМЯ – XXI ВЕК
























БЕЗ ЭЛЕКТРОНИКИ НЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

Борис МАЛАШЕВИЧ, ветеран микроэлектроники, главный специалист ОАО «Ангстрем»

Электроника родилась в 1896 г. в России в виде радиоприемника А.С. Попова. До революции отечественная электроника соответствовала мировому уровню. В советское время, в результате политического противостояния двух систем, она развивалась в изоляции от мировой электроники. Это развитие было неравномерным, с кризисами и рывками.


Три кризиса

Первый кризис проявился во время Великой Отечественной войны. Сравнивая эффективность английской и нашей ПВО, руководство страны поняло особую важность электроники. В 1943 г., в разгар войны, вышло постановление «О радиолокации …», послужившее мощным стимулом развития электроники. В результате наша разрушенная войной страна во многом обогнала США, развившиеся на той же войне. Первые в мире: спутник и космонавт, атомная электростанция (в Обнинске), пассажирский реактивный самолет (ТУ-104), компьютер-миллионник (К340А), крупнейший пассажирский самолёт (ТУ-114) и многие другие приоритеты были наши.

Эти успехи вынудили США отказаться от плана войны против СССР, назначенной на 1 января 1957 г. («Operation Dropshot» – операция «Последний выстрел». Планировалось сбросить на СССР 300 50-килотонных атомных и 200 тыс. т обычных бомб. В результате войны предполагалось убить свыше 100 млн. человек, около половины нашего населения). Этот отказ – убедительная иллюстрация зависимости безопасности нашей страны от уровня развития её электроники.

Второй кризис. К началу 60-х годов мировая электроника переживала кризис – возможности микроминиатюризации электронной аппаратуры на дискретных элементах были исчерпаны. Требовались иные технические решения, и они были найдены – микроэлектроника. В 1962 г. начали серийное производство микросхем ф. Fairchaild (серия "Micrologic"), Texas Instruments (серия "SN-51") в США и Рижским ЗППП (серия «Р12-2») в СССР. Тогда руководство страны поняло особую роль микроэлектроники. И 8 сентября 1962 г. вышло постановление о её развитии с созданием НИИ, КБ и заводов во многих городах страны.

Проблемы микроэлектроники нам приходилось решать самостоятельно. Странами НАТО был создан международный комитет КОКОМ, изолирующий СССР от международной кооперации, прежде всего в микроэлектронике – базовой отрасли.

Действительно, микроэлектроника – особая, базовая область науки и техники, определяющая уровень развития других отраслей. Главенствующие ныне информационные технологии появились исключительно благодаря микроэлектронике. Следовательно, её развитие должно иметь высший приоритет в государственной политике.

Так дело обстоит в США и Японии, поэтому эти страны лидируют и в микроэлектронике, и во многих других отраслях науки и техники, для которых она является локомотивом. Так к микроэлектронике стал относиться Китай, и он стремительно выходит в лидеры. Так к микроэлектронике 1962–1978 гг. относились у нас, и тогда наша микроэлектроника входила в тройку мировых лидеров. Изолированный от международной кооперации, СССР был единственной в мире страной, владевшей всеми микроэлектронными технологиями, полностью обеспеченными своей научно-промышленной инфраструктурой. И обеспечивал свои потребности в микроэлектронике.

Третий кризис. Положение осложнилось к концу 70-х годов. Модернизационные возможности парка технологического оборудования для совершенствования микроэлектронных технологий были исчерпаны. А перевооружение требовало крупных капитальных вложений. Минэлектронпром своевременно, в 1978 г., подготовил программу перевооружения и дальнейшего развития микроэлектроники и проект соответствующего постановления. Но оно выпущено не было – приближалась «Олимпиада-80» в Москве, и для руководства страны она оказалась важнее – на микроэлектронику средств не хватило.

С этого началось прогрессирующее отставание отечественной микроэлектроники и всей экономики, усугубленное затем политическими реформами в стране до катастрофического. И эта катастрофа продолжается до сих пор. Россия потеряла электронную независимость. Фактически наши западные «партнёры» держат Россию «на коротком электронном поводке», избирательно регулируя поставки нам микроэлектроники механизмом лицензирования. Их избирательность строится на разделении микроэлектроники на потребительскую (consume), индустриальную (industry) и специальную (military).

Потребительская и индустриальная микроэлектроники являются объектами широкой международной кооперации, в которую ныне допущена и Россия. Этот рынок давно поделен, и новым игрокам пробиться на него трудно. Но искусственных ограничений для России на нём нет. В России для отечественного производителя было бы достаточно таможенных и налоговых льгот, государственных и корпоративных заказов.

На пороге кибервойн

Иная ситуация в специальной микроэлектронике. Так как это изделия для стратегически значимых систем, в рыночные отношения вторгается политика. Поставка в Россию военной микроэлектроники, а также оборудования, технологий и материалов для производства, требуют получения лицензий ГД США, которые, как правило, не выдаются. Попытки применения импортированных микросхем класса industry вместо military уже привели к негативным результатам – некоторые из наших спутников потеряли работоспособность из-за их отказа. Поставка технологического оборудования обусловлена определенной номенклатурой изделий, которые разрешается выпускать на нём в России. Так США управляют развитием российской электроники в своих интересах.

Оснований ожидать изменения политики США нет. Противостояние США и России будет продолжаться, пока одна из стран не утратит статус Великой державы. Это подтверждается принятием США в 2010 г. доктрины кибернетических войн (AFDD3-12 Cyberspace Operations) с образованием кибернетический войск. Очевидно, что кибернетическое командование США (USCYBERCOM) не может не воспользоваться их лидерством в области микроэлектроники. Оно не может не использовать возможность введения в микропроцессоры специальных аппаратных и программных диверсионных «закладок», включаемых в нужный для США момент. Обнаружить аппаратные или неизвестные программные «закладки» невозможно, именно поэтому процветают антивирусные фирмы – вирус нового типа, пока не навредил и не изучен, не обнаруживается.

А третий кризис отечественной микроэлектроники продолжается. Выйти из него можно только на основе радикальных мер, аналогичных действиям 1943 и 1962 гг. Экономическое, политическое и военное состояние России в настоящее время несравненно лучше, чем тогда, и это, наверное, расслабляет.

Задача состоит в возрождении национальной специальной микроэлектроники. Только так можно вернуть электронную независимость России и гарантировать её государственную безопасность.

Специальная микроэлектроника имеет ряд особенностей. Это многопрофильное мультитехнологичное производство и невысокие топологические нормы (0,18–0,35 мкм), определяемые более жесткими условиями эксплуатации. Такая задача вполне посильна для России. Это не дёшево и не просто. Но мы теряем больше, например, в отказавших спутниках. Выросло уже два поколения россиян (двадцати- и сорокалетних) с ложным стереотипом отношения к отечественной микроэлектронике. Необходим решительный шаг, и помешать ему может только одно – отсутствие консолидации электронного сообщества страны, ее властных и деловых структур.

Что делать?

8 августа 2012 г. – 50-летний юбилей отечественной микроэлектроники. Целесообразно превратить его в созидательную акцию федерального значения, консолидирующую электронное сообщество страны и организующую подготовку им для властных и деловых структур программы возрождения отечественной специальной микроэлектроники. Главное в этой акции – проведение весной 2012 г. серии региональных и корпоративных конференций и совещаний на тему «Возрождение отечественной специальной микроэлектроники». С обобщением их результатов и проведением 8 августа 2012 г. федерального форума с участием высших властных и деловых структур, с обсуждением концепции и плана возрождения отечественной микроэлектроники. С принятием соответствующих обращений к Федеральному собранию РФ, Президенту РФ и Правительству РФ.

Оставшиеся восемь месяцев до юбилея – достаточный срок для качественной подготовки к проведению этой важной акции.

Информационно-аналитическое издание jjjj№101 2011



ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС

  Борис МАЛАШЕВИЧ, ветеран микроэлектроники, главный специалист ОАО «Ангстрем»
БЕЗ ЭЛЕКТРОНИКИ НЕТ БЕЗОПАСНОСТИ
  РЫНОК ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ: ИТОГИ, ЗАДАЧИ, ТЕНДЕНЦИИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta